Выписки

Лев Ханин
Представь непредставимое – ты умрёшь.
1
«Между Блоком и Бальмонтом та же разница, что, между Шопеном и жестяным вентилятором» Чуковский. Т. 7., стр. 148.
2
«На протяжении почти всей своей истории человеческое общество состояло в основном из населения абсолютно или относительно невежественного, добрая часть которого была и ещё не слишком умна». Эрик Хобсбаум. Разломанное время. С.256
3
«Вообще, что касается народа, <…> если кто богатством вдесятеро превосходит других – то люди унижаются перед ним; если во сто раз – то боятся его; если в тысячу раз – то работают на него, и если в десять тысяч раз – то становятся его рабами. Это закон вещей» [с. 29, Ю. Л. Кроль. Сыма-Цянь – историк. М., Наука, 1970].
(Сравнить с Марксом: о преступлениях, на которые идёт человек за-ради денег.
4
«Нужно сознание людьми своего человеческого, равного для всех людей достоинства, не допускающего ни распоряжения жизнями одних людей другими, ни подчинения этих людей другим каким бы то ни было людям». Л.Н.
5
«Великие завоевания – явление не столь уж редкое. Жадность, нищета, скука, стремление к роскоши и богатству – все эти факторы, сплавляются воедино и помогают какому-нибудь авантюристу, обещавшему тем, кто пойдёт за ним, все блага земные и не только. Набрать готовую на всё вооружённую орду. Первые победы добавляют уверенность в себе и орду уже не остановить» (Хэрли Глесснер Крил).
6
Из «Талмуда».
«Дети, жизнь и пропитание зависят не от заслуг, а от счастья».
«Учителя полагали: трое, - которым жизнь не в жизнь. Вот они: ожидающий своего пропитания от других, находящийся под началом своей жены и одержимый телесными недугами».
«Следующие четверо всё равно, что мёртвые: бедняк, прокажённый, слепой и бездетный».
7
 «Подпрапорщики не производят революции, но разве что производят бунт». П.А. Вяземский.
8
«…, если какому-нибудь государству хочется присвоить чужую житницу, оно с негодованием заявляет, что вынуждено вторгнуться к соседу потому, что там хозяйничают бесчестные правители или министры женятся на кобылах, а это унижает человеческий род». Брехт с.81 «Люди охотно верят в благородные цели современных войн, хотя бы потому, что подлинные цели – если их вообще можно представить себе – слишком уж омерзительны».
9
«Тут сказано о бедствиях, которые потом, в конечном счёте, вызывают изменения в мире». Тань Бао. Из «Записок о поисках духов». 169
10
Из де Виньи
«Только зло бывает чистым и без примеси добра. Добро всегда перемешано со злом. Избыточное добро приносит зло. Избыточное зло не приносит добра».
11
«Ненасытная жажда денег, поразившая всех без разбора, погоня за удовольствиями не только приковали нас к себе, но, как говорится, за собой ведут в пропасть. Из этих болезней сребролюбие - унизительно, а поиски наслаждений - отвратительны».  Псевдо - Лонгин.   «О Возвышенном». С.80.
12
«Простить – не значит забыть». Сара Бернар.
13
«Существует обязанность, высказаться, с которой не могут сравниться никакие другие из многих высоких обязанностей».  «Неспособность к свободе». Вильгельм Райх.
14
«Самовластие отвратительно, это самая отвратительная вещь на свете, за исключением аристократии, которая ещё хуже». М.А. Лифшиц.
15
Лем: «Смерть уравнивает всех умерших …, ибо тот, кто умер вчера, и тот, кто умер тысячу лет назад, обратились в одинаковое ничто».
16
«Подобно тому, как нечестивые люди могут отличаться завидным здоровьем и долголетием, так и неправедное правительство может пользоваться миром и долго находиться у власти. Отсюда следует, что несчастья и бедствия не являются достаточно убедительными доказательствами его добродетельности». Ван Чунь
17
Так говорит философ Ортега-и-Гассет: «С развитием цивилизация становится всё сложней и запутанней. Проблемы, которые она сегодня ставит, архитрудны. И всё меньше людей, чей разум на высоте этих проблем».
Бертольд Брехт: «в центрах цивилизации жизнь до такой степени запуталась, что даже самый светлый ум … уже не в состоянии охватить её полностью, а, следовательно, делать какие-либо прогнозы. Наше бытие, самое наше существование всецело зависит от экономики, а это такая хитрая штука, что разобраться в ней может ум необыкновенный, какого и в природе не существует! Человек создал экономику, в которой разобраться под силу лишь сверхчеловеку. Социальные процессы, ставшие объектом исследования (почти по принципу Гейзенберга), оказываются небезразличными к этому исследованию – они существенно видоизменяются».
18
«В нескольких собравшихся вместе людях накапливается жестокость, которой нет и быть не может у каждого в отдельности». Джорж Савил Галифакс.
19
«Душа его не выполняла никаких иных функций, чем те, что душа устрицы в своей раковине» Сирано (192). «Смотрит на меня взглядом, который, казалось, мог бы меня убить, если бы я мог умереть от чего-либо другого, кроме голода». Сирано де Бержерак.
20
 «Не существует логического пути от факта к теории. Здесь источником творческих достижений, как и везде, является одновременно и сила воображения, и фантазия, а критерием правильности служит способность предсказывать явления, которые ещё не исследованы, или не открыты». Макс Борн. 
21
«Падает камень на кувшин. – Горе кувшину; падает кувшин на камень, горе кувшину, так или иначе, горе кувшину». Л.Н. Толстой (Из Талмуда) (Л.Н. стр. 148). В, общем, о том же сказал Игорь Холин: «Поэт? Сосуд! // Судьба сосуда обычно трагична».
22
ИЗ ТАЛМУДА (2)
***
«Когда любовь наша была сильна, мы на острие меча лежали; теперь, когда не сильна наша любовь, кровать в 60 аршин недостаточна для нас».
***
«Человеческое достоинство так важно, что ради него можно обойти запрещение св. писания».
23
«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века, не так, как в науке, где он берёт последний очищенный труд, а как попутчик, вместе шагая и сбиваясь с дороги». Герцен. Из письма сыну.
24
«Только перенесение страдания без всяких утешений, без надежды на новую жизнь он (Ницше) считал героическим». Бердяев.
25
«У людей непреодолимая потребность в козле отпущения, во враге, который виновен во всех их несчастьях и которого можно и даже должно ненавидеть. Это могут быть евреи, масоны, якобинцы, иезуиты, большевики, буржуазия, международные тайные общества и т.п. … Это есть объективизация зла, выбрасывание его во внешнюю реальность».  (Бердяев   300-301).
26
«Умер мой любимый кот. Скажут, что эта смерть не трагична, потому что животное не имеет личности. Этот аргумент для меня, пережившего глубокую печаль, не имеет значения по разным основаниям. Животное, в котором обнаружены большие качества красоты, ума, нежности, очарования, имеет яркую индивидуальность, неповторимую, единственную в своём роде. Это не есть личность в человеческом смысле, но всё же личность другой степени. Самое главное то, что моя большая любовь к моему коту требует, как и всякая любовь, бессмертия, вечности. Я не могу мыслить Царства Божьего без моего Мури». Бердяев с.332.   
27
«В основе антисемитизма лежит бездарность. … В этом есть что-то жалкое. … Бороться с преобладанием евреев в культуре можно только собственным творчеством культуры. Эта отрасль свободна. Свобода есть испытание силы. И унизительно думать, что свобода оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для не евреев». Бердяев. «Христианство и социализм».
28
ИЗ ВЕНИЧКИ
«Гнусные жиды, они истязали нас [в] газовых камерах, гноили [на] эшафотах».  Дневники Т.2 с. 333
29
ЧТО ХУЖЕ?
«Кто водится с проститутками или даже с актёрами» из характеристики какого-то персонажа Ретифа де ла Бретона стр. 267
30
«Когда одни сыты, умны и добры, а другие голодны, глупы и злы, то всякое благо ведёт только к раздору, увеличивая неравенство людей». «Одинокие ходят в рестораны и в баню, чтобы поговорить». Чехов из Записных книжек. 435,445.
31
Вот метафора революции: «Грандиозная картина ручьёв и потоков, с естественной неизбежностью устремляющихся друг к другу со многих вершин и из многих долин и в конце концов разлив большой реки и наводнение, в котором гибнут как те, кто предвидел его, так и те, кто о нём и не подозревал … В этой чудовищной эмпирии проявляется одна лишь Природа и нет ничего из того, что нам, философам так хотелось бы именовать свободой».  Из письма Гёте Шиллеру. 9.03.1802. Переписка. Т II. № 848 Стр. 376
32
 «Господство над народом утверждают самые мрачные и кровожадные вожди». Бруно.
33
«Мы не были лошадьми – и наших предков
  Нет на страницах ежегодников. Те, кто верили
  Самонадеянно, что знают всё на этот счёт,
  В такой же не существовали мере,
  Как мы для них. Но что-то, безусловно,
  Происходило, может – ничего
  В котором всё». Эудженио Монтале. Из книги «Сатура» с.117
34
 О С.Ю. Куняеве,Кожинове и т.д...
 
«Этих людей надо бить палками при жизни: ведь после смерти их нельзя наказать, нельзя опозорить их имена, заклеймить, обесчестить, - ибо от них не остаётся даже имени». Гейне. 1937. Т. X стр.195.   
35
«Чем больше я размышляю о недавнем или давно минувшем, тем больше раскрывается передо мной, всегда и во всём, суетность дел человеческих. Ибо молва, надежды и почитание предвещали власть всем прочим, чем, тому, кому судьба определила стать принцепсом и кого она удерживала в тени». Тацит. Анналы.  L III. 18.
«…большие события всегда остаются загадочными, ибо одни, что бы им не довелось слышать, принимают это за достоверное, тогда как другие, считают истину вымыслом, а потомство ещё преувеличивает то и другое». Анналы. L IV.  18.
«Кончина властителей всегда связывается молвою со всякими ужасами». L IV. 11
«… общественные бедствия используются иными, как способ выдвинутся» L VII 31.
«Что вам писать почтеннейшие отцы сенаторы. Или как писать, или о чём в настоящее время совсем не писать»? Тиберий (из письма) Анналы. L VI 6
 «… при поблекшем уме он удержал неумение сохранять молчание».  Анналы. L IV 52
«Древность темна» Анналы. L XVI 28.
36
«На всякий товар свой покупатель найдётся, … чем бездарней такой человек, тем больше у него почитателей, самая низкопробная дрянь всегда приводит толпу в восхищение, ибо значительное количество людей … заражено глупостью». Эразм Роттердамский. Похвала глупости».  L XLII
37
«Чернь в веселии так же необуздана как в ярости». «Безделье губило их тела, низкие страсти – душу». «Во времена смут и беспорядков чем хуже человек, тем легче ему взять верх; править же в мирное время способны лишь люди честные и порядочные». «Всегда легче воздать за зло, чем за добро; люди тяготятся необходимостью проявлять благодарность, но с радостью ищут случая проявить мстительность». Друг Нерона, негодяй, миллионер, доносчик, сенатор … Марцелин, тем не менее, очень точно выразился о сути власти Принцепса: «Плохим императорам нравится неограниченная власть, хорошим – умиренная свобода». «Чернь, лишённая руководителя, всегда безрассудна, труслива и тупа …». Корнелий Тацит. Из «Анналов» и «Истории».
38
Среди множества вояк мало храбрецов, среди множества стихоплётов мало поэтов. Целые толпы людей хватаются за почитаемые в обществе ремёсла, хотя всё их призвание ограничивается тщеславием или, в лучшем случае, славолюбием». Вовенарг.
39
«Жизнь человека в этом мире – сказала вдова императора Гао-ди, - мимолётна, как белый жеребёнок, промелькнувший мимо расщелины (в скале)».
Ши Цзи т. VI. С. 222.
40
«… да я не отрицаю, что эти патриоты или «потреоты» все сплошь сволочи, взяточники и прочее». В.В. Розанов. Из «Последних листьев».
41
«Цзянь Хоу сказал: … я не раз командовал армиями в сотни тысяч человек, но откуда мне было знать, насколько полезен может быть тюремный чиновник». Сыма Цянь. Наследственный дом Чжоу Бо. Т.VI. стр. 240.
42
Гойя был марксистом, когда один из листов своих «Капричос» разъяснил следующим образом: «Женщине, которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного». Занятно сравнить с марксовым «Нации, как женщине не прощается … когда первый встречный прохвост … и т.д.».
43
О Розанове и людях ему подобных, Чехов писал, что у них «нет определённого миросозерцания, есть лишь громадное, расплывшиеся до нельзя самолюбие и есть ненавистничество болезненное, скрываемое глубоко под спудом души, похожее на тяжёлую могильную плиту, покрытую мхом».   Розанов с какой-то подленько хихикнул, дескать, Чехов-то ему послал несколько писем, а он ему не ответил.   
44
«Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него». А. П. Чехов. Из письма.    
45
«Дракон – это пресмыкающееся, его можно приручить и запрячь. Но под подбородком у него есть торчащие чешуйки [длиной] примерно в чи. Если человек тронет их, то дракон непременно его убьёт. У правителей есть подобные чешуйки и, если советник сумеет не тронуть их, то всё в порядке». Сыма Цянь. Исторические записки. Жизнеописание Лао Дзе и Хань Фэя. Т.VIII с. 46.
46
Из рекламы, свободно льющейся повсеместно, узнал о существовании «бизнесмагии».
47
«Мир есть животное: но его душа – не Б-г». Иммануил Кант. Из рукописного наследия. С. 579.
48
«Тот, кто умеет лишь ненавидеть или только любить, завидно примитивен». Из «Теней в Раю» Э.М. Ремарка.
49
«Многие философские школы достигли успеха, высказывать суждение, о котором мне не по плечу, к их числу принадлежат школы Аполлодора и Феодара». Страбон. С. 402
50
«Ни раса, ни язык не остаются неизменными. Кровь того или иного далёкого предка составляет лишь тысячную долю в крови нынешнего человека, а какие гены из тысяч полученных возобладали - дело случая. Ничем не гарантировано, что это те же, которые совпадут с унаследованием фамилии, статуса, национальности и самосознания».  Клейн.266ъ
51
«В древности было представление, что людям принадлежат домашние животные, а вот дикие – богу. Древнерусское слово «дивьи» (дикие) и означало «божий (от «див», «дий» - древнего индоевропейского слова, означавшего «бог»).310 Клейн
52
Одно из примечаний Вальтера Беньямина к своему исследованию «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». «Возьмем, например, Сикстинскую мадонну. После исследования Хуберта Гримме известно, что картина первоначально была предназначена для экспозиции. Гримме побудил к разысканиям вопрос: откуда взялась деревянная планка на переднем плане картины, на которую опираются два ангелочка? Следующий вопрос был: каким образом получилось, что такому художнику, как Рафаэль, пришло в голову обрамить небо портьерами? В результате исследования выяснилось, что заказ на Сикстинскую мадонну был дан в связи с установлением гроба для торжественного прощания с папой Сикстом. Тело папы выставлялось для прощания в определенном боковом приделе собора святого Петра. Картина Рафаэля была установлена на гробе в нише этого придела. Рафаэль изобразил, как из глубины этой обрамленной зелеными портьерами ниши мадонна в облаках приближается к гробу папы. Во время траурных торжеств реализовалась выдающаяся экспозиционная ценность картины Рафаэля. Некоторое время спустя картина оказалась на главном алтаре монастырской церкви черных монахов в Пьяченце. Основанием этой ссылки был католический ритуал. Он запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, выставлявшиеся на траурных церемониях. Творение Рафаэля из-за этого запрета в какой-то степени потеряло свою ценность. Чтобы получить за картину соответствующую цену, курии не оставалось ничего иного, как дать свое молчаливое согласие на помещение картины на главный алтарь. Чтобы не привлекать к этому нарушению внимания, картину отправили в братство далекого провинциального города». 
53
Козинцев о спектакле «Гамлет» … «и Высоцкий был Гамлетом. Малоинтеллигентный, видимо он в Виттенберге не столько закончил высшее образование, сколько протащили его на троечках (как царского сына по протекции). И всё же Гамлет. Каждое поколение имеет такого Гамлета, какого оно заслуживает. Наше – такого. Но это был Гамлет. Тот самый – шекспировский и наш. Вернее, в какой-то части наш». т2. С.368.
54
«В сумасшедшем доме истории не такое уж разнообразие заболеваний». Коз. т 2.с.403
55
 Для д-ра М.А. Панглоса.
Идеал его художественной натуры, ради которой он гнобил «модернистов» купно с презираемым им классом начальствующих кулаков был, «сочетание высокого артистизма с общедоступностью, можно сказать, народной простотой» [Лифшиц. Т. III. С. 487]. «Существуют три ступени вкуса и духовного развития вообще. Первую ступень образует наивный реализм простого человека. <…> Вторая ступень возвышается над первой. Тут мы имеем дело уже с самосознанием человека, который считает себя знатоком искусства или хочет им быть» [Там же. С.486]. Третья ступень где-то потерялась. Тут дело не в простоте человека, таким вкусом обладает начальство, которое себя как раз к «простым» не относит. Вкус его всегда виден (архитектура, живопись), которую они поддерживают. Всегда помпезное, лжевеличественное и до отвращения похоже и, тем самым, не похоже, на портретируемую действительность.
56
«Разве бомбу на Хиросиму сбросили при Каролингах? Освенцим спланировали и выстроили при готах?». Козинцев т – 4. С.304 Типичное размышление недодума. При Каролингах уровень жесткости был точно такой же, но ограничен, так сказать, тогдашней технологией. И ничем другим. Доброты всегда меньше, чем надо.
57
«Вероятно «Конармия» Бабеля и «Двенадцать» Блока чем-то внутренне схожи». Козинцев; 4т. 420
58
О ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ
 (Российская история. 2009, №3 стр. 205-209) я узнал, что в пятилетку (1946 – 1950) 88% средств было вложено в тяжёлую промышленность, лишь 12% в лёгкую и пищевую, что несильно отличало распределение в войну. Там цифирь была такая: 93 к 7%.  На создание Атомной бомбы было отдано 9%. Содержание чиновников (управленцев!)  на шесть с сошкой приходился один с ложкой. Они управляли: средства от подписки на займы принесли в бюджет 5,8%. С одной стороны, «взлетели вверх сельхозналоги, разоряя большую часть населения страны. Цены на продукты в сентябре выросли на 2 – 2,5 раза… был увеличен на 30% сельхозналог». Но у государства Рабочих и Крестьян в запасе против рабочих и крестьян были ещё штуки: при замене денег «государство изъяло 50 – 70 миллиардов рублей», затем увеличили оптовые цены на промышленную продукцию в 1.5 раза, а на сельхозпродукцию закупочные цены заморозили и даже кое-где понизили. Ещё 30 миллиардов рублей перевели в промышленность. «Государство, душа сельхозпроизводителя налогами, практически даром забирало продукцию, продавая её в розницу в 15-20 раз дороже». Число заключённых сравнительно с 1940 годом удвоилось к 1953 году. С 1.3 миллиона до 2.5 миллионов человек. Но страна-победительница ввезла около миллиона вагонов с оборудованием немецких и японских заводов, из них общим числом 4786, из них 655 военных предприятий. Репарации составили от 15 до 20 миллиардов долларов. Так и жили, промышленность на 40% работала на армию. Это прямые, так сказать, военные заводы, а косвенно?  Наверное, не сосчитать. Что позволило «ряду исследователей усомниться в том, что восстанавливалось народное хозяйство, СССР создавал основы ВПК».
Выручал ленд-лиз, локомотивы (1869) 11000 вагонов, 23.5 тыс. станков, и многое другое…
Как жили, как выживали наши родители? Они тогда были молоды и яростное ощущение жизни после войны скрашивало им то, что им недодавала окружающая их действительность.
59
 Робине. О Природе. «Утешьтесь в бедствиях, связанных с вашим состоянием, наслаждайтесь удовольствиями, которые нам предписывает наша горестная судьба. Научитесь не доверять добродетелям ваших ближних и выносить их пороки – в этом ценность философии, если она только не химера» с.12.
60
Мудрость есть … правильный выбор между добром и злом … добровольное выполнение первого. С.15
61
Дело естествознания – решить самые трудные проблемы бытия. С. 39 «Личный интерес, главный двигатель человеческих поступков, делающий всё для всех, вносит в жизнь государства столько же хаоса, сколько гармонии, столько же добра, сколько и зла». С.59 «Если предположить, что Бог существует один, то очень трудно объяснить, откуда у него взялась идея и желание создать мир». С.355 «Его идеальный мир (Платона) не только не единственно реальный мир, а думаю, прекрасная фантазия, придуманная так себе, без всякой необходимости. Идеи не являются моделями, архетипами, а лишь копиями или умственными представлениями вещей». 357. «Творческая способность есть способность давать существование» с.361.
62
О Лебрене, художнике времён Людовика XIV, «У которого вкус к власти и способности организатора превосходили художественные дарования» Лифшиц Н., Каганэ А., Прийменко Н. Искусство XVII века. С. 372.
63
Фантастику я бросил читать, когда стал часто натыкаться на «границы фантазии» (И. Эренбург).
64
Слово «бездАрь» сочинено Игорем Северянинвым.
65
«В книге «Архимед» профессора С.Я. Лурье, изданной в Ленинграде в 1945 году, приведена цитата неизвестного философа конца V века: «Тирания, это ужасное и гнусное бедствие, обязана происхождению своему только тому, что люди перестали ощущать необходимость в общем и равном для всех законе и праве. Некоторые люди, неспособные судить здраво, думают, что причины появления тиранов – другие и что лишаются свободы безо всякой вины с их стороны только потому, что подвергались насилию со стороны выдвинувшегося тирана. Однако это ошибка. … Как только потребность в общем для всех праве и законе исчезает из сердца народа, на место закона и права становится отдельный человек. И действительно – в каком же другом случае неограниченная власть могла бы попасть в руки отдельного человека?  Такой человек, который захотел бы уничтожить право и устранить общий закон, должен был бы сделан из железа, человек, который вознамерился бы отнять эти блага у народа – он, один, у них, многих! Если же он сделан из плоти и крови и устроен так же, как другие люди, то он, конечно, не в состоянии это сделать. Но если потребность в равном для всех законе и праве и без того исчезла, то такой человек может достичь неограниченной власти. Поэтому некоторые люди не замечают тирании даже тогда, когда она уже наступила». (Голованов. Дневники. Том I, стр. 310). Как тут не вспомнить изречение некоего талмудиста, говорившего, что ни один человек не должен исключать себя из общих правил. Из «Заметок Вашего современника Ярослава Голованова. (другая книга)
О БЕСКОНЕЧНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
«Мысль эволюционирует, заимствуя готовые и уже существующие элементы, наделяя новым смыслом в своём стремлении объединить их в рациональную систему». Пьер Адо.