Бурлеск. Штанишки с бантиками для Шульца

Александр Коваленко 2
Глава 35.

    Для Рошаля жанр представлял первоочередное значение в любом виде творчества и жизнедеятельности вообще.
    В книге «Кинолента жизни» Григорий Львович размышляет о том, как он пришел в кино. Все у него началось с детской игры. Взрослые, окружавшие его детство, поощряли его мечты о театре и кино.
    «Няня моя расписывала сказочные узоры на пасхальных яйцах, и мы дети, катали их с горки».
    Это было жанровое действо. В этом жанре происходила детская игра. Она доставляла радость.

   «В школе я начал ставить ученические спектакли и сам играл в них довольно большие роли, вплоть до Антонио в шекспировском «Юлии Цезаре.»
Это был жанр высокой трагедии. Он позволял взрослеть и осмысливать серьезные ситуации в общечеловеческой киноленте жизни.

   «В 1919 году я работал в Наркомпросе Украины вместе с Натаном Венгровым, Софьей Федорченко, Ильей Эренбургом. Уже тогда я пытался осуществить с детских лет лелеемую мечту о создании больших детских праздников и введении в школе работы по театру».
Это были жанры педагогической деятельности.

   «В 1920 году Наркомпросом Азербайджана я был направлен с большой группой детей бакинских рабочих в Железноводск. Мы устраивали большие праздничные вечера и театрализованные экскурсии».

   «В кисловодском театре я организовывал экспериментальные театральные действа. Одно из них было особенно памятно. Это было большое пантомимическое представление».

    Анатолий Луначарский предложил молодому инструктору Наркомпроса Григорию Рошалю возглавить Совет по художественному воспитанию. Совету предоставили возможность смело решать вопросы по преподаванию в школах уроков пения, театра, рисования. Рошаль и его команда разрабатывал новые методики по эстетическому воспитанию. Создавались новые игрушки для детских садов. В школах ставились игро-спектакли разных жанров.

  - Какие жанры существуют в поэзии? – спрашивал Григорий Львович на одном из занятий.
  - ??
    Мне очень нравились вопросы о поэзии. В студенческом кружке по литературе у Ольги Михайловны Матвеевой я написал реферат о жанрах. Перечислил и охарактеризовал несколько десятков существующих в истории литературы жанров: сонет, соната, сонатина, утренняя песнь пастушка пастораль, романс, песнь трубадуров, гимн и так далее.

    Когда мы решили делать спектакль «Гробовщик» в жанре черного бурлеска, Рошаль не противился. Он наблюдал, что у нас получится. Теперь я понимаю, что ему не важен был результат. Он оценивал, как педагог, процесс проявления наших фантазий. Помогал, корректировал.
    Мы выяснили, что бурлеск появился в Западной Европе в виде пародийных комических стишков. Из литературы бурлеск быстро перекочевал в театр и в оперу. Если глубоко исследовать суть бурлеска, то можно будет обнаружить признаки этого жанра в живописи, в балете и даже в архитектуре. В свое время небольшие шуточно-пародийные оперы и пьесы заполонили подмостки европейских столиц. Бурлесковая ирония и даже цинизм стали модными в интеллектуальных и творческих собраниях.

    Пушкин в «Гробовщике» пошел еще дальше. Используя русский иконографический материал для сюжета, он блестяще выписал ироничную пародию на общеевропейскую литературную моду. Но самое важное, на наш взгляд, заключено не в том, что русский писатель продемонстрировал свой исключительный литературный талант, а в том, что созданный им образ глубоких философских смыслов заблистал в среде русского православного мира.
    Не знаю, учитывал ли Рошаль все эти обстоятельства, но литература Пушкина чудесным образом переносилась в наш спектакль в соответствии в жанром. Мы решили ставить спектакль в жанре пародии на бурлеск.


    Жанр бурлеска определил наше поведение в период работы над спектаклем. В нашей мастерской шла игра. Григорий Львович разрешил нам придумывать всё, что нам хотелось. Иностранное слово бурлеск прочно вошло в язык нашего общения.
В начале работы над спектаклем это слово было для нас, и приветственное, и ругательное, и поощрительное. Зависело от того, с какой интонацией и в какой ситуации мы произносили его. Слово бурлеск было своеобразной игрушкой, предметом и признаком нашей игры.

     На репетициях мы с Сергеем Овчаровым обсуждали партнерские отношения и свою игру на площадке, сверяясь со значениями слова бурлеск.
   - Ты почему небрежно бормочешь свой текст в свою дурацкую бороду? – спрашивал я Сергея.
   - Бурлеск! – многозначительно отвечал он. И мне становилось понятно, как произносить за ним свою фразу.

     Наши девушки приделали помпезные бантики на мои комичные штанишки. Трудились в общежитии по ночам.
   - Что это за извращение? – спрашивал я, принимая от них костюм для своего героя сапожника Шульца.
   - Так, ведь, бурлеск! – смеялись девчонки.

     Во французской и итальянской литературе вид комического отношения к серьезным событиям оформился в жанр бурлеска. Жестко и справедливо критикуя королей и министров, можно было избежать наказания. Ведь, бурлеск же! Было модно писать в этом жанре о чем угодно.
     Ироничное отношение ко всему окружающему было модным не только в просвещенной литературной среде, но и в нормах общественного поведения.

     Работая над «Гробовщиком», Григорий Львович радовался нашей игре и нашим выдумкам. Актеры мы были никудышные, но жанр спасал нас. Поощряя нас своими похвалами, Рошаль подогревал наши фантазии. От репетиции к репетиции игра становилась азартнее.
     Игра радостно объединила и педагогов, и учеников. Театральное чувство овладело всеми! В этой общей игре все чувствовали себя беззаботными и счастливыми детьми.
     На самом же деле, это был наш дипломный спектакль: событие более чем серьезное и ответственное.