М. Горький Какое это счастье быть грамотным эссе

Александр Ассельборн
Фестиваль «Интеллектуальная весна».
Конкурс «Знаешь ли ты русский язык. Эссе» (КФУ)
Эссе по цитате Максима Горького "Какое это счастье – быть грамотным!"


«Мрачный туман неведения окутал мир… Человечество погрязло в незнании… Лю-ди задыхаются от зловония обскурантного…» - мне кажется, так могут думать только по-истине просвещенные люди. Есть ли дело обычному обывателю до такой, как считал Пла-тон, добродетели, как накопление знаний (диалог «Протагор» [V в. до н. э.])? Не стремит-ся ли профан к «блаженному неведению» (Томас Грей «Ода к отдаленной перспективе Итонского колледжа» [1742], Джон Апдайк «Кентавр» [1963], фильмы «Матрица» [1999], «Тринадцатый этаж» [1999]…)? Не получается ли так, что современные люди испытыва-ют, как писал в своей одноименной комедии А. С. Грибоедов, «горе от ума» (1825)?..
Да простит меня читатель, что я намеренно слегка расширяю заданную проблемати-ку и говорю не только о грамотности как проявлении знания, но о знании как целокупном феномене. На мой взгляд, развивать проблему лишь грамотности скучно и бессмысленно (я не вижу пользы выстраивать умозрительные конструкции, касающиеся грамотности самой по себе, потому что, как мне кажется, данная проблема слишком узкая). Когда же мы говорим о знании, здесь открываются более широкие просторы для мысли, потому что проблема знания принадлежит многим сферам науки (например, истории, лингвистике, психологии, философии, математике, физике...). Более того, в контексте моих рассуждений мне представляется возможным считать понятия грамотности и знания синонимичными, поэтому далее я буду использовать их в качестве взаимозаменяемых слов.
Итак, действительно ли грамотность делает человека счастливым? Я хочу ответить на поставленный вопрос двумя тезисами. В первом тезисе я скажу о профаном пути. По нему идут лица, принадлежащие к необразованному (в моем понимании этого слова) большинству, или, если использовать специальную терминологию, обыватели. К сожале-нию, для многих современных молодых людей, как мне это видится, обладание знанием не является ценностью в аристотелевском смысле данного термина (знание как ценность сама по себе). Если нынешний молодой человек (я не имею в виду здесь всех людей) и заканчивает школу и университет, то только для того, чтобы к нему не приставали родители и чтобы у него была возможность найти потом престижную работу. Нашему современнику такого рода грамотность как ценность не нужна. Она носит для него сугубо прагматический характер. Конечно, он может иметь установку намеренно получать некоторые знания из интересующих его отраслей, но это лишь следствие скуки или стремления совсем уж не слыть невеждой и не опускаться ниже интеллектуального уровня своего круга общения. Поэтому я думаю, что обывателя не интересует знание, следовательно, ставить вопрос о том, делает ли его грамотность счастливым или несчастным не имеет смысла, поскольку он безразличен к этому или, если и имеет интерес, то настолько малый, что им можно пренебречь. Даже если мы предполагаем возможность наличия счастья у этой группы лиц, то оно видится мне здесь недостижимым в полной мере, потому что не может быть достигнуто счастье тем, кто не рефлексирует свое гносеологическое (по критерию знания) и психологическое (по критерию счастья) состояния.
Второй мой тезис повествует о пути, которым следуют люди, всеми своими силами стремящиеся к знанию и его накоплению. Назовем такой путь путем просвещения, а при-надлежащих к нему людей людьми просвещенными. (Я намеренно в этой связи избегаю употребления слова «образование», поскольку, на мой взгляд, можно иметь документ о наличии какого-либо образования, но фактически обладать минимумом знаний в той или иной сфере; и напротив: какой-либо человек может быть лишь выпускником среднего учебного заведения, но в силу своей тяги к самообразованию знать гораздо больше выше-упомянутого обладателя заветного документа, дающего возможность получить хорошую должность.) Увы, просвещенцы зачастую не бывают в почете. Участь их горька: они не понимаемы, гонимы, у них нет возможности влиться в «элитарные» круги общества. Причина этого, как мне представляется, заключается в том, что они используют непонятные обывателям термины, говорят то, что никому не хочется слышать (обличающие невежество речи)… Это своего рода современные Сократы, непонятые чужаки, страдающие за правду мученики науки… Счастливы ли просвещенцы? Ответ будет зависеть от того, как определять слово счастье. Если под счастьем разуметь удовольствие от обладания так называемыми «благами» (домами, автомобилями, дорогой одеждой, всеобщим почитанием…), то вряд ли просвещенную личность можно назвать счастливой в этом смысле. Если же расширить трактовку счастья, абсолютизировать ее (вывести из пределов повседневности в пределы вселенского масштаба), то мне думается, что в этом смысле просвещенный человек более счастлив, нежели профан.
Свои мысли я хочу закончить размышлением о природе счастья и о том, какой доро-гой пойти нам. Наверное, многим людям второй путь эпистемического мученичества по-кажется сложным, бессмысленным. С утилитарной точки зрения это действительно может быть так. Но так ли уж сильно страдает человек, следующий таким путем? Всегда ли искание истины и шествие за ней должно сопровождаться блаженством и всеобщей славой? Не отказываемся ли мы от абсолютного бытия, когда угождаем пороку невежества современников и ропщем на наше благостное гносическое отшельничество?.. И вообще, что есть счастье и что есть страдание? Понимаем ли мы их истинный смысл в универсальном масштабе?..

Апрель 2019