Толкование на слова преп. Дамаскина об ангелах

Сергей Пономаренко 3
Против пелагиан.

"Они –  неудобопреклонны ко злу <по др. переводу "трудно склоняемы ко злу">, хотя не непоколебимы; но теперь даже и непоколебимы, не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу."
(преп. Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры". Книга 2. Глава 3 (17). "Об Ангелах")

1. "Они – неудобопреклонны ко злу" или "трудно склоняемы ко злу"
Из "Послание патриархов восточно-кафолическия церкви. О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ". 1723 г.: "А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что
происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы; (ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам), но УДОБОПРЕКЛОНЕННОСТЬ КО ГРЕХУ и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть. <что от природы>"
Таким образом, сама по себе "удобопреклоненность ко греху" не грех, а следствие ослабленности природы, естества твари... Ангелы по природе были созданы Творцом безукоризненными. Именно это и подразумевают слова преп. Иоанна Дамаскина:
"Они - неудобопреклонны ко злу", т.е. "не злые по естеству". Или в другом месте, к примеру, о диаволе: "Из ангельских сил начальник надземного мира, которому Бог поручил хранение земли, не был создан злым по естеству, <как и все ангелы> но был благ и создан для блага и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла. "Аналогично и первые люди Адам и Ева были созданны совершенными по естеству. "Бог сотворил человека по естеству безгрешным и по воле свободным. Безгрешным, говорю, не в смысле, что он не мог принять греха (ибо только Божество недоступно греху), а в том смысле, что возможность греха имел не в своем естестве, а прежде всего в свободной воле. Это значит, что он мог, вспомоществуемый благодатью Божией, остаться в добре и преуспевать в нем, подобно тому как по своей свободе мог, при попущении Божием, отвратиться от добра и оказаться во зле".

2. "хотя не непоколебимы"
Здесь речь, очевидно, идет О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ ангелов, только Бог абсолютно чужден греха. Но в чем это несовершенство, если не в естестве? Ответ: "возможность греха они имеют не в своем естестве, а прежде всего в свободной воле". Почему они имеют возможность греха в свободной воле? Ответ: по привязанности (или непривязанности) к Благому. Насколько тварь привязана к Тому, Кто её создал, настолько она имеет меньше возможности греха. Посему ангелы "не непоколебимы".

3. "но теперь даже и непоколебимы, не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу."
Здесь преп. Иоанн Дамаскин подразумевает, что  после Боговоплощения, ангелы стали непоколебимы, т.е. избавились от своего несовершенства, которое не в существе, а в свободной воле. Они стали совсем несклонные ко злу (непоколебимы) после крестных страданий Спасителя и Его Воскресения...
О людях. Почему согрешили первые люди, ведь, они тоже были совершенны по естеству?  "Бог сотворил человека по естеству безгрешным и по воле свободным." Первые люди также имели возможность греха в свободной воле. Это НЕСОВЕРШЕНСТВО (изъян) личности - "не непоколебимость". Другими словами, некая склонность ко греху проистекает из-за недостаточной "привязанности к одному только благу". Таким образом, при данном рассмотрении причина грехопадения первых
людей видится не просто в свободном выборе Евы и Адама (в "нехорошей флуктуация выборной воли"), а в некой предварительной удаленности Адама и Евы от Благого, от Того - Кто их создал...

Остается один вопрос: Почему Восточные Патриархи "удобопреклоненность ко греху" (не путать с самим первородным грехом!) соотнесли с природой, а не с личностью человека? Ответ, наверное, лежит в том, что люди зачинаются на земле неразумными, когда личности как таковой еще нет, и подразумевается склонность природной воли (из-за наследственной ослабленности естества)...