Рабочие процессы декабря

Станислав Климов
Теплоходы расставлены, согласно схеме, на зимние каникулы, то бишь, на отстой, лишние люди, дабы не мешать нормальному рабочему процессу, не нарушать, так сказать «кислотно-щелочной баланс» ремонтных мастерских, отправлены в отпуска и отгулы. Оставлен тот самый минимум, способный обеспечивать стабильную, бесперебойную работу по ремонту и обслуживанию флота. Дров запасено достаточно, необходимые суда стоят на городках там, где им необходимо находиться. Тишь да гладь, да Божья благодать. Это – зима, долгая и суровая, белая и снежная, красивая и, порядком надоедающая к своему венцу, якутская зима.

Наступает время серьезного похолодания, замерзания льда и обмерзания плавсредств затона, а недалеко и время самого холодного, очень холодного периода зимы – декабря. Температуры зашкаливают, порой, за минус пятьдесят, ничего невозможно делать на улице, да и стоит ли того работа, что бы люди обмораживались и портили свое здоровье, получали инвалидности. Нет, конечно, нет, такие дни называются – актированные, значит, составляется документ о том, что температура запредельная и все работники, проводящие свои ремонты и обслуживания в холодных корпусах и надстройках судов или на улице, плавно перетекают в теплые цеха. В них тоже работенка найдется: здесь и заготовка знаков судоходной обстановки для путейской братии на следующую навигацию в столярной цеху, здесь и переборка двигателей, насосов и вспомогательного оборудования в котельном цеху, здесь и ревизионные работы в теплых складах и на кислородной станции. Много чего еще может придумать начальник мастерских, на то у него и голова большая, и должность начальствующая, и зарплата соответствующая, что бы народец, желающий в такие морозы забиться куда-нибудь, к теплой батарее и поспать до окончания рабочего дня, не дремал. Не просто отбывал свой восьмичасовой номер на работе, исправно и своевременно получая за это заработную плату, а конкретно, делал что-нибудь полезное для своего будущего блага и другим помогал.

Но время сильных морозов и актированных дней рано или поздно кончается, лед намерзает достаточной толщины, что бы по нему можно было ездить на тяжелой автотракторной технике. Теплоходы достаточно вмерзают в этот самый лед и обрастают им до такой степени, что начальством одобрено и разрешено приступать к самому трудоемкому, тяжелому, хорошо оплачиваемому и опасному мероприятию – выморозка винто-рулевых комплексов, валовых линий и подводных частей корпусов судов. Сама по себе, работа подручными средствами по долблению и крошению льда из-под судов напоминает «Сизифов труд», опять где-то примерно позапрошлого века. Тогда пешнями, лопатами, заточенными топорами на ручках люди долбили толстый слой льда, что бы вывести на свет Божий вал, винт или насадку для демонтажа, часть корпуса или днища для замера толщин и полной дефектации. Никакой электротехники, все в ручную! Сами выморозчики говорят, что так удобнее, спокойнее, чувствуешь, когда лед под ногами становится тонким и пора заканчивать и оставлять для промерзания дальше, дальше и дальше, пока не выдолбят все то, что необходимо.

- Им дай волю бензопилами работать, так они по десять раз по одному месту водить будут, - пояснял смысл ручной обработки подводных частей судов старый опытный капитан, - не чувствует рука такую технику, не чувствует и все тут.
- Но это же вчерашний день, - пытаюсь возразить, что бы как-то помочь людям облегчить их труд.
- Нет, нормально все. Наш затон, ведь, расположен в устьевом участке Мокуи и подо льдом идет постоянное движение воды, течение, газовые пузырьки выходят, слизывает ледовую корку снизу, делая ее тоньше. В таких местах лед чувствителен на каждый звук и неаккуратное обращение. Чуть не так ткнешь пилу и все, амба, насквозь, - доходчиво пояснял он дальше, понимая, что нашел «свободные уши» безграмотного в этом деле человека, - пешней-то оно сподручнее и аккуратнее, да и здоровью такой физический труд на морозе не помешает.
- Хорошо, я просто хотел, как лучше, но понимаю, что профан в таком деле, - успокоился я, махнув рукой и отпуская специалиста в затон.

Может, и вправду, так лучше, зато точно не замерзнут, физически напряженный труд согревает лучше спиртного и от этого одна польза организму. И так, квадрат за квадратом, отсек за отсеком, вымораживается и выдалбливается все, все намеченное и необходимое. Если попадается неумеха, может отсек или всю майну затопить, нечаянно сильно вдарив пешней там, где уже достаточно тонко. Вода хлыщет в вымороженный отсек и работа предыдущих двух-четырех дней, а то и недель проходит зря и тогда точно «Сизифов труд». А тут еще, как назло, морозы отпустили и теперь жди, когда в отсеке вода замерзнет и придется начинать все сначала. Ну, да ничего, время еще есть, зима длинная, морозов на всех и все хватит, подождем. Можно и на другое место перейти долбить, только неумеха уже осторожнее подходит к работе, добросовестнее, тише и аккуратнее машет ударным инструментом, больше головой думает, чем руками бездумно машет, конечно, оплата за эту работу производится за вымороженные кубометры, а не проведенные на выморозке часы. Так что, товарищ выморозчик, «тебе и карты в руки, и бронепоезд на встречу».

Время периодически загоняет людей в тепло, выгоняет на лед и в теплоходы, идет своим чередом зимнего ремонта для успешного проведения будущей навигации. Как говорится – что потопаешь, то и полопаешь. Сварщики-котельщики благополучно переходят со своими резаками и сварочными аппаратами от объекта к объекту, от судна к судну, от корпуса к корпусу, столяры пополняют штакетники с обстановочным имуществом новыми пачками изготовленных знаков, рамщики на пилораме увеличивают объемы распилованного материала и дров, отлета и опилок, выморозчики увеличивают горы льда вокруг своих судов. Любо-дорого смотреть, работа двигается вперед, даже, не смотря на серьезные якутские морозы и снегопады, длиннющие ночи и коротенькие дни. В самый разгар работ световой день позволяет добросовестно работать только с десяти утра до пятнадцати дня, и все, амба, темновато, однако.

И все равно, работы идут на убыль, объемы на прибыль, так потихоньку зимний судоремонт с его морозами и оттепелями, праздничными новогодними каникулами, о которых отдельно, рабочими субботами, подходит к концу, где самое основное, намеченное на холодное время межнавигационного периода, выполняется. Честь и хвала всем, кто принимает в этом участие!