К философии творчества

Виктор Лёвин 3
     Что такое творчество? Есть ли оно в природе? Каким образом оно объективируется в реальности? Как складывается система творчества? Каковы индивидуальные и общественные цели творчества? Эти вопросы направлены на исследование сущностной основы творчества. В предлагаемом докладе определяются некоторые подходы к решению указанных вопросов.

     Общепризнанно, что у человека имеются склонности и способности к творческой деятельности. Вся история развития человечества свидетельствует о том, что человек произвольно или непроизвольно создает новое, нетрадиционное, не существующее в естественной природе. Иногда сама природа подсказывала человеку форму и образ производства нового. С самых древних времён человек корректировал или исправлял то, что изначально существовало в природе.  Корректировка, исправление, совершенствование и доведение до необходимых ему полезных свойств в предметах всегда присутствовали в деятельности человека. Вместе с тем люди создавали такие свойства, качества и формы, которые не существовали в естественной природе. В ходе такой деятельности создавалась «вторая», искусственная природа.

     С самого начала творческая деятельность людей имела двойственный, биполярный характер. На весь процесс и результаты творчества накладывали свой отпечаток не только особенности внешней природы, но и особенности природы самого человека. Это обстоятельство фиксируется, прежде всего, на основе различения мужского и женского начал в творчестве. Творческая деятельность мужчин существенно отличается от творческой деятельности женщин по психологии, мотивам и интересам. На их долю приходятся во многом различные результаты творчества. Так, большая часть открытий и находок в технической области были сделаны мужчинами: приручение огня, изготовление металлических орудий труда и вооружений из металла, открытие и совершенствование способов охоты, изобретение строительного дела, открытие пашенного и ирригационного земледелия, строительство судов, мореходство и использование навигации, позже - изобретение парового двигателя, строительство железных дорог, использование реактивного движения и т.д. Женское начало в большей степени проявлялось в устном народном творчестве, в эстетизации быта и труда, в развитии способов семейно-личного общения, в ткачестве, ковроделании, в организации домашнего хозяйства и т.п.

     Продолжая описание природы творческой деятельности, отмечу, что в ней есть момент (иногда это целый этап) зарождения нового, затем следует его доводка до определенного образца, а затем возможен и часто реализуется этап совершенствования свойств, качеств объектов или формируемых отношения.

     В процессе получения нового люди используют свои способности к фантазии, к перекомбинированию известных элементов старого, способность к предвосхищению будущего, еще не существующего. Люди внедряются в мир возможного и обеспечивают условия для реализации возможностей в действительность. В творческом процессе сочетаются фантазия и критика. Причем критика может вступать в конфликт с фантазией. Она не должна опережать фантазию. Ее плодотворное время наступает с отставанием от фантазии, от возникающего, рождающегося открытия, изобретения и т. п. В противном случае критика способна погубить только что созданное новое свойство и качество, польза от которого адекватно может быть оценена еще только в будущем. Разумеется, критика нового нужна, поскольку новое способно нести неожиданное и даже неблагоприятное для людей следствие или перемены, ухудшающие их жизнь.

     Часто обсуждается еще один вопрос, касающийся природы творчества. В какой области сознания осуществляется творческий прорыв: в сенсорной, рациональной или интуитивной? Однозначного ответа нет. Моя позиция  состоит в том, что разрешение указанного вопроса должно учитывать многообразие видов, форм и типов творческой деятельности. В ряде случаев преобладает сенсорная составляющая творческого процесса, например, в искусстве. А в науке преобладает рациональная основа творчества. Вместе с тем в пограничных жизненных ситуациях переход к новому, или постижение нового, опирается, прежде всего на интуицию, на неожиданные прозрения. Однако, жесткое разделение обозначенных составляющих творчества представляется безосновательным. Реальное творчество, взятое в разнообразных своих проявлениях, правомерно трактовать как единый процесс сенсорного, рационального и интуитивного моментов деятельности, во многом совпадающий с  гуманным созидательным совершенствованием общественного и индивидуально-личностного бытия людей.

     Процесс творчества, в конечном счете, включен в социально-историческую систему жизнедеятельности людей. Любое творчество, понимаемое в вышеозначенном смысле, как бы изначально содержит общественные цели, задачи и способы эффективного решения и полезного использования новшеств. Другой вопрос, сознаем ли мы заранее общественное предназначение нашего творчества. Для такого осознания могут существовать разнообразные препятствия.

     Сегодня весьма глубоко уже понято то обстоятельство, что, к примеру, научное творчество тесно связано с условиями общественного бытия, с уровнем научно-технического прогресса, с моральным состоянием общественной жизни. Оно укоренено также в эмоциональных и рациональных способностях научного исследователя, в системе его знаний, в волевой мотивации и т. д. Все это реальные детерминанты научного творчества, которые охватывают и его объективные условия, и субъективные характеристики. Известно, что индивидуальный процесс научного творчества более эффективен при максимальном и гармоничном совпадении доминантных мотиваций индивида и актуальных интересов общественного развития. В более широком контексте размышлял в свое время В. И. Вернадский, предполагая, что ноосфера является хранителем разума, источником знаний и универсальной доминантой разумной творческой деятельности. С его точки зрения, сам исторический ход общественного развития человечества закономерно предопределяет главное содержание и системно-структурную организацию мирового творческого процесса, а также характер научных открытий, совершаемых в соответствии с запросами исторической эпохи.

    По видимому, типы, формы и виды творчества детерминируются как субъективно, так и объективно. Наиболее общественно значимым является объективно-субъективная эстетическая детерминанта творческих процессов. Она сформировалась в ходе совершенствования разнообразных сфер социокультурного бытия человечества. Здесь надо отметить, что созидательные задатки людей включают в себя аксиологический, оценочный момент, поскольку созидание строится на основе сравнительного анализа реально существующего уровня развития объективной действительности и гипотетически предполагаемого идеального уровня. Но созидательные способности человека проявляются как эстетические только в случае совпадения в них прекрасных, совершенных и полезных  критериев-оценок,   используемых  людьми   при   создании новшеств.

     В современной философской литературе встречается следующее, требующее коррекции, определение творчества: творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Я руководствуюсь другим определением. Творчество - это преобразующая  деятельность человека по благоустройству природного, социального и духовного индивидуально-общественного бытия, осуществляемая на основе объективных законов действительности и детерминируемая эстетически оценочными моделями человека.

     Любой вид творчества направлен на создание нового значимого и особо значимого качества. Оно должно иметь прекрасно-полезную индивидуально-общественную ценность, способствующую прогрессивному развитию и совершенствованию человека. Встречающиеся в истории случаи длительной не востребованности и отторжения блестящих достижений прогрессивного творчества доказывают, что в определенные исторические эпохи в обществе могут доминировать несовершенное мировоззрение, антигуманная нравственность, недостаточная компетентность в научных знаниях. Общество, где преобладают такого рода явления, длительное время обречено на нравственно-научную стагнацию или деградацию, поскольку игнорируется прекрасно-полезная индивидуально-общественная значимость творчества.

     Творчество является способом развития и совершенствования существующего уровня материального и духовного бытия людей. Среди основных видов творчества следует выделить: 1) обыденное творчество, которое связанно с повседневной предметно-практической преобразовательной деятельностью человека; 2) философско-религиозное мировоззренческое творчество; 3) художественное творчество, представленное искусством, поэзией, музой, литературой, ваянием и зодчеством; 4) научное творчество; 5) социально-историческое творчество, проявляющееся в создании социальных форм организации общества (например, первобытное стадо, род, племя и соседская община); 6) хозяйственно-экономическое творчество как способ организации производства, распределения и потребления продовольственных, материальных и финансовых благ; 7) политико-правовое творчество; 8) духовно-нравственное творчество, содержащее созидательные начала в морали, эстетике и в этике.

    Глубинные стимулы творчества лежат в социальной значимости человеческой деятельности и труда. Для людей важно явно выраженное общественное признание того или иного вида труда, его моральное и материальное поощрение. Напрасно об этом стали забывать в современной России. Сегодня вновь имеет значение и отношение к труду. Главное здесь - превращение труда в служение и призвание, его сочетание с идеалами добра, красоты, истины. Стимуляция человека к творчеству рождается в сфере воспитания, построенного на этих идеалах. Воспитание рвачества, эгоистического стремления к наживе в корне противоречит творческой устремленности личности, а, в конечном счете, выступает непреодолимым препятствием к построению лучшей жизни для граждан нашей Родины. Без своеобразного культа творчества и творческих достижений не могут быть решены главные социальные задачи в современной России.

     Важным условием стимуляции творчества является укрепление в обществе принципа свободы. Он же предполагает раскрепощенность людей в своих суждениях, в выдвижении новых идей. Внешние препятствия для творчества противопоказаны. Однако внутренние детерминанты должны преобладать, и в основе этих детерминант должно лежать убеждение и устремленность к совершенствованию человеческого бытия, преодоление вредных для человека и человечества последствий несовершенной организации индивидуально-общественной жизни людей.

     Через общественное признание, через доброжелательную критику наших достижений мы будем продвигаться и осваивать новые области созидания и совершенствования человека и его среды.
     Текст этой статьи обсуждался и получил признание на кафедре философии СамГТУ. Спасибо коллегам!