Бог и наука

Феликс Сромин
 
 Испокон веков людей интересовало: Что? Откуда? Почему? Это касалось Земли, Солнца, Звёзд, Растительности, Животных, Человека, да многого другого, чего люди наблюдали и с чем сталкивались в своей жизни. Надо было как-то объяснять всё происходящее. И люди, в соответствии со знаниями, фантазиями и менталитетом сообщества, в котором они жили в то время, придумывали себе сверхъестественных существ – Богов, которые, по их мнению, создавали и управляли таковыми процессами и явлениями.

   Это могло быть множество богов, по каждому из жизненных направлений, как в языческих религиях, или единый бог, как в монотеистических религиях. В большинстве случаев эти боги, в понятиях людей, имели человеческую внешность, и я думаю, что, именно, человек вообразил богов «по своему образу и подобию», а не наоборот.
 
   Но постепенно, с развитием человеческого общества, появлялись люди, которых религиозные объяснения многих явлений перестали полностью удовлетворять. Они наблюдали за изменениями положения звёзд и планет, за явлениями, происходящими в окружающей их природе, устанавливали определённые закономерности и делали соответствующие выводы. Так, наряду с религиозными, стали развиваться и научные представления, т.е. Наука.
 
   Эти два направления в своём историческом развитии то сходились, то расходились, то сталкивались, то шли параллельно. Дело в том, что в древние времена первые «научные» познания исходили от священнослужителей, т.к. они были наиболее грамотными членами человеческого  общества. А грамотность повышает образованность, а образованность побуждает желание к познанию ещё неизвестного, непознанного.

     Но со временем, по мере накопления объективных знаний, религия и наука стали расходиться, т.к. религия, всё же, исходила  из чудес веры, а наука из опыта. Наиболее значительное противостояние между ними произошло в средние века, когда политическая власть находилась под религиозным диктатом, а широкие народные массы были неграмотны. Характерным  периодом этого противостояния была инквизиция, совершавшая расправу над людьми, мышление и деятельность которых не совпадали с религиозными догмами.

   В новое время (ориентировочно 19-20 века) в связи со скачкообразным развитием науки и повышением общей грамотности населения, научное мышление значительно потеснило религиозное. Но, с конца 20 века по настоящее время происходит некоторое взаимодействие этих двух, длительное время антагонистических общественных направлений.
 
   Как выразился один из авторитетных мировых научных журналов США "Newsweek" – "Наука находит  бога". Этому способствовало, в основном, развитие таких двух новых наук, как космология и микробиология. Хочу напомнить, что космология изучает  эволюцию Вселенной, а микробиология – происхождение жизни.
 
   В настоящее время основной космологической теорией образования Вселенной принята, так называемая, теория «Большого взрыва», получившая достаточное теоретическое обоснование, подтвержденное астрономическими наблюдениями и астрофизическими исследованиями.

    Согласно этой теории Вселенная возникла внезапно, порядка 14 миллиардов лет тому назад, путём взрыва какого-то сгустка энергии в виде огненного светового шара. После взрыва этого шара  энергия стала лучеобразно расходиться и преобразовываться в  материальные частицы, из которых и создалась наша Вселенная. Возможность преобразования Энергии в Материю в настоящее время доказана теоретически и практически.
 
   Таким образом, получается, что до возникновения и взрыва этого светового шара не было НИЧЕГО, и каким образом образовался этот шар, нет точных научных объяснений. Общепринято только, что в точке, получившей научное название «сингулярной», в которой возник этот шар, не действовали никакие известные науке законы природы, и не было понятия времени.

   Следовательно, не исключено действие каких-то сверхъестественных сил в виде «Высшего разума», или иначе «Бога».  Это положение почти аналогично изложенному в Библии о том, что была «тьма», т.е. не было ничего, пока «Бог» не сказал: - «Да будет свет».

   Некоторые учёные, в том числе Нобелевские лауреаты, вообще пришли к мысли, что Вселенная устроена специально для существования и благополучия человека. В пользу этой теории, получившей название «Антропный признак», они приводят ряд доводов. Вкратце изложу только некоторые из них.

   Жизнь на Земле возможна только при получении тепла и света от Солнца. Необходимая для этого энергия создаётся на Солнце, благодаря термоядерным реакциям спонтанно образующихся дейтронов. Дейтроны составляют ничтожную, но строго определённую часть солнечного материала, что гарантирует обозримо бесконечное обеспечение Земли энергией. Изменение количества образующихся дейтронов, хотя бы на процент, в ту или иную сторону, прекратило бы жизнь на Земле. При увеличении – она бы сгорела, а при уменьшении – замёрзла.
 
   Несмотря на множество научных открытий, точного знания о возникновения жизни на нашей планете тоже нет. Вероятность возможности превращения неодушевлённой материи в живую клетку ничтожно мала, т.к. для этого было бы необходимо осуществление сочетания огромного количества маловероятных событий. Поэтому принципиально возможен вариант чудесного возникновения Жизни.

   По этому поводу глава Комитета по изучению происхождения жизни при Нац. АН США Харольд Клайн выразился следующим образом: - "Простейший микроб так чертовски сложен, что почти невозможно даже представить, как он возник", а один из первооткрывателей структуры ДНК, Нобелевский лауреат Френсис Крик, сказал, что "Возникновение жизни кажется чудом, столь многочисленны и многообразны условия, необходимые, чтобы запустить её". Ещё более красочно выразился писатель-фантаст Чандра Викрамасингх: - "Вероятность самозарождения жизни столь же ничтожна, как вероятность того, что ураганный ветер, проносясь над свалкой, своим порывом соберет из мусора исправный авиалайнер".

   Много миллионов лет тому назад нашей планетой безраздельно владели динозавры. Это были очень крупные и сильные животные, заселившие всю сушу, морское и воздушное пространство. Никакие другие более мелкие животные, в т.ч. и млекопитающие, не могли оказать им какого-либо сопротивления и, соответственно, не имели никаких перспектив развития. Возможность дальнейшего  существования и развития млекопитающих могла возникнуть только при исчезновении их естественных врагов – динозавров, на что надежд, при нормальном течении природы, не было. И вот, однажды все динозавры исчезли. Что же случилось?

   Лауреат Нобелевской премии  Луис Альварес обосновал, что причиной этого явилось столкновение с Землёй гигантского метеорита. Причём удар был строго определённой силы, достаточной, чтобы погубить крупных животных и оставить в живых остальных. Он писал: - "Если бы удар был слабее, то не произошло бы массового вымирания динозавров, и млекопитающие остались бы под их игом. А если бы удар был сильнее, прекратилась бы вся жизнь на Земле. Столкновение обладало именно такой силой, чтобы погубить динозавров, но пощадить млекопитающих". Таким образом, после исчезновения динозавров, на Земле создались условия для развития млекопитающих, в т.ч. и человека.

   В истории происхождения человека тоже прослеживается ряд стадий, не имеющих достаточного научного объяснения. Первые человекообразные существа «гуманоиды» появились несколько миллионов лет тому назад. У них была не совсем прямолинейная осанка, меньшая черепная коробка и, соответственно, меньший объём головного мозга, и достаточно низкое умственное и социальное развитие. Для жилья они пользовались естественными, а не построенными укрытиями, кормились охотой на диких животных, без их одомашнивания, занимались собиранием растительных  плодов, без их окультуривания. И так продолжалось в течении миллионов лет их существования.

   Внезапно, порядка 100 тысяч лет тому назад, появились предшественники современного человека "кроманьонцы", физически почти не отличавшиеся от  нас, но их "культура", если это можно так назвать, была  довольно слабой. Они пользовались примитивными орудиями труда, охоты и войны, их захоронения не сопровождались каким либо ритуалом. За всё время их существования они не построили поселений городского типа, не создали художественных произведений.
 
   Опять же внезапно, примерно 10 тысяч лет тому назад, появился современный человек - "Homo sapiens". Внешне он мало отличался от предыдущего типа, но его интеллектуальное развитие было значительно выше. При нём стали развиваться земледелие, скотоводство, строительство, ремёсла, художественное творчество и прочие атрибуты современного человеческого общества.
 
   Причем все эти стадии, как я уже отметил, возникали внезапно, без постепенных эволюционных изменений, что подтвердилось соответствующими археологическими находками. Напрашивается мнение, что какая-то необъяснимая сила меняла эти стадии человека, причем в сторону качественного улучшения, по своему усмотрению. Кстати, указанный в Библии срок появления человека, как видно, исходил из последней его стадии.

   Исходя из изложенного, напрашивается вопрос, а допустимо ли сочетание науки с верой в Бога. Не являются ли эти направления человеческой культуры антагонистическими по отношению друг к другу. История даёт примеры, что эти направления могут сочетаться даже в одном конкретном человеке.

    Николай Коперник  - автор гелиоцентрической системы мира,  имел священный сан каноника, Грегор Мендель - основоположник учения о наследственности, т.е. основатель генетики, был монахом, Исаак Ньютон - создатель законов классической физики и академик Иван Павлов, установивший многие физиологические закономерности, были глубоко верующими людьми. И даже корифей современной науки Альберт Эйнштейн, хотя и не верил напрямую в Бога, считал, что существует Высший Разум, управляющий Миром.
 
   И ещё, по моему мнению, для человека разумно верующего, а не ортодокса, понятия веры в Бога и религия далеко не одно и то же. Вера в Бога, как в какую-то сверхъестественную созидательную силу, вполне обосновано может иметь место для понимания процессов, которые невозможно объяснить известными законами природы. А религия это больше национальное, традиционно-историческое и общественно-политическое понятие, служащее, к сожалению, во многих случаях прикрытием неблаговидных дел. Иначе как объяснить, что люди как разных, так и одной религии, принося молитвы Богу, вредят друг другу, воюют друг с другом, убивают друг друга.
 
   Но, вопросы религии это отдельная тема, которую я не хочу глубоко затрагивать в этой статье. А что касается веры в Бога, то я считаю, что пока человечество не получит научно доказанных и возможных к пониманию ответов на фундаментальные вопросы мироздания, вера в Бога легитимна. Такими фундаментальными вопросами я считаю следующие:
-- Что такое «НИЧЕГО»? Имеется в виду мировое пространство без материи до начала «Большого взрыва».
-- Что такое «БЕСКОНЕЧНОСТЬ», т.е. пространство без начала и конца?
-- Как зародилась «ЖИЗНЬ»?

   Наука, конечно, будет развиваться, и знания людей по этим, да и другим вопросам, будут увеличиваться. Но, думаю, что полного понимания, в вопросах Мироздания и возникновения Жизни, достигнуто не будет. Поэтому, наряду с развитием Науки останется и возможность веры в Бога.