Ночной гость. По поэме Есенина - Чёрный Человек

Дани Ли
Однажды Он пришёл ко мне
Из полутьмы, и в полусне
Я разглядел черты и очи,
Сокрытые вуалью ночи.

Недвижно Он стоял в углу,
И чуть рассеивали мглу,
Сияя светом неземным,
Три пары глаз. Туман и дым

Его окутывали тело,
И я спросил его несмело,
Едва дыша: -"Ты кто, скажи?..."-
-"Я чую, как твой дух дрожит.

Лежи, и слушай, и молчи.
Я - призрак, что живёт в ночи.
Я полубог и полубес,
Я - ангел, свергнутый с небес.

Я странник тысячи путей,
Я вестник скорби и смертей.
Один из тех, кто был рождён
В начале мира и времён.

Я тот, чьих крыльев полный взмах
Тряс твердь планет в иных мирах.
Я - древних ужасов исток.
Я тот, чей суд всегда жесток.

Я сам - судья, и сам - закон.
Я чёрный, проклятый дракон,
Но вместо жара и огня
Звезда горит внутри меня..."-

-"Ты проклят? Как и чьей рукою?"-
-"Рукою моего творца...
Не ведать счастья и покоя,
И ждать всеобщего конца,

Когда небесные светила
Угаснут, растворив миры -
Тогда меня покинет сила,
Я стану частью мёртвой мглы...

Но вот за что такая участь -
И для меня, увы, секрет.
Жить, собственным бессмертьем мучаясь -
В том смысла никакого нет..."-

-"Зачем же ты ко мне явился?"-
-"Затем, чтоб сделку предложить.
Ничтожно слабым ты родился,
Таким же - продолжаешь жить.

Всегда ступая осторожно,
И под ноги себе смотря,
Мечтаешь ты о невозможном,
Смирясь с потерями. А зря.

С печалью думаешь о прошлом,
Короткий проживая век...
Не хочешь стать ли чем-то большим?
Скажи мне, хочешь, человек?

Всю истинность вещей познаешь,
И, оглянуться не успеешь,
Получишь то, о чем мечтаешь,
Исправишь то, о чем жалеешь...

Взамен я попрошу лишь... душу.
Представь - её отступит власть,
И совестью тебя не душит,
И ты живёшь свободно, всласть."-

-"Зачем она тебе? Быть может,
Меня ты хочешь обмануть."-
-"В чужие цели лезть не гоже,
Тебе не нужно знать их суть.

Бери скорей, покуда голос
Лихой Фортуны не утих."-

В окно стучала дробью морось.

-"Не нужно сделок мне твоих.

Я понял, кто ты. Предо мною
Не просто так твой чёрный лик,
Туманом сотканный и тьмою,
В час предполуночный возник.

Имея силу, чтобы роду
Людскому положить конец,
Ты здесь и даришь мне свободу?
Ты - изумительный хитрец!"-

-"А ты умён. Прими решенье -
Еще раз покажи свой ум,
Живи без рамок и лишений,
Терзаний и тяжёлых дум..."-

-"Оставь пустые разговоры,
И лишней ложью не греши.
Я не пойду на уговоры
И не отдам своей души."-

-"Ну неужели согласиться
Так страшно или тяжело?
Тебе душа не пригодится!
Тебе волшебно повезло -

Ты сможешь выбраться из ямы,
Навеки изменив судьбу!
Зачем же продолжать упрямо
Вести ненужную борьбу?"-

Мой гость впервые за всё время
К моей кровати сделал шаг.

-"Зачем нести такое бремя?
Ты - свой же наизлейший враг..."-

И снова шаг. Стал чётче виден
Внимательный и хищный взгляд.
В окно стучал холодный ливень,
И падал, разбиваясь, град.

-"Не подходи! Не приближайся!
Оставь меня, лукавый змей!
Увы, но сколь б ты ни пытался -
Я навсегда останусь с ней."-

-"Дурак. Ты - жалкое созданье,
Упрямой глупостью своей
Себя обрёк ты на страданья,
На сотни долгих, серых дней.

Ты без меня - пустое место,
Пока что не гниющий труп.
Ты мог бы быть со мною вместе,
Но ты ничтожен, слеп и глуп."-

-"В твоих руках - чертоги мира,
Ты грозной мощью наделён,
Но мне дана такая сила,
Которой ты, увы, лишён.

Веками между звёзд скитаясь,
В пустотах вынужден летать,
Ты сеешь только боль и хаос,
Но не умеешь созидать.

Бездушный, связанный со мною,
Не знаю почему и как,
Ты был рождён во тьме - и тьмою,
Вся жизнь твоя - тоска и мрак.

А я, пусть слаб и маловластен,
Но я искатель и творец,
И мне даны мгновенья счастья..."-

-"Но будет скорым твой конец.

Я вечно прятаться не стану
В глубинах твоего нутра.
Однажды снова я восстану,
И эта кончится игра."-

И вдруг мой гость с оскалом злобным,
Опять приблизился ко мне.
-"Уйди!!"- раздался крик утробный,
И что-то лопнуло во мгле.

Всё стихло. Он исчез. И только
Полночный сумрак освещала
Луна. Разбитое в осколки,
В углу лишь зеркало стояло...

18 октября 2018 г.
(посвящено другу)