Консолидация общества реальность или утопия?

Игорь Вайсман
«Самое страшное – у нас, по сути,
нет единого общества, оно расколото».
                Александр Адабашьян, киносценарист

«Мы все разные, у каждого свои тараканы, которых объединить, примирить и свести вместе совершенно невозможно».
                Захар Прилепин, писатель
 
       «Условия нашей жизни напоминают времена
       Великой отечественной. Кругом враги».
                Из письма 74-летнего жителя села Киргиз-Мияки
                Бориса Бабкина в редакцию газеты
                «АиФ»-Башкортостан» (№46, 2014)

       В какое время промеж людей больше вражды – в военное или в мирное? «Ну и спросил! – удивятся некоторые. – Разумеется, в военное».
       А вот и не угадали. Общая беда сплачивает. Война упрощает жизнь и объединяет людей – это не раз отмечали. В войну враг один и задача одна – победить его.
       Иначе обстоит дело в мирное время. Задачи множатся, усложняются, прячутся, их приходится искать. Множатся и враги. Те, кто объединялся в борьбе с общим врагом, теперь по разные стороны баррикады. Да и баррикада возводится не одна, их множество. Это вам не «красные» и «белые», тут всех цветов радуги не хватит.
       В своё время в статье «Who есть народ?» я писал о том, что «народ» – чисто этнографическое понятие – при переносе в политологию, теряет смысл. В обществе народа как некоего единого целого не существует. И делать заключения, типа: «Народ всегда прав», – полная бессмыслица. На самом деле – один прав, другой неправ, третий – неправ в квадрате. «Сколько людей, столько и мнений» – вот это в точку. «Кто в лес, кто по дрова» – ещё точнее.
       Достаточно побеседовать с представителями различных социальных слоёв, чтобы убедиться: между народом нет никакого единства. Ещё лучше было бы провести социологическое исследование. Да не проводят. Или проводят, но не публикуют. Не слишком, прямо скажем, приятные данные при этом обнаруживаются.
       В нашей стране повелось замечать лишь одну разницу между людьми – в доходах. О вопиющем неравенстве в этой области без устали говорят и пишут третий десяток лет. И, судя по всему, никогда не устанут. Тема материального неравенства вытеснила все остальные, одела всем шоры на глаза – прочих проблем видно не стало. Можно подумать, что все небогатые святые. А на самом деле среди них всяких можно встретить. При виде некоторых лучше перейти на противоположную сторону улицы.
       Полагаю, у нас было бы довольно благополучное общество, если б вся вражда между людьми ограничивалась одними лишь неодинаковыми доходами. Представляется, что если и возмущаться пороками общества, то всеми, а не одним. Очень сомневаюсь, что даже если ликвидировать класс богатых, жизнь сразу станет лучше. Не станет, потому что все останутся при своих пороках. А раз так, то взамен ликвидированных, народятся новые богатые.      
       «По большому счёту, нас разъединяет представление о будущем России,  – считает писатель Захар Прилепин. – Одни видят его в реинкарнации советского прошлого, другие – в построении какой-то новой формы демократии, третьи – в модели западного общества, четвёртые – в хаосе и разрухе. И в зависимости от этих представлений живут и действуют.
Кроме того, мы все разные, у каждого свои тараканы, которых объединить, примирить и свести вместе совершенно невозможно».
        Наша жизнь неизменно выявляет непреодолимую пропасть между различными социальными группами и отдельными людьми. И более чем убедительно показывают, что деление только на богатых и бедных не отражает реальной картины. Люди делятся на добрых и злых, участливых и равнодушных, принципиальных и беспринципных, образованных и невежественных, скромных и наглых, честных и лживых, благородных и подлых и т.д. Этот список можно увеличить в несколько раз, но думаю и так понятно, о чём речь.
       Понять друг друга или даже попытаться просто услышать антагонисты, как правило, не в состоянии. Они принципиальные враги до гроба и о примирении между ними не может быть и речи.
       «Да какого чёрта я буду заступаться за своего идеологического врага!» – восклицает Александр Проханов. Так же считают и другие. И повод для вражды всегда найдётся. Только трубить об этом не принято.
       Автовладельцы, не желая уступать дорогу, переходят в рукопашную, колошматя друг друга бейсбольными битами. При этом они как-то не задаются вопросом: к какому классу – богатых или бедных  – относятся. Как не задаются подобным вопросом и футбольные фанаты разных клубов.
       В Интернете идёт сплошная ругачка. Люди, нередко отягощённые высшим образованием, а то и учёными степенями, соревнуются во взаимных оскорблениях.
       Волонтёры тратят целый день, чтобы убрать с лесопарковых зон и побережий горы чужого мусора. Но их антиподы очень скоро восстанавливают status quo. Энтузиасты заботливо украшают свой подъезд и газон под окнами, а вандалы разносят их труд в клочья.      
       Сторонники разных политических учений не обязательно пускают в ход кулаки, но примирить их невозможно даже теоретически. У многих участников телевизионных политических ток-шоу шерсть дыбом встаёт, едва оппонент откроет рот.
       Представители разных религий тоже открыто не враждуют, но и тёплые чувства друг к другу не всегда испытывают.
       А что говорить о чувствах зоозащитников и браконьеров? О чувствах защитников памятников истории и их разрушителей?
       Могут ли столь противоположные люди подружиться, открыть друг другу объятия, простить друг друга? Кто-нибудь в это верит?
       И это далеко не полный перечень взаимоисключающих взглядов. Есть ещё вегетарианцы и мясоеды, феминисты и женоненавистники, нудисты, фашисты, нацисты и т.п. Есть работяги и «белые воротнички», воры и мошенники и их жертвы. Есть интеллектуалы и ограниченные. Первые вторых презирают, вторые первых ненавидят.
       Самое ужасное, что объединиться неспособны даже единомышленники, всецело посвятившие свою жизнь служению благородной цели. Обратите внимание, сколько в стране, отдельных регионах и городах практически одинаковых благотворительных организаций. Они занимаются одной и той же деятельностью, но чтобы объединиться в единое мощное движение – ни за что! У людей, даже занимающихся благотворительностью, внутренняя неприязнь друг к другу. У них и мысли не возникает об объединении. И отсюда видно сколь глубока проблема консолидации общества.
       Почему же при такой раздробленности и непримиримости в стране не идёт гражданская война? Потому что чревато, да и неохота. На подвиги мы уже не способны. Предпочитаем обозвать противника последними словами. В лучшем случае отважимся дать по морде.    
       А кроме того, на каждого непримиримого приходится десять равнодушных, которых ничего, кроме собственного благополучия не волнует. Равнодушные разбавляют непримиримых и создают некую кажущуюся стабильность. Это хорошо, это правильно? Сомневаюсь. Равнодушие никогда не считалось положительным качеством. Общество равнодушных – гнилое общество.

       «Чтобы страна была именно страной, а не набором территорий, мы должны объединяться», – сказал в одном из интервью пианист Денис Мацуев. И он далеко не первый, кто в последние годы об этом говорит.
       Но представляют ли себе авторы подобных высказываний всю глубину проблемы? Ведь к существенной разнице между людьми, разном уровне культуры и воспитания, добавляется еще и четверть века пропаганды ценностей, не имеющих ничего общего с консолидацией общества.
       «Пока единение в России идёт методом от противного: объединимся, чтобы противостоять. А вот когда это перерастёт в «объединимся, чтобы созидать», тогда можно будут говорить о консолидации», – убежден кинорежиссер Владимир Хотиненко.
       Если прислушаться к словам небезызвестных персон с телеэкрана и со страниц газет, то выясняется, что нас, жителей одной страны, кто-то постоянно пытается искусственно поделить, расколоть наше общество. Это какие-то негодяи, не иначе враги народа. Но называют их теперь по-другому: «Пятая колонна», «Шестая колонна», агенты США, агенты Запада. И, уж конечно, к ним относятся авторы статей, подобных этой.
       Следуя логике, возникает вопрос: если людей против их воли разделили, то, стало быть, до этого они были объединены? Так были ли? И когда?
       «Были!» – уверенно ответят горячие поклонники страны советов, вспоминая годы Великой Отечественной войны. Объективно говоря, тогда тоже всякое бывало, но в целом, как уже говорилось, общая беда сплачивает. На то время, пока существует. Не стало общей беды, и куда подевалась сплочённость!
       Полагаю, что по-настоящему общество никогда не было единым. Вспомним поговорку: «Католикам и православным легче договориться с атеистами, чем между собой». Люди не рождаются объединёнными. Чтобы их объединить, нужно проделать колоссальную работу. И не одноразовую, а постоянную.
       Как же консолидировать россиян? Начать масштабную войну?
       Полагаю, будет совсем не лишним обратиться к опыту страны, в которой многие из нас жили раньше. Там, в отличие от современной России, руководство относилось более ответственно к данному вопросу. Существовала целостная государственная доктрина, привлекательная общая цель и соответственно программа по единению общества. Включающая общую, понятную всем, идеологию; программу воспитания, образования и просвещения граждан; и масштабные проекты: великие стройки, индустриализация, прорыв в космос и т.д.
       Справедливости ради надо признать, что в последние годы в нашей стране появились некоторые подвижки в отношении крупных проектов. Это и новые газопроводы, и строительство космодрома «Восточный», и мост в Крым, и модернизация армии, и участие в международном проекте ИТЭР. Но всё это отдельные акции, за которыми не просматривается цельная государственная политика и единая большая цель. В СССР же все грандиозные проекты осуществлялись в рамках строительства государства будущего, на прочной идейной и образовательной основе.
       В современной России никакой идейной основы не было и нет. Власти в упор не хотят прислушиваться к голосам тех, кто её предлагает. Им, видно, так удобней.
       О воспитании же и говорить не приходится. Соответствующая государственная программа появилась только в 2015 году. Единственное, что делается – все воспитательные силы бросаются на празднование 9 мая. В области воспитания страна живёт единственно памятью воинам-освободителям сороковых годов прошлого века. Никаких иных поводов нет – такой вывод следует сделать, наблюдая происходящее.
       Конечно, отмечать День Победы нужно. А «Бессмертный полк» просто гениальная акция. Только подобных акций должно быть много. И по самым разным достойным поводам. А самое главное, должна быть единая государственная концепция развития страны, в основе которой идеология государства. Страна должна знать, что она такое и куда движется.   
       «Общество – это люди, объединённые какой-то идеей, – говорит телеведущий Леонид Якубович. – Отдельные голоса могут слиться сначала в ручеёк, а затем в одну большую реку. Если есть объединяющий центр, идея. Пока ни центра, ни идеи нет».
       Я, наверное, пятисотый, тысячный, десятитысячный, кто обо всём этом говорит. Но власть не пронять, «Васька слушает, да ест».
       2016 г.