Тенишевские однокурсники. Юлий Райзман и Рошаль

Александр Коваленко 2
Глава 40.

     Каждый раз, когда Григорий Львович приезжал к нам на занятия в Тридцать пятую аудиторию, возникало ощущение праздника. Он никогда не был неинтересен. Он всегда источал какую-нибудь позитивную идею. Он привозил с собой какие-то тайные смыслы. Идея воодушевляла. Хотелось участвовать в разгадке тайны. Откуда у него всё это бралось?

     Вокруг него кипела энергия огромного культурно-исторического пространства. Атмосфера вокруг Рошаля располагала всем необходимым для раскрытия собственного театрального чувства. В его пространство можно было легко войти, выбрать желанную роль, увлечься интересной игрой, испытать радость, насладиться благородными ценностями, существующими в этом пространстве.

     В студенческий период я не мог сформулировать свои ощущения и мысли о Рошале так, как я описываю их сейчас. Но его среда, в корой я оказался, делала свое дело.

     В Тенишевском училище обучение было организовано по принципу домовой школы. За время обучения некоторые ученики овладевали не только первоначальной грамотой, но и достигали уровня университетских знаний.
     Вместе с Рошалем в училище получили образование воспитанники, ставшие в последствии известными всему миру людьми.

     Борис Арцыбашев после окончания училища уехал в Америку и стал знаменитым дизайнером и художником. Ему доверили оформлять обложки самых популярных американских журналов.

     Александр Великанов стал знаменитым архитектором. Ему поручили построить важное здание Московского областного комитета ВКП(б), умное здание Краснознаменной военной академии РККА имени Фрунзе, азартное здание Детского музыкального театра и многое другое. Его творения до сего дня изучают студенты-архитекторы.

    Владимир Соломонович Познер -  русский и французский поэт, прозаик, переводчик, журналист, сценарист, литературный критик. После революции жил во Франции, в Германии и Америке. В Париже писал статьи о русской литературе, переводил русских писателей на французский язык. Выпустил книгу о великой русской литературе на французском языке. В США писал киносценарии, в том числе и по собственным романам. Его умный и талантливый сын Владимир Владимирович Познер стал звездой советского и российского телеэкрана.

    Евгений Рабинович — американский биохимик и выдающийся поэт русского зарубежья. Профессор Чикагского университета, автор фундаментальных работ по фотосинтезу. Когда власти США затеяли операцию по атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, Рабинович публично выступил с протестом.

    Рядом с Рошалем в Тенишевском классе получал своё образование интравертный писатель, мыслитель и философ Владимир Набоков. Есть у него сторонники, есть и противники. Но только лишь за то, что он перевел важнейшую книгу Русского мира «Слово о полку Игореве» на английский язык и она стала мировым достоянием, Владимиру Набокову причитается наша любовь и всенародная память. Даже если бы он не стал Лауреатом Нобелевской премии, даже если бы он не сделал больше ничего в своей жизни, он был бы достоин почитания и славы. О Набокове Григорий Львович ничего нам не рассказывал. Почему? Не знаю.

    Среда, в которой юный Рошаль обретал своё образование, меня восхищает. Узнавая всё новые и новые подробности биографии своего Учителя, ощущаю свою связь с новыми именами и далекими временами.

    Подобные ощущения возникают так же, когда посещаю древний монастырь, древнюю страну, читаю историческую хронику. При этом всегда думаю о Рошале, который научил искусству ощущать пространство и время. Имена, города, времена, события словно кадры кинематографа логично монтируются в умную историческую киносагу.

    Рошаль не уставал повторять, что в кино не бывает случайных деталей. Даже если режиссер что-то упустил и не может объяснить почему у него так получилось, то эта случайность будет жить самостоятельно без чьих-либо объяснений, как выпущенный из бутылки джин. Эта случайность, пусть и нелепо, будет сосуществовать со своим окружением. В нелепой ситуации можно оказаться самому, если не обратить внимание на случайность. Сама случайность не случайна.

    С восхищением перечисляю имена одноклассников Григория Рошаля по Тенишевскому училищу с их удивительными судьбами, и от этого перечисления как будто расширяются границы моей родины. Моя малозначимая биография, оказывается не такая уж и малозначимая. По воле Божией она искусно вплетена в непрерывное течение времен и судеб. Радуюсь, что у меня такой Учитель!

    Для занятий с нами наш Учитель не мог довольствоваться лишь помещением Тридцать пятой аудитории и комнатами своей квартиры на Большой Полянке. Для большей эффективности педагогического процесса он организовывал для нас походы в присутственные места.

    Вспоминается эпизод на «Мосфильме». Рошаль ожидает нас в фойе административного корпуса. Мы собираемся у большого информационного стенда. Здесь размещен производственный план на текущий момент. Сообщается, какие картины запущена в производство, кто автор, сколько уже снято, сколько полезных метров еще предстоит снять, процент выполнения.

    Григорий Львович рассказывает байку: «Каждый день на утреннем совещании идет обсуждение. Дирекция ругает тех, кто отстает. Отстают почти все. Одним больше достается, другим меньше. Не достается только Юлику Райзману. Его боятся ругать. Однажды попробовали, но он в ответ устроил такую головомойку, что бедолага директор больше не связывается с ним».
    На наш вопрос, «почему», Рошаль рассказывает продолжение:
«Выслушав серьезные упреки в свой адрес, Райзман берет слово. Он спокойно и без эмоций говорит о том, какое важное значение имеет его фильм в деле воспитания граждан великой страны. О том, какую огромную ответственность он несет перед партией и правительством. Как дорог каждый метр кинопленки. Потом доброжелательно интересуется: "Вы хотите, чтобы я работал быстро или работал хорошо? Вы хотите, дорогие товарищи, чтобы наш любимый «Мосфильм» - флагман отечественного кино - выпускал на советский и международный экран плохую продукцию? А может вы хотите, чтобы Центральный Комитет Партии подвергся осмеянию со стороны врагов нашего Отечества»?

    Мы дружно смеемся, но Рошаль серьезно добавляет: «свою профессию надо ценить».

    Юлий Райзман, Народный артист СССР, профессор, Герой Социалистического труда для нас был «небожителем». В истории советского кино его работы отмечены многочисленными государственными и международными наградами. С Рошалем они были друзьями более пятидесяти лет. Вместе преподавали во ВГИКе. Жили в одном доме на Большой Полянке.