Не для этой книги

Лев Ханин
1
Иван Грозный прочитавши депешу о Варфоломеевской ночи, откликнулся на это удручающее событие так: «христианским государям пригоже скорбеть, что такое бесчеловечие французский король над стольким народом учинил и столько крови без ума пролил». Так мучился тот, кого В.О. Ключевский назвал: «Зверь от природы».
2
В семидесятые годы XIX столетия несколько крестьян, имея в мешке козлёнка, проехали на телеге по грузинской деревеньке. В тот же день маленькая девочка вышла со двора и пропала. Поскольку, проезжавшие были иудеями, а впереди был иудейский Пейсах, логично, что их арестовали. Суд разобрался в этом деле: прокурор отказался поддерживать обвинение и крестьян освободили. Что раздосадовало известного знатока российской судебной системы, гуманиста и «любителя разных наций» Ф.М. Достоевского: «Как отвратительно, - писал он, - что кутаисских жидов оправдали. Тут, несомненно, они виноваты».
3
Флобер о сущности литературного таланта: это, «умение создавать на бумаге существа, которые бы занимали такое же место в памяти людей, как живые». [Гонкуры. Т.2. с.526]
Собственно, так и происходит. Мы узнаём о существовавших и существующих по рассказам, неважно, устные они или письменные. Механизм узнавания один и  разница между персонажем Флобера и реально существовавшим мсье неопределяема. Это может привести к неожиданному развитию. Например, представьте свадьбу Е. Онегина и А. Карениной. Отчего бы и нет. Они же имеют те же качества живших когда-то людей.
Бунин…. Читатель относится к персонажу, как к человеку. И неважно, бывшему, настоящему. Почему? Дело в том, что огромное число людей мы познаём через чьё-то повествование и, в конце концов, значения не имеет, кто расскажет тебе о человеке: писатель X или приятельY.
4
Во времена решающих баталий Первой мировой министр земледелия (Кривошеин) заявил, что война с Наполеоном велась на английские деньги. Потому, нет ничего зазорного, чтобы евреям, изгнанным нагайками из «черты оседлости», дозволить жить хотя бы где-нибудь». Иначе денег на продолжение патриотической войны от союзника не увидеть.
5
Истину ту, что «Человек очеловечивается», но медленно (для человечества), П.Я Гальперин объяснял: «Мы с вами, - говорил он, - представляем промежуточные формы между животным стадом и будущими подлинно гуманными людьми». Конечно, мы всё-таки ближе к стаду, поскольку, «отличаемся асимметрией стремлений к “злу” и “добру” из-за того, что наши предки три четверти миллиона лет были каннибалами, <…> прачеловек гораздо быстрее прогрессировал, так как охотился на равных себе по сообразительности» (Ст. Лем). Об этом знал Кант,  «Мир, - написал он в своей тайной тетради, - есть животное: но его душа – не Б-г».
6
Эпиктет: «Ты есть актёр в драме и должен играть роль, предназначенную тебе поэтом, будь велика она или мала. Твоё дело хорошо исполнить возложенную на тебя роль; выбор же роли дело другого».
Шекспир: «Мир – театр, а люди в нём – актёры».
А выглянуть в окно? Посмотреть? Подумать?
Одни воображают себя режиссёрами. Другие бьются за главные роли. Большинство, не заморачиваясь навязываемой драматургией, живут.    Живут, как могут.
Все мы болеем, страдаем, бываем счастливы. Боремся с жизнью за жизнь. Неохотно умираем. Когда надо - не лицедействуем, когда надо -актёрствуем. Как у кого получается.
7
М.М. Бахтин заметил, что «современность, наше время бранят все, это стало ходячим речевым штампом». Подобно алхимикам, выпаривающим из профанной природы философский камень, коммунисты перегоняли настоящее в будущее. Нацисты (романтики – б..!), наоборот, гнали прошлое из настоящего.
Чем же настоящее так мерзко современникам?
Причины этого явления лежат по предположению пушкинского персонажа в том, что, «Мысли о золотом веке сродни всем народам и доказывают только, что люди никогда не довольны настоящим».
8
Управляющий Орловско-Витебской железной дороги Виктор Фёдорович Голубев – фигура в истории Отечества менее известная, чем, скажем, Минин с Пожарским купно или фельдмаршал Кутузов соло, но не менее знаковая.
 В один из дней 1873 года Виктор Фёдорович распорядился «освободить лично для себя вагон первого класса», когда в «вагоне» уже расположился бывший обер-прокурор Св. Синода, Министр просвещения и будущий министр внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой, знаменитый «душитель просвещения» и едва не приятель Государя Императора.
Интересно, что было потом. Потом … ничего не было.
Да, Виктор Фёдорович на коленях ползал, землю ел, ноги мыл, воду пил, но остался … Жив, остался на свободе, но главное - остался начальником и большим. 
9
Книжка рекламировалась так: «Автор её за подношение его высочеству наследнику цесаревичу удостоен высочайшей благодарности. Книга эта заключает в себе 150 фактов об истязании и умерщвлении христианских младенцев, излагает учение этого гнусного обряда и цель его. Цена 2 руб. Москва. По Садовой улице у Кораблёва».
Название завлекало: «Книга об употреблении евреями христианской крови для религиозных целей». 
Ф.М. Достоевский завлёкся, двух рублей на эту фантастику не пожалел. См. его повествования со списанными из «Книги об употреблении» фантастическими примерами.
10
Берлинское издательство “Verlag der Wissenschaften” в 1981году напечатали сборник документов “Kennzeichen J” (серия “Bilder, Dokumente, Berichte”), где на сотой странице репродуцировали фотку рядового для тогдашнего (1937 год) Дойчланда события: «Открытие в Рейхстаге антикоммунистической и антисемитской выставки».  Зрители. Все в разнообразных мундирах, украшенных разными блестящими штуками. Физии носителей этих украшений описанию не поддаются, зато поддаются обобщению. Когда человек теряет (если они у него были) свойства человека, то лицо становится мордой. Мордой шакала, крысы, павиана, гадюки, злобной шавки. Эти скоты опасливо поглядывают на экспонаты, а над ними, в вышине парит изображение еврея за молитвой. Лицо человека, привидевшееся Микеланджело, когда он вырубал из мрамора Моисея.
11
Плебеи, пролетарии и патриции требуют и получают «Хлеб и зрелища». Зрелища поставляют телевещание и компьютерные программы. Хлеб подбрасывает государство, чтобы не хотелось его взорвать.
12
Как ответить Пабло Неруде?
                «Какая назначена каторга\Гитлеру в преисподней?
                Он красит забор или трупы? \вдыхает ли газ душегубок?
                Кормят ли изувера\пеплом сожжённых детей?
                Поят ли через воронку\кровью убитых женщин?
                Вбивают ли в рот ему\ Золотые коронки жертв?
                Приглашают ли спать его\ На колючую проволоку?
        Татуируют ли ему/ Кожу, чтобы смастырить
                Абажур на лампу?               
                Рвут ли его на части\Чёрные адские псы?
                Заперт ли он со своими/ Жертвами ночью и днём?
                Или должен он, не сдыхая, / Вечно сдыхать от газа?».
13
О величии учёного разума...

Гуманистов, что говорит о ничтожности человеческой душонки, исчезающе, мало. В столетие они торчат как горы над горизонтом и перекликаются друг с другом над пространствами, занятыми очередной бойней, концлагерями, бравыми комбатантами, безумными политиками, придурками-публицистами, стравливающими друг с другом народы.
Миклухо-Маклай пояснил, почему он решил «ни прямо не косвенным путём, не способствовать водворению сношений между белыми и папуасами». Поскольку, те, кто придут к папуасам, заинтересованы в их порабощении и истреблении. По их логике «тёмные расы, как более низшие, должны исчезнуть», но предупредил:  «Допустив это положение и проповедуя истребление тёмных рас, … логично идти далее и предположить отобрать между особями для истребления у белой расы всех неподходящих к принятому идеалу представителей единственно избранной белой расы,<…> признать ненужными и даже вредными всякие больницы, приюты, богадельни, ратовать за закон, что всякий новорождённый, не дотянувшись до принятой длины и веса, должен быть отстранён и т.д.». И кто скажет, что нас не ждёт впереди нечто этакое… То, о чём говорил великий гуманист Миклухо-Маклай.