Эссе по фильму М. Скорсезе Молчание

Александр Ассельборн
Эссе по фильму Мартина Скорсезе «Молчание» (2016)

Молчание… Как тягостно человеку чувствовать одиночество, оставленность, забытость Универсумом! Как он может ощущать небытие той Сущности, с которой так мечтает соединиться? Почему так случается, что связь, бывшая такой чудесной и прекрасной в прошлом, оборвалась, и кажется, что ее уже никогда не восстановить более?..
Молчание… Разве Субстанция оставляет человека когда-либо? Разве она не рядом, когда ему плохо? Действительно ли может произойти это кажущееся невозможным отстранение Объекта вовне?..
Как ответить на все эти глубокие экзистенциальные вопросы? Бесспорно, существуют теоретические ответы на них (в рамках различных философских и религиозных систем), но каждый человек сам решает, какую точку зрения ему принять. Это решение исходит зачастую не от доктрины, принимается не под влиянием рациональных аргументов, но скорее из индивидуальных чувственных переживаний самого субъекта.
При рассмотрении затронутой темы я опираюсь в первую очередь на идеалистические представления о Вселенной – в общем, и на христианскую теологию – в частности.
Итак, после введения, постановки вопросов и необходимых условий, я перейду непосредственно к анализу самого фильма.
XVII век, Португалия… Отец Родригез – священник Католической Церкви, монах ордена Иезуитов. Вместе со своим духовным братом отцом Гарупой он отправляется их духовным наставником отцом Валиньяно в Японию на поиски отрекшегося от веры отца Феррейры, который осуществлял там миссионерскую деятельность. Отец Родригез и отец Гарупа – ученики отца Феррейры. Узнав о такой печальной новости о своем учителе, они не верят в это и показывают страстное желание отправиться на поиски наставника, чтобы узнать правду.
XVII век, Япония… Христиане гонимы, мучимы и убиваемы руководством страны, представители которой являются буддистами по вероисповеданию (это вообще совместимо?). Данное обстоятельство усложняет пребывание священников в стране: они вынуждены скрываться…

Не стану описывать весь сюжет. Скажу лишь, что в определенный момент отец Гарупа погибает (не без участия японских мучителей), а отец Родригез остается в живых (так сложились обстоятельства). Иноуи (правитель местности, в которой находится отец Родригез) различными мерами вынуждает священника отречься от веры, но христианин (хоть и не без труда) стойко стоит на своих позициях. Наконец Инквизитор (прозвище Иноуи) устраивает встречу отца Родригеза и отца Феррейры. Оказалось, что отец Феррейра действительно отрекся от веры. Теперь он японский гражданин по имени Савано, женившийся на японке, принявший буддизм и занимающийся наукой. В итоге отцу Родригезу устраивается последнее испытание: пятерых христиан, отрекшихся от веры, подвешивают определенным образом над ямами, от чего они невыносимо страдают. Савано увещевает своего ученика: «Отрекись от веры, не ради Бога, ради этих бедных людей. Христос, будучи на твоем месте, сделал бы то же самое…» Наконец отец Родригез принимает решение: он выполняет требование властей, наступив на образ Иисуса Христа и тем самым предав свою религию…
Идут годы… Бывший священник отец Родригез принял гражданство Японии и стал Окадой. Вместе с Савано он выполняет правительственные поручения, а именно: проверяет вещи голландских торговцев, приехавших в страну, на наличие христианской символики. Через некоторое время Савано умирает от старости, и Окада берет его жену себе. Его семья регулярно проверяется на лояльность власти путем наступания на христианскую икону: Окада и его близкие не представляют для нее опасности. Вот так, некогда ревностный христианин изменяет своей религиозной идеологии и становится, с внешней точки зрения, совершенно чуждым христианству человеком. Об этом можно было бы горько плакать, если бы не один интересный момент в конце фильма. Когда Окада умер, его жена, чудесным образом избежав разоблачения от администрации, совершала погребальный обряд и вложила в руку умершего мужа… крест. Именно на этой ноте в душе зрителя может возникнуть океан христианского сочувствия: что, если антихристианские действия Совано и Окады были обусловлены лишь страхом, вызванным сложившейся невозможностью действовать иначе, а где-то глубоко в своих душах они оставались христианами?.. Таким открытым концом завершается фильм, оставляя за собой неустранимое желание поразмыслить над вопросом: действительно ли был предан Бог?..

Несмотря на то, что формально Иисус Христос был поруган отречением последователей от своего учения, нельзя однозначно сказать, поступили ли отец Феррейра и отец Родригез плохо. Здесь я аппелирую к словам апостола Павла в его послании к Римлянам: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих…» (Рим. 9, 3). Таким образом, получается, что христианину дозволяется отрекаться от Бога, если своим предательством он может спасти жизнь другому человеку. Посудите сами, не справедливо ли это? Для чего отцу Родригезу было стоять в своей вере, если из-за него страдали ПЯТЕРО (!), пусть даже и отрекшихся от Бога, людей. Что бы он доказал, если бы продолжал упорствовать, а пятеро страждущих погибли бы? Где гарантия, что за этими казнями не последовали бы иные, ужасные мучения других японцев? Если бы даже они были не христианами, а, скажем, буддистами. Какая разница, что и как мыслит человек о мире - уничтожается ли от этого его человечность? Не является ли это самым настоящим, наивысшим альтруизмом, когда человек способен отвернуться от самого дорого, что у него есть (для отца Родригеза это, безусловно, была его христианская вера) ради блага ближнего?..
В заключение, хочу высказать свои соображения относительно религиозной веры. Меня дико раздражают поверхностные, однозначные, порой даже радикальные суждения некоторых верующих людей. Как можно так примитивно рассуждать о таком сложнейшем вопросе жизни человеческой души, как вера: «Отрекся от Бога – недостоин спасения!» Мне кажется, каждый случай индивидуален; нельзя уравнивать различные события между собой. В первую очередь, нужно исходить из внутренних переживаний человека, а не из того, каким образом он действует внешне. Я думаю, только одному Богу известно, заслужит человек ад или рай, ведь что мы, ничтожные атомы, можем знать о величественной Вселенной?..

01.04.2017