Партия 2017 г. Феодализм из Википедии.
Понятное дело, не сам феодализм, а его образ. Если уж дело коснулось такого вопроса как формационное определение, а сам вопрос перешёл к новому определению всей эпохи человека, то и на все сформированные виды надо посмотреть вновь, но уже глазами проекта. На очереди - Википедия.
По ходу работы сформировалась двухфакторная необходимость, влияющая на работу проекта партии 2017 г.: это потребность обработки множества информационных источников и снижение затрат времени на подготовку материалов. Эти требования предельно сужают возможности стилистической обработки материалов. Сказать точнее - её совсем нет. Работа сводится к обработке содержания, выявление значимого и ценного и формирование проектной позиции. Она сформирована - работа над конкретным вопросом закрывается. Закладка в сознание или в подсознание сделана, кроме того, остаются и письменные материалы как продукты исследовательской работы. Они в свою очередь служат системным основанием для продолжения работы и проектного позиционирования. Переходим к материалу источника. Работа ведётся в форме конспекта и проектного позиционирования. Последнее в скобках.
- - - -
Феодализм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — система правоотношений в обществе, образовавшаяся в конце VI века, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам.
(Проект: Феодализм - это система властно-социальных отношений, имеющих внутриколониальный характер. )
(Проект: Критика Маркса путанная, здесь пропущена)
Основным экономическим ресурсом в доиндустриальных обществах являлась земля, отношения к которой сформировали базу феодального общества. При феодализме земля находилась в собственности феодалов.
(Эти заявления можно прочитать, но трудно растолковать. Да основной ресурс – земля. Она и средство производства и предмет деятельности. На ней и вокруг неё и строится вся жизнь. Вся основная деятельность людей в этот период представляет сельскохозяйственное и связанное с ним производство.)
Слово «феодализм» (первоначально, термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и зависимых крестьян у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).
(Проект:
Феодализм - система властных отношений власти, сформированной в форме внутриколониального государства при полном превалировании власти над социумом. В описании феодализма присутствует административный уровень, тогда как общесистемная властная организация получает лишь частичное объяснение.
Возьмём определение государства из Википедии:
Государство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
(Проект:
Проект рассматривает государство как форму властного устройства, превалирующую во всех отношениях на контролируемой территории. Итак, отличие в том, что государство – не политическая, а властная форма, которая не организует, а подавляет саму возможность становления и развития общества. Отсюда видим два явных противоречия. Институт государства – краеугольный камень всего социального взаимодействия. Так как логика рассмотрения формационного устройства сама вывела на определение государства, то, видимо, пришло время тщательно рассмотреть природу этого института. Можно сказать, безотлагательно, т.е. в следующем материале. Вместе с определением в вопросе государства в повестку работы просится вопрос о форме общественно-политического устройства, которое заменит государство. Смотрим в прошлое, но видим будущее. Его необходимо увидеть сегодня. Такое представление может быть некоторой конкретностью будущего социального устройства. Пожалуй, что стоит над вопросом поработать.)
Производителем материальных благ при феодализме был зависимый крестьянин, который сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником.
( Проект:
Институт собственности - временное состояние отношений, основанное на силовом обеспечении власти. Собственность в рамках властного уложения основана на властном факторе и, вследствие этого, имеет ограниченный во времени характер. Меняется власть, меняются базовые и прикладные основания института владения. Если права нет, все остальные факторы имеют временный характер. У права же свой порядок. Современный вид собственности имеет исключительно-властное предопределение и обеспечение. Эти правила действуют лишь в рамках властного уложения. )
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций.
(Проект:
Феодализм, собственно, представляет собой время окончательного формирования внутреннего колониального государства как института власти на конкретной территории и в социальной среде. При этом духовная власть формируется в виде религиозных институтов, получивших общее содержание и качество для групп стран. В это период отличительным признаком отдельных государств становится их общий и основной язык. Государство приобретает национальный и религиозный характер. )
В и экономической области при феодализме землевладельцы и землепользователи резко различаются между собой и противопоставляются друг другу: собственность и пользование дробятся, и не только последнее, но и первая приобретают условный (ограниченный) характер.
(Проект:
Феодализм - это и период упорядочивания владения основным производственным ресурсом и условием жизни - землёй. Это и сельскохозяйственное производство, это лес и водоёмы, строительные материалы и рыболовство. Собственность формируется как институт лица контролирующего силовым способом отношения на земле и в социальной среде. Собственность становится как институт властной воли. Соответственно все земли в стране принадлежат и, таким образо, государству - центральному институту власти. И уже оно определяет все конкретные условия пользования и формы.)
В области политического строя при феодализме замечается упадок государственного единства и ослабление централизующей верховной власти: территория государства дробится на части и государственные прерогативы распадаются, переходя в руки владельцев этих частей (феодальная раздробленность); землевладельцы становятся «государями». При господстве феодальных начал борьба сильнее союза, сила — важнее права: жизнь гораздо больше подчиняется нравам, чем учреждениям, личной или групповой инициативе — чем общему закону, который заменяется устными, местными, очень шаткими обычаями. В такую эпоху война является не только единственной действительной формой охраны договоров и прав, но и могучим средством закрепления привилегий, достигнутых их нарушением, препятствием для выработки её твердых, постоянных юридических и государственных норм. Верховная политическая власть стала во время феодализма предметом частной собственности; «частные войны» между сеньорами заняли место вооруженных столкновений между нациями. Каждый благородный сеньор обладал «правом войны» и мог вести войну с любым другим, кроме своего ближайшего сеньора.
Наконец, в области отношений личности к государству и личностей между собой также устанавливается преобладание частноправовых (вместо публично-правовых) принципов и начала индивидуального договора — вместо общего закона.
(Проект:
Властное установление приобретает значение права, при этом оно делится на публичное и частное. Это разделение вытекает из процесса становления института частной собственности на землю. Она всегда имела значение социального и природного ресурса, который выступал условиями жизни всего социума, и извлечь его их процесса просто невозможно. По логике власти - всё возможно. Право в качестве властного установления ликвидирует возможность существования права как нормированного общественного состояния отношений, включая отношения с объектами владения. Право в этом виде формирует совсем другой образ института владения, распоряжения и пользования - эти отношения становятся общественно-частными и в этом качестве получают признание. Оно и определяет и устанавливает право. Такое право и возникает в условиях правового уложения. Возникает и совершенно новая правовая система Кореньвистизма, выходящая из деятельности социума как новой общественной организации социального взаимодействия людей. Все изменения данного плана - задачи будущего развития, сегодня продолжает существовать и действовать правовая система, рождённая в недрах становления государств, колониальных по своему внутреннему властному характеру. )
Происхождение феодализма связано с распадом родо-племенного строя, последней стадией которого была так называемая военная демократия. Воины дружин вождей получали во владение земли с крестьянами (особенно при завоеваниях) и становились, таким образом, феодалами. Феодалами становилась и племенная знать.
(Прект:
И не с распадом, а с преобразованием.)
Из двух сторон феодализма — политической и социальной — большую живучесть проявила вторая: после того как новое государство сокрушило политическую мощь феодальных сеньоров, общественное устройство долго продолжало оставаться феодальным и даже в эпоху полного развития абсолютной монархии (XVI—XVIII века) социальный феодализм сохранял всю свою силу.
(Проект:
Самостоятельность сеньоров - исключительно кратковременное состояние, как и их организация властно- социальных отношений на земле. Для сохранения подобного состояния у сеньоров не было соответствующих ресурсов. )
Процесс падения политического феодализма заключался в постепенном объединении страны под властью одного государя, в отделении суверенитета от землевладения и в замене вассальной связи отношениями подданства. Благодаря этому процессу король переставал быть «первым между равными», превращаясь в единого носителя верховной власти в стране, а сеньоры вместе со всеми остальными жителями страны становились подданными государя, хотя и привилегированными.
( Проект:
Здесь сеньоры входят в общую организацию системы власти, а далее выступают её элементами.)
Эта привилегированность высшего сословия (дворянства), была одним из остатков того социального могущества, которое принадлежало этому элементу средневекового общества. Утратив суверенные права в своих землях, потеряв даже значение самостоятельной политической силы, дворянство удержало за собой целый ряд прав по отношению к крестьянской массе и к государству. Землевладение очень долго сохраняло феодальный характер: земли делились на дворянские и крестьянские; и те, и другие представляли собой условную собственность, сразу зависевшую от двух лиц — dominus directus и dominus utilis; крестьянские участки были обложены в пользу сеньоров разными оброками и повинностями. Долго сохранялась и юридическая зависимость крестьян от дворян — собственников земли, так как последним принадлежала вотчинная полиция и юстиция, а во многих странах крестьяне находились в крепостном состоянии.
(Проект:
Дворянство превратилось в институт верховной власти по управлению землями и поданными. землевладение делилось между крестьянами и дворянством. н а местах наряду с общиной был сформирован и институт вотчины - органа властного управления на местах. Всё-таки институт крепостного права был распространён, нео существовал не везде.)
С освобождением городов, превращавшихся иногда в самостоятельные общины с республиканским строем, рядом с прежними феодальными сеньориями явились новые, так сказать, коллективные сеньории, оказавшие громадное разлагающее влияние на феодализм. В городах ранее всего исчезли все формы прежнего феодального быта. Там, где феодальные дворяне входили в состав городских общин, они должны были подчиняться новым порядкам, устанавливавшимся в городах, и делались простыми (хотя и привилегированными) гражданами, а переселение в город крестьянина сопровождалось для него освобождением от крепостной зависимости («городской воздух делает свободным»). Таким образом, в городе не было ни вассалитета, ни крепостничества.
(проект:,
Оставалась же ещё свободная жизнь на земле, хотя город был упорядочен структурой хозяйствования - цеховой структурой мастерства и распределением работ. )
В городе же ранее всего произошло отделение верховной власти от обладания землей. Впервые в городах же был нанесен удар и принципу феодального землевладения, так как каждый домовладелец был полным собственником того участка земли, на котором был построен его дом. Наконец, в основе экономического развития городов лежали торговля и промышленность; рядом с землевладением как основой самостоятельного и даже властного положения в обществе заняло место обладание движимым имуществом.
(Как оно могло произойти тогда, если до настоящего верховная власть в лице государства является исходным собственником всех городских земель, каждый владелец дома платит за землю или арендную плату, или налог, чем признаётся право власти на долю получения доходности, с людей использующих соответствующую землю. )
Феодальное хозяйство было натуральным; в городах стало развиваться денежное хозяйство, которое мало-помалу стало проникать и в села и подтачивать там сами основы феодального быта.
(Проект:
О деньгах, денежно-ценностном обращении ничего не сказано. Возможно, вопрос для автора статьи не профильный, тогда как данный вопрос имеет существенное значение. Крепкие деньги, их обращение формируют и соответствующие финансы, служат становлению и укреплению государства. Возможно, что именно эта сила служила становлению метрополии и периферии и длительному сохранению соответствующих состояний государств. К вопросу становления денег и денежного обращения. Его надо рассмотреть в разрезе функций и принципов денежного обращения, сформированных проектом ранее.)