Принцип отражения

Виктор Лёвин 3
 
   Философы, стоящие на материалистических позициях, связывают сознание с процессом отражения, усматривают в отражении главную, наиболее существенную характеристику сознания. Такая точка зрения заслуживает внимания. В отражении проявляется момент взаимодействия некоторой системы со своим окружением, а также реакция на это взаимодействие и преобразование собственной структуры или изменение своего состояния. Такой сложный процесс имеет место на всех уровнях существования материи, является универсальным в той же мере, в какой универсальным является процесс взаимодействия между различными системами.

Сознание при таком подходе рассматривается как отражение, присущее высокоорганизованной материи, которая прошла длительный путь эволюционного развития. Конкретными носителями способности к сознательному отражению выступают человеческий мозг и центральная нервная система, которые имеют выход к разнообразным раздражителям через органы чувств — своеобразные приемники сигналов, информирующих об изменениях в окружающей среде и внутри организма.
Сознание как отражение есть субъективная деятельность по созданию образов той ситуации или тех объектов, с которыми имеет дело человек. Здесь речь не идет о каких-либо зеркальных образах или о каком-либо удвоении материального существования объектов. Сознание дает некий план, подход, принцип реализации или изменения ситуации, переводит объекты в снятую форму существования, благодаря чему можно осуществлять мыследеятельность с этими объектами, обрабатывать их с помощью средств мыследеятельности (например, с помощью логических средств). Но наше сознание может также фантастически переворачивать образы действительного мира. Оно способно переводить существование объектов в мир возможностей, с которым действительное существование объектов связано подчас причудливым образом. И в этом обстоятельстве проявляется свобода человеческого отношения к действительному миру. По существу, сознательные образы — это не статичное отражение предметов, но еще и творческое их преобразование.

     Итак, правомерно утверждать, что сознание человека включено в эволюцию психического отражения. Объясняя эволюционное развитие психики, А. Н. Леонтьев выделил три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта. Если на первой стадии отражение вплетено в пластичное реактивное поведение, то на второй стадии у животных возникают органы чувств и органы внешних движений, перестраивается центральная нервная система, возникает функции памяти, осуществляются процессы анализа и синтеза. Животное теперь способно осуществлять поведенческие акты, в которых учитываются условия существования предметов. Оно способно создавать целостный образ предмета, иметь представление о предмете. На стадии интеллекта осуществляется деятельность, сопряженная с использованием сложных форм отражения. Здесь проявляются элементы догадки, проявляется способность к воспроизведению опыта, способность переноса найденного решения задачи в новые сходные условия. Интеллект обезьян И. П. Павлов называл, например, конкретным или ручным мышлением, проявляющимся в поступках.

     Появлению сознательного отражения у человека способствовали изменения поведенческой активности людей, которые теснее всего связаны с их социальной активностью и необходимостью приспособления к социальной среде. В этом же направлении действовали новые морфологические факторы, прежде всего, развитие коры головного мозга. Дополнительным фактором стало преобразование средств мышления, которое вышло на уровень словесно-абстрактной деятельности, что чрезвычайно расширило возможности человеческого интеллекта. В целом материалисты говорят о сознании как о системном свойстве высокоорганизованной материи, связанном с активным отражением субъектом объективного мира, с построением неотчуждаемой от него картины мира и с возникновением на его основе саморегуляции поведения и деятельности человека.

     Человеческое сознание проявляется в активном многовариантном поведении людей. Оно вбирает в себя громадное богатство деятельностно-творческого отношения к миру. И потому использование термина «отражение» в применении к сложным процессам сознания во многом становится условным, метафоричным, ибо не всегда ясно, где в таких процессах собственно отражение, а где — процесс творческого преобразования. Так, произведение искусства может отражать условия бытия человека, но в большей степени оно преобразует эту действительность сквозь призму определенного идеала и наделяет ее с помощью фантазии автора новыми чертами.