1. 0. 17 Принципы Вселенной и человека

Лариса Болотова
           Из Тайной Доктрины:

(Стр.74 т.1) «Основная Доктрина Эзотерической Философии не допускает не преимуществ, ни особых дарований в человеке, за исключением завоёванных самим
«Эго» личными усилиями и достижениями на протяжении длинного ряда метампсихозиса и воплощений».

           Поэтому попытаемся понять своим сознанием основные принципы создания Проявленной Вселенной. Рассмотрим несколько воззрений на этот вопрос.

«В своей абсолютности Единый Принцип, в его двух аспектах Парабрамана и Мулапракрити, не имеет пола, безусловен и вечен. Его периодическое Манвантарное выявление или первичное излучение также Едино, двуполо и предельно. Когда это излучение начинает, в свою очередь, излучать, то все его излучения также двуначальны, становятся в своих низших аспектах мужским и женским началами. После Пралайи, как Великой, так и Малой – последняя оставляет все миры «in statu quo» (в стадии неподвижности?)- первой к активной жизни просыпается пластическая Акаша, Отец-Матерь, Дух и Душа Эфира, или же площадь Круга.

Не физические организмы, ещё менее их психические принципы, остаются «in statu quo»  на протяжении великой Космической или даже Солнечной Пралайи, но только их «акашные или астральные фотографии». Но на протяжении малых Пралай, захваченных «Ночью», планеты остаются нетронутыми, хотя и мёртвыми, именно, подобно огромному животному, захваченному и врезанному в полярных льдах и в силу этого оставшегося без изменений в течение веков.

Пространство называется Матерью до его космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения. В Каббале это тоже Отец-Матерь-Сын. Но тогда как в Восточной Доктрине они являются Седьмым Принципом Проявленной Вселенной или же её Атма-Буддхи-Манас (Дух-Душа-Разум), Триадой, разветвляющейся и разделяющейся на семь космических и семь человеческих
Принципов, в Западной Каббале христианских мистиков она является Триадой или Троицей, а среди их  оккультистов двуполым Иеговою Jah-Havah. В этом и заключается всё различие между эзотерической и христианской Троицами.
 Мистики и философы, восточные и западные пантеисты, синтезируют свою предначальную Триаду в чистую божественную абстракцию.

Ортодоксальные очеловечивают её. Хиранья-гарбха, Хари и Шанкара – Три Ипостаси проявленного «Духа Превышнего Духа», титул, которым Притхиви-Земля приветствует Вишну в лице его первого Аватара – являются чисто метафизически, абстрактными свойствами Образования, Сохранения и Разрушения, также божественными Avastha (Ипостаси) того, что «не разрушается вместе с созданными вещеми», Achyuta, имя Вишну; тогда как ортодоксальный христианин разъединяет своё Лично Творящее Божество на три Лика Троицы и не признаёт другого высшего Божества.

Последнее в Оккультизме является абстрактным Треугольником; у ортодоксальных современных кубом.

Бог, творящий или же совокупность созидающих богов, рассматривается восточным философом, как Bhrantidarshanath, «ложные видимости», нечто, «представленное» в силу ложных видимостей, как материальная форма», и поясняется ими, как возникающие по причине иллюзорного понятия эгоистической, личной и человеческой Души (низшего Пятого Принципа). Это прекрасно выражено в примечании Фитцэдуарда Холла к просмотренному переводу Вишну Пураны Уильсона.
 «Брама, в своей совокупности, имеет, прежде всего, аспект Пракрити, как эволюционирующей, так и неэволюционирующей (Мулапракрити) и также аспект Духа и аспект Времени. Дух, о Дважды-рождённый, есть главный аспект Высочайшего Брамы. Следующий аспект двоякий Пракрити, эволюционирующая и неэволюционирующая, и последним является Время». В Орфической Теогонии Кронос также представлен как рождённый бог или посредник».

(Стр.77 т.1) «Следует понять, что термины Брама и Парабраман употребляются здесь не потому, что они принадлежат нашей эзотерической номенклатуре, но просто потому, что они более знакомы западным исследователям. Оба вполне соответствуют нашим терминам – одногласному, трехгласному и семигласному, обозначающим ВСЁ ЕДИНОЕ и Единое – «Всё во Всём».

         И всего изложенного делаю выводы. Существует один Основной Принцип – Единое. Из него исходят три высших принципа Божественных: Мировой Дух, Мировая Душа, Мировой Разум. Они создают Семь принципов человека: Дух, Душа, Разум (Монада) – Личный Бог человека (реальность); разум, душа, элементы материи, физическое тело (отражение,  майя - иллюзия).

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.