О потере и исцеляющей силе творчества

Леа Веденски
Те, кто пережил потерю близких, знает, что это такое, цепенея от боли заглядывать в бездну «больше никогда». Некоторые застывают на краю этой бездны очень на долго. Как вернуться к жизни после потери? Об этом сегодняшняя  история.
Мужчина робко зашел в кабинет, поздоровался и сел в дальний  угол дивана. Положил руки на колени и опустив голову тихо сказал: «Я все время думаю о смерти». Я спросила, почему. «Потому что не хочу жить без нее. О жизни без нее, мне даже думать больно» - ответил он.
Я посмотрела на его руки, которые он сжимал так, что костяшки пальцев стали белыми. Он пытался справиться с собой, чтобы не заплакать. Боль заполнила всю комнату, мне показалось, что даже воздух стал вязким. Я молча села рядом с ним на диван.
Бывают такие мгновения, когда единственно возможное действие, это просто быть рядом, когда человек утопает в боли, слова не помогают, они бессмысленны, но молчание, молчание может выразить ваше полное присутствие.
Мы посидели в тишине несколько минут. И по его щекам покатились слезы, они падали крупными каплями на брюки, и он завыл, глухо, со сжатыми зубами, завыл как раненое животное. Я терпеливо ждала, когда удушающая горечь отпустит его. Немного успокоившись, он снова заговорил хриплым голосом.   
- Знаете, все мы в юности мечтаем о любви, встретить того единственного человека, с которым хотим прожить жизнь, пройти вместе путь взросления. Мы представляем себе какими будут наши дети, дом, строим планы… Я точно могу Вам сказать, что еще подростком знал какой она будет, та женщина, которая проживет со мной жизнь. И был уверен, встречу ее, сразу же узнаю, узнаю ее из тысячи других…

Он замолчал и стал смотреть в окно. В какой-то момент я заметила, что на его лице появилась улыбка.
- Может быть, не всем суждено встретить свою любовь, но если все же повезло, и она приходит в нашу жизнь, кажется вот же оно – безоблачное счастье. Когда я увидел ее, мне показалось, что я все вижу впервые. Небо до этого не было таким синим, а люди не были такими понимающими. Любовь приходит и меняет абсолютно все. Трепет наполнял меня. Первый поцелуй, ее дрожащие ресницы, запах, непослушный локон волос, ее руки такие теплые. Господи, она была такая родная… Это невыразимо.
Потом чувствовать, как бьется ножками в ее животе наш ребенок. Заботы, пришедшие с рождением детей… Все это давало ощущение дома.
А потом, знаете, мы и не замечаем как постепенно близкий человек прорастает в нашу душу, тело, мысли, привычки. В какой-то момент, уже не возможно было вспомнить - как это было, «без нее». Я уже не мог представить, что может быть иначе. Казалось, что так будет всегда, всегда, вечно.
Жизнь вошла в свой ритм, ритм размеренного танца с ней...
Вы наверное не поверите, скажете, что так не бывает, но каждый день рядом с ней, я был счастлив. Пятнадцать лет непрерывного счастья...

Он улыбался, и был где-то далеко, в своих воспоминаниях. Я тихо сидела рядом и ждала его «возвращения». В какой-то момент, он словно проснулся, и на лице опять появилась горечь. 
- Что бы не говорили, но никогда невозможно подготовить себя к потере родного человека. От этого нет лекарства. Это всегда боль. Боль от невыносимого осознания «никогда». Вы понимаете? Больше никогда я не услышу ее голос, никогда она не будет ворчать за мою рассеянность, мы больше не будем ссориться, она не будет улыбаться, глядя на наших спящих детей… Эта оглушающая пустота, к ней просто невозможно подготовиться, невозможно привыкнуть, невозможно оправдать.
Разве мы представляем себе когда-нибудь, что такое может произойти именно с нами? Но просто случается и все. И это случилось со мной, моя супруга, моя мечта, моя половинка, умерла...
Все остановилось и застыло. Наши двое детей осиротели. Они резко повзрослели, их лица стали серьезными, они закрылись в себе. Мы не можем говорить о случившемся, между нами выросла стена. Я старался держаться, убеждал себя, что надо жить дальше. Но честно говоря, вечером я боюсь идти домой, засиживаюсь на работе до ночи, пустой дом без нее угнетает меня. Это ужасное осознание, что ничего уже не изменится. Понимаете? Это никогда не изменится. И теперь, я хочу только одного, пойти за ней.
В моей голове только навязчивые мысли о смерти.
- У вас есть друзья, близкие люди, с которыми вы могли бы делиться своими чувствами? - спросила я.
- Это странно, но после ее смерти я осознал, что она была для меня всем, у меня практически нет друзей. Я вдруг оказался совершенно один. Мне ни с кем не хочется говорить о том, что я чувствую. Да и вообще, кому есть дело до моей боли.
- Вы сказали, что прожили пятнадцать счастливых лет рядом с вашей женой? - спросила я.
- Да. И теперь меня этого лишили.
- Сколько времени ваша жена болела?
- Год и два месяца, а почему вы спрашиваете?
- Вы прожили с этой удивительной женщиной пятнадцать лет счастья, и только год и два месяца боли. Много людей испытывают лишь мгновения счастья, за всю свою жизнь. Вам есть о чем рассказать своим детям и близким людям. Почему бы вам не поделиться с ними своим счастьем, ведь умение быть счастливым - это дар?

В тот день он уходил глубоко задумавшись.
Когда мы встретились в следующий раз, он поведал мне о том, как рассказывал детям историю своей любви, историю встречи с их мамой. Показывал им фотографии и видео, водил их по тайным местам, где прошла их молодость. Вот здесь они первый раз поцеловались, а тут они сидели на скамейке. Здесь он сделал ей предложение…
- Мы первый раз смеялись с тех пор, как она умерла, - сказал он. Это удивительно, я и не предполагал, что это так сблизит нас. Я вдруг понял, что никогда по настоящему откровенно не говорил со своими детьми. У них так  много происходит в жизни, а я об этом не знал. Например, дочка увлекается кино, мечтает стать режиссером. Сын пишет стихи. Благодаря им я обнаружил, что много видео я снимал! Запечатлел счастливые моменты нашей совместной жизни. Она там такая красивая! Представляете, несколько часов видео, хватило бы на целое кино!
- Почему бы вам действительно не сделать кино, фильм, посвященный вашей жене. Вы могли бы делать это вместе со своими детьми. Покажите его людям.

Он долго спорил со мной, убеждал, что это слишком интимно, это никого не касается, кроме семьи. Я предложила ему обсудить этот вопрос с детьми, пусть они примут решение вместе.

После этой встречи мужчина долго не появлялся. Он позвонил мне только через два года. Мы встретились в кафе, и он рассказал, как  несколько месяцем они работали вместе с детьми над фильмом, а потом устроили вечер памяти, пригласили туда его коллег, и общих друзей. Он говорил о том, что это был потрясающе теплый вечер.
 
- Знаете, однажды вернувшись домой я почувствовал, что все изменилось. Я увидел, что в доме чисто убрано, пахнет вкусненьким, мне навстречу выбежали дети, они смеялись. И я понял, что в дом вернулась жизнь.
Мы даже не представляли себе, как на самом деле важно делиться с людьми самым дорогим и сокровенным. Маленькими простыми и привычными вещами, настоящую их ценность мы можем почувствовать только лишившись их.
Мы поделились с миром своей любовью к нашей маме, просто показали как она нам дорога, - говорил он возбужденно. И вы знаете, мир изменился, все люди вокруг изменились. Любовь, о которой мы рассказывали что-то сделала и с ними.
После этого вечера памяти, к  нам в дом пришли мои коллеги, я их ни о чем не просил, они пришли сами, чтобы просто быть рядом с нами, позаботиться о нас. Вместе с детьми они вымыли дом, сготовили ужин. Я вдруг ощутил, что у меня опять есть семья…
Он продолжал что-то возбужденно рассказывать, перепрыгивая с одной темы на другую. А я смотрела на него и думала, да,  все просто, отдавая другим то, что дарят нам любимые, мы во сто крат умножаем их дары. И чем больше делимся их дарами, тем отчетливее чувствуем, что они всегда рядом. Они живут прямо в нас, и во всех тех, кому мы раскрываем свою душу.
И вот так, совсем не заметно, страшное «больше никогда», становится «теперь всегда» ...

Работа художника Brooke Shaden