Где лучше поставить дом

Алекс Росс
 
При выборе места постройки дома у русича основным было правило: чтобы и самому удобно, и соседу не мешало, и вид поселения не портило. Планировка поселений была не "под линейку", не "по шнурку", а свободная.

С легкой руки некоторых специалистов советской поры было принято ошибочно считать, что традиционно «дом ставился у дороги, гумно на ровной сухой площадке...» и т.д. (А.В. Ополовников). Очень, я бы сказал, наивное утверждение. Впрочем спорить об этом можно, как и в вопросе о первичности курицы и яйца. Однако, судя по манере освоения земель славянами, их приоритетам и по рисункам старых «большаков», склоняешься к первичности дома. Сухопутная дорога долгое время оставалась у нас вторичной. Основной функцией ее было объединение. Поэтому, подчиняясь человеку, она изгибалась самым причудливым образом. Конечно же, изначально не дом ставился на Руси у дороги, а дорога подходила к дому. Ибо дом ставился на красивом месте, а для кратчайшей дороги эта категория никогда в расчет не принималась.

По старым представлениям ставить дом во всех отношениях хорошо на середине южного склона холма или горы. Тогда вершина надежно закроет постройки от холодных северных ветров. Южная сторона будет всегда основательно прогреваться. Окна дома располагают так, чтобы они выходили выше макушек деревьев, с ними у домочадцев всегда будет приподнятое настроение. Ведь так взгляд, брошенный из окна, не «натыкается» на соседние строения, а свободно гуляет в поднебесье. У иного мечтательного и тонкого человека эти моменты в жизни стояли наравне с остальными требованиями к будущему дому. Ведь куда как лучше телевизора – красное окно, из которого видны веселые июльские облака, плывущие словно свадебные кони, или грозовые гущи небесных исполинов. И не надо тебе сводок метеорологов. Вид из окна позволяет узнать даже время с немалой степенью точности, и не только по солнцу, хотя оно в этом деле первый помощник. Раньше о соседях было известно все, кто, чем и когда занимается в течение дня. Поэтому, увидав, к примеру, в нашей деревне у Глекерьи дымок над трубой, можно было смело поднимать мужиков, собиравшихся на дальную лядину. Ведь всем известно, что Глекерья встает ни свет ни заря.

Дом, поставленный на самом участке с северной стороны, прикрывает от холодных ветров и не затеняет теплолюбивые растения на огороде и в саду. Нежелательно, чтобы с северной стороны участка подходило болото, такие места у нас называли «зяблыми». Урожаи на них часто прихватывают заморозки. А вот когда с южной стороны протекает речка или лежит озеро, не страшно. Их зеркальные блики в солнечную погоду гуляют всюду по стенам дома, веселят домочадцев. На таком «незяблом» месте только в один год из четырех случается неурожай. Лишь сейчас что-то подобное пытаются делать у себя европейцы. Они увеличивают площади застройки элитных поселений, координально меняя с помощью современной техники скучный естественный рельеф местности. Копают большие котлованы. Заполняют их до определенного уровня водой, запускают в них рыбу. Берега благоустраивают так, что со временем и не подумаешь, что водоемы эти искусственного происхождения. Вдоль побережья строят маленькие приватные причалы для яхт и лодок. Однако из-за дороговизны наделов зеленые участки у домов и тут бывают махонькие, где особенно не разгуляешься.

У нас счастливым для застройки местом с незапамятных времен считается то, на которое ложится крупный рогатый скот, или уже обжитое место. Именно рогатому скоту народ приписывает плодородную, производительную силу. Человек в этих животных видит покой и находит некую устойчивость. Однако, наши предки никогда не ставили дом там, где раньше проходила дорога или стояла баня; на спорном участке земли; там, где были найдены человеческие кости; где произошло какое-либо несчастье, например, кто-то поранился или же прошло наводнение, или случился пожар.

Хотя раньше и бытовала поговорка «на пойме изба не ставится», в этом правиле были приятные исключения. Например, в пойме реки Костромы, заливавшейся когда-то длительными весенними паводками, многочисленные постройки разного назначения возводились на высоких столбах-сваях. Временами казалось, что они парят в воздухе. За это поселения такие назывались висячими. И на больших пойменных островах Северной Двины, ровных и невысоких, испещренных множеством речушек с изумительными по красоте протоками, с заливными лугами огромной площади, сенокосными угодиями, разбросано множество необычно симпатичных деревень с удивительно поэтичными названиями: Конецдворье, Ягодник, Сопушки, Дедов Полой... Дома здесь ставили на высоких подклетах, вплотную друг к дружке. Огородов и приусадебных участков вокруг них не разбивали. Проходы между домами в некоторых местах были похожи на узкие коридоры. Дворы иных стоят и до сих пор на расстоянии вытянутой руки. Из-за низкого уровня островов, больших и частых ледовых заторов в устье реки, паводок в этих местах был ежегодной угрозой спокойствию и порядку жизни для многих островитян. И хотя плотная застройка позволяла им обезопасить поселения, домам, стоявшим с краю, все же приходилось принимать основные удары стихии на себя.

Со временем здесь были найдены свои радикальные средства. Некоторые предусмотрительные хозяева сооружали под дома высокие насыпи. Так в деревне Сопушки под Архангельском несколько больших домов поставлены на холме искусственного происхождения. Землю, состоящую наполовину из «насорока» – всевозможных отходов от строительного и других производств, возили сюда в телегах. Холм получился не маленький, 4-5 метров от луговины. С годами он зарос многолетними травами, поверхность его уплотнилась. Сейчас о его настоящем происхождении догадаться невозможно. Узнать о нем можно только от стариков.
Все эти поселения не просто красивы. Перед ними почему-то затихаешь, словно маленький внучок у ног седовласого деда, с благоговением и трепетом внимающий исходящим от того мудрости и теплу.

Der optimale Platz f;r ein Haus

Den alten Vorstellungen zufolge ist es in jeder Hinsicht von Vorteil, ein Haus in der Mitte des S;dhanges eines H;gels oder Berges zu erbauen. In diesem Fall sch;tzt der Gipfel das Geb;ude zuverl;ssig vor den kalten Nordwinden, und die S;dseite wird stets von der Sonne erw;rmt. Die Fenster des Hauses sind so angelegt, dass sie ;ber den Baumwipfeln liegen. Mit ihnen werden auch die Hausbewohner immer gehobener Stimmung sein. Bleibt doch der Blick aus dem Fenster nicht an Nachbargeb;uden h;ngen, sondern kann ungehindert ;ber das Land streifen.

Seit jeher galt in Russland ein Ort, auf dem sich Rinder niederlassen oder ein bereits fr;her bewohnter Ort als gl;cklicher Ort f;r den Hausbau. Rindern schrieb das das Volk eine positive Produktivkraft zu, verbunden mit Ruhe und einer gewissen Best;ndigkeit. Niemals wurde ein Haus jedoch dort errichtet, wo fr;her eine Stra;e verlaufen war oder ein Badehaus gestanden hatte, auf einem umstrittenen Grundst;ck, an einem Fundort menschlicher Knochen, an einem Ungl;cksort, wo sich z.B. jemand verletzt hatte, es eine ;berschwemmung oder einen Brand gegeben hatte.