Покаянные годы иеромонаха Никона. Сцена третья

Дмитрий Немельштейн
В небольшой низкой избёнке-келье на коленях перед образами стоит иеромонах Никон, погружённый в беззвучную молитву. Внезапно в келью, с трудом переводя дыхание, вбегает Софроний и, осеняя себя крестным знамением, торопливо кланяется образам.Никон прерывает моленье и, поднявшись на ноги, поворачивается к вошедшему.

Н и к о н
Почто не в келье ты своей, Софроний?
Почто мя разлучаешь с тишиной
И с Богом? Пусть ты мне не посторонний,
Для встречи мог бы выбрать час иной.

С о ф р о н и й(взволнованно)
Я три версты бежал, не преставая,
Всё думал: сердце бы не потерять.
Бежал сквозь чащу, плача и стеная…
Чтобы успеть… Успеть тебе сказать…

Н и к о н
О чём сказать? Скорей своё волненье
Мне объясни. Давай же, не томи.

С о ф р о н и й
Злодеев, с кем я знался в дни затменья,
Узрел я ненароком меж людьми…
Меж теми пилигримами, что днями
Явились из московской стороны.
Вчера за мной неслышными тенями
Они ходили. Думаю, верны
Мои догадки…

Н и к о н
Уж не серебро ли
Прельстило их, что прячем в алтаре…
Дождётся ли оно счастливой доли
Быть отданным строителям?

С о ф р о н и й
Поре
Не близкой пастырь строгий наш назначил
Зачатье храма.

Н и к о н
Коли не сейчас,
Но день придёт, ограбят, не иначе,
Наш скит злодеи эти, изловчась.

Раздаётся громкий стук в дверь
Н и к о н (Софронию)
Уж не они ль?.. (в сторону двери) Отворено! Входите!

 В келью, не перекрестившись на образа, входят два монаха в надвинутых на глаза капюшонах.

Н и к о н
Откуда вы и с чем пришли сюда?
Вы лица-то свои не хороните:
От Божьего не спрячешься суда.

Откинув капюшоны, «монахи» обращаются к Софронию.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Здрав будь, Мефёд! Аль не признал, голуба?

В т о р о й  р а з б о й н и к
Почто от нас таишься? Ведь признал…
Друзей старинных можно ль эдак грубо
Да не приветить?

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Тутошна казна,
Я слыхивал, полна сребра да злата.
На что они монахам, да в скиту.
Ты б нам поведал, где тот схрон треклятый,
Без понужденья.

Никон медленно поворачивается к образам и начинает о чём-то жарко и неслышно молиться

В т о р о й  р а з б о й н и к
И тебе пусту;
Не быть – получишь куш ужо немалый.

С о ф р о н и й
Не ведомо то мне. Одно скажу:
Монаху знаться с татем не пристало…
На исповеди разве… Не сужу
Я вас, но Небесами умоляю:
Оставьте помысл ваш. Идите прочь

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Ишь как заговорил, ишь как залаял.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Придётся, братец, нам тебе помочь…

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Забыл, как резал! Сколько душ невинных
Сгубил!Тогда те было всё равно!

С о ф р о н и й
Губить людей мне не было причины.
Красть, крал, да исповедал то давно.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Не ты, так твой товарищ всё откроет,
А нет – без покаянья вас сказним.
Не брать же клад сей нам другой порою.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Возьмём сейчас, коли пришли за ним.

С о ф р о н и й
Уж не тебя ль, Кривой, от верной смерти
Я отлучил… Поди ведь не забыл,
Как тя концом гнилой проткнули жерди…
Кабы не я, давно б в геенне выл.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Что вспоминать?.. Мы нынче разной стати.
Ты, от, монах, а я треклятый тать.

П е р в ы й  р а з б о й н и к (хохочет)
А было время – оба были тати.

С о ф р о н и й
Друг друга нынче вряд ли нам понять.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
А если мы прилюдно всем откроем
Что ты убивцей был, что скажешь, а?..

В т о р о й  р а з б о й н и к
И то же подтвердим над аналоем,
Уж лучше всё скажи… Не то – беда.

С о ф р о н и й
Тож поступлю и я таким же чином.
Узнают все, кто сей да сей монах.
И как сии святые пилигримы
На люд честной в ночи наводят страх.

В т о р о й  р а з б о й н и к (угрожающе)
Но прежде мы тебя располосуем,
А вместе с тем и твоего дружка.
Мы с вами, дурни, славно потолкуем.
Язык развяжем вам наверняка.

Оба одновременно выхватывают из-под сутан ножи. В тот же момент молящийся перед образами Никон резко оборачивается, хватает стоящий неподалёку тяжёлый сучковатый посох и, в порыве ярости, с силой бьёт разбойников по рукам. Ножи падают на пол. Взвыв от боли, мнимые монахи бросаются к Никону, но спотыкаются о скамью, которую им под ноги толкает Софроний. Никон осыпает их градом могучих ударов, после чего оба татя валятся на пол и, прикрыв головы руками, взывают о пощаде.

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Оставь живым, монаше, сделай милость!

В т о р о й  р а з б о й н и к
Прости нас, отче святый, пощади!

Н и к о н (продолжая усердно молотить по разбойничьим спинам)
Разбойно ремесло вам полюбилось,
Так вот вам: не убий и не кради.
Как сведали о тех дарах московских?
Ответствуйте немедля.

П е р в ы й   р а з б о й н и к
Не губи!
От рубленников, что у врат Покровских,
Избёнками торгуют…

В т о р о й  р а з б о й н и к
Кто рубил
Отцу Ананью новое подворье…

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Они же, как подклеть ложили там,
Прослышали о вашем уговоре
О жертве многой на Анзерский храм.

В т о р о й  р а з б о й н и к
Мы порешили: скит тот на безлюдье,
А чернецы что смогут спротив нас.
Не убивай! Лукавый нас понудил,
Да, знать, явились в неурочный час.

Н и к о н
Так кайтесь, кайтесь, мерзкое отродье,
За этот грех и прошлые грехи!

С о ф р о н и й
Оставь их, Никон. Дух безумства бродит
В тебе, заветам Божьим вопреки.

Опомнившись, Никон перестаёт избивать разбойников

С о ф р о н и й
Сподручники ли есть у вас?

П е р в ы й  р а з б о й н и к
Ждёт кормчий
В губе.Но он не знает ни о чём.

С о ф р о н и й
Я у причала видел пару кочей
Они уйдут, я чаю, завтра днём

Н и к о н
Так кайтесь же!.. И взавтре чтобы духом
На острове не пахло вашим!

В т о р о й  р а з б о й н и к
Мы
Уж и не живы, отче. Разве брюхом
Нам путь торить.

Н и к о н
Прочь, порожденье тьмы!

Разбойники с огромным трудом выползают из кельи

Н и к о н
Взнесу и я мольбу за сих увечных,
Да и покаюсь за свершённый грех.
Жизнь человеков, брате, быстротечна.
Господь прощает грешных!.. Но не всех.