Искусство и действительность

Светлана Шакула
     На фото – картина Ю. Пименова «Новая Москва», 1937 г.

   Конечно же, в этой картине автор выразил лучшие устремления лучших представителей советского общества. Именно такие люди и ОБНОВЛЯЛИ жизнь страны, но только в духовном плане. Потому что в физическом плане на таких автомобилях ездили лишь избранные (да и то не долго, учитывая репрессии 1930-х), а большинство людей ходило пешком.

   И всё же картина «Новая Москва» – очень светлая и жизнерадостная, она сродни вечным образам, созданным в мировом Искусстве. В кинематографе этой картине созвучны фильмы «Сорок первый», «Коммунист» и «Комиссар», где главные герои, гениально сыгранные Извицкой, Урбанским и Мордюковой, тоже утверждают НОВЫЕ общественные отношения. Только, в отличие от киногероев – борцов за светлое будущее, героиня «Новой Москвы» не имеет трагической обречённости, хотя об этом напоминают год создания картины и чёрные машины – «воронки».

   В жизни каждой страны и каждого человека не бывает только белых или чёрных полос – они постоянно чередуются, но прогресс общества определяется не чёрными или трагическими полосами, а Светлыми!..
   Именно об этом и рассказывает картина «Новая Москва».