Игорь Гостев, Аждар Ибрагимов и многие другие

Александр Коваленко 2
Глава 38.

     Мы легко и радостно учились в мастерской Рошаля, а в это время наш Григорий Львович развивал дальше начатое им новое дело. В институте культуры уже была создана кафедра кино-фото. За нами шли курсы, которые набрали и возглавили друзья и соратники Рошаля: Игорь Гостев, Аждар Ибрагимов.

     Рошаль пригласил на кафедру Михаила Маршака, Николая Крючечникова, Валентина Черных, Валерия Белоусова, Германа Шатрова, Александра Симонова, Бориса Нащёкина.
     Рошалю во всем помогала Ася Боярская. Она была первой заведующей кафедрой кино-фото мастерства. На кафедру приходили работать мастера профессионального кинематографа. Это были замечательные и радостные люди. Они приходили с большим желанием и душевной искренностью поддержать Рошаля в его новом начинании. Каждый из них был выдающейся личностью в кино.
     Подбором кадров занималась Ася Боярская. Прежде чем пригласить в мастерскую того или иного специалиста, Ася вела деликатные переговоры с ними. Каждая кандидатура тщательно обсуждалась с Рошалем. Ошибиться было нельзя. Дело было ответственное и находилось под контролем министра культуры СССР. Никто из педагогов не подвел.


     Вспоминаю день, когда Рошаль вошел в нашу Тридцать пятую аудиторию, как всегда, возбужденный и радостный. Его сопровождала Ася Боярская и незнакомый мужчина лет сорока пяти. Это было в конце второго курса. Ася сияла. Григорий Львович загадочно улыбался, всем своим видом показывая, что приготовил нам очередной сюрприз.
     Незнакомец скромно расположился на стуле в дальнем углу аудитории, в сторонке от нашего мастера и заведующей кафедры. Мы стали с любопытством  рассматривать гостя: смугловатое лицо, серьезные карие глаза, неспешность в движениях, не агрессивная уверенность в себе. Его внешность располагала к себе доверием и вызывала, пожалуй, симпатию. На нем была простенькая рубашка с короткими рукавами и с отложным воротничком.
   
   - Игорь Болгарин. Тот самый, который… Ну, короче – «адъютант его превосходительства», - шепнул кому-то из рядом сидящих Саша Гвоздик.
     Информация пошла по рядам. Дошла до меня. Боже мой! Болгарин Игорь! Сценарист самого популярного в стране киносериала! Весь народ обожал Юрия Соломина, исполнившего главную роль в этом увлекательном киноромане. Вся творческая группа популярного сериала стала знаменитой и почитаемой во всех республиках Советского Союза. Сериал, по просьбе миллионов зрителей, несколько раз повторяли по центральному телевидению.

   - Игорь Яковлевич будет помогать вам осваивать сценарное мастерство, - представила нам Ася довольно молодого, но уже легендарного советского кинодраматурга и писателя.

   - Болгарин к вашим услугам, - добавил театрально Григорий Львович.

     Игорь Болгарин накануне стал лауреатом Премии имени братьев Васильевых. Эта премия присуждалась в нашей стране за лучшие произведения кинематографии во всех видах (художественной, документальной, научно-популярной и мультипликационной), за работы сценаристов, режиссеров, актеров, операторов, художников, звукооператоров. Награжденным присваивалось звание «Лауреат Государственной премии РСФСР.

     Рошаль продолжал принимать на нашу кафедру одного за другим выдающихся мастеров.
     Жизнь на кафедре бурлила и будоражила жизнь всего института. Выше были упомянуты некоторые соратники Рошаля, пришедшие на кафедру. Надо хоть несколькими штрихами представить их, чтобы вообразить атмосферу, в которой нам посчастливилось учиться.

     Игорь Гостев – ученик Столпера и Пырьева. Постановщик увлекательных картин о разведчиках: «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта». Игорь Гостев был не только интересным режиссером. Он имел опыт организатора производства сложных документальных и научных фильмов: об испытаниях атомной бомбы, о полетах в космос, об атомном ледоколе «Ленин».
    Первое его «киношное» образование, которое он получил во ВГИКе – директор картины. А первые его картины были созданы на киностудии «Научфильм».

    Когда его призвал наш Григорий Львович, он уже был известным советским деятелем кино и востребованным режиссером-постановщиком, работающим на «Ленфильме» и «Мосфильме». Гостев не раздумывая, пришел на кафедру и встал под знамена Рошаля.
    Мы в это время уже учились на четвертом курсе и вместе с Рошалем посвящали в студенты первокурсников, которых принял в свою мастерскую Игорь Гостев.

    Аждар Ибрагимов – участник Великой Отечественной войны. В форме старшего лейтенанта фронтовик пришел в Институт кинематографии поступать в режиссерскую мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма.
    После окончания ВГИКа работал на Ашхабадской киностудии и на «Азербайджан-фильме». Стал выдающимся деятелем советского кино в этих республиках.
В нашей Тридцать пятой аудитории стало тесно. Шли занятия по режиссуре на курсах, которые пришли в институт вслед за нами.
    Аждар был опытным педагогом. В свое время, по личной просьбе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, он поехал работать во Вьетнам. Основал там школу национального кино.
    Помню, как в конце учебы меня пригласили на заседание кафедры. Обсуждали мое распределение на преподавательскую работу. Рошаль и Ася Боярская представили меня всем присутствующим. Сказали, что я еду в Кемерово преподавать кинорежиссуру. Рядом с Рошалем сидели Игорь Болгарин и Валентин Черных. Аждар Ибрагимович на нашем курсе не работал и мало что знал обо мне.

  - Ты зачем едешь в Сибирь? – сурово и с восточным акцентом растягивая слова, спросил Аждар. Я чуть было не оробел. Вовремя вспомнил, что Ибрагимов добрый и очень интеллигентный человек.
  - Меня Григорий Львович попросил. Поезжай, говорит, прокатись в Сибирь! Себя покажи, людей посмотри, – громко и так же не спеша, повторяя предложенный акцент, отвечал я на первый вопрос. Я принял игру, которую предложил мне Аждар Ибрагимович.
  - Ну, раз, Григорий Львович… - нараспев проговорил Ибрагимов, «меняя зло на милость», – тогда поезжай! - все засмеялись и стали весело обсуждать моё будущее.

    Проект Рошаля был последним в его режиссерского-педагогической деятельности. Его мечта осуществилась. Он выполнил свою миссию. Он оказался мудрым наставником для своих учеников. Он показал пример наследникам, как надо творчески и ответственно относиться к делу, на которое призван.

    Молодому режиссеру-педагогу, которого отправили в Сибирь, надо было иметь при себе профессиональные знания, страстные желания и авторитет.
    Худо-бедно, первое и второе было. А что касается авторитета, то его и быть не могло у выпускника. Спасало единственное – со мной был Рошаль.