Растущее Я с заряженным автоматом

Михаил Гонопольский
Есть вещи, которые видны на поверхности, а есть вещи, которые кроются в глубинах. Пресловутый кирпич, который летит с третьего этажа, очень даже виден и ощущаем, особенно тем, на кого он попадет. А закон тяготения, который, собственно, и опускает этот кирпич на нижестоящего, сидит себе где-то в глубине процесса, в омуте, - ну, там, где вообще законы водятся, - и прикидывается кирпичом.

То же самое с обществом человеческим.
Оно развивается, и, по прошествии некоторого периода, результаты этого развития падают нам на голову.
Мы же, как-никак, точно под ним. Куда ты отойдешь? на Марс на минутку?
А закон, объективный закон развития общества, сидит себе в том же омуте, где все законы природы водятся, и прикрывается объективными и субъективными причинами и обстоятельствами процесса.

И то, что история развития общества есть результат неких внутренних объективных законов развития, на поверхности не видно. Это и дает возможность исследователям по старинке заниматься описаниями: тот деятель сделал то-то, а тому было выгодно устроить такие-то порядки, такое-то царство, опираясь на такие-то обстоятельства и так далее.

А тем временем, те самые законы, внутренние, проявляются также в развитии человека как носителя своего особенного, отдельного от всех, “я”.
Рост ощущения своего “я” сопровождает, а иногда кажется, что и движет историю людей.
(Короче, опять не удалось начать по-простому. Все тянет на обобщения. А ведь просто вспомнился пример из жизни, который, кроваво этак, иллюстрирует рост ощущения самого себя, своего “я”)

Пример вот какой. 
В Союзе, где-то с 60-х по 90-е годы (дальше я уже не следил) было несколько случаев, когда молодой солдат на дальней пограничной заставе или в небольшой отдельной воинской части, командировочной или на спецработах, - расстреливал всех своих сослуживцев, если были - и командиров, и убегал в тайгу. 
Потом его выслеживали, брали живым или мертвым. Но в общем, всегда выяснялось, что он просто не выдержал издевательств сослуживцев.
 
Деться человеку оттуда некуда, ограниченность свидетелей способствует большей жестокости в отношениях, и, как ответ, рождается протест в такой звериной форме.
Можно, конечно, сказать - просто нервы не выдержали, но это внешне. А внутри - паренек этот из тех, кто не согласен.
Плюс, конечно, психологические проблемы, отсутствие твердых перспектив в жизни - какие вообще перспективы у 18-летнего пацана...
Если же говорить о действительно "несогласных", - подобные люди всегда были наперечет. Раньше такие шли тоже темной дорожкой, в бандиты.

Но когда-то их были единицы, а потом, к середине 20 века, пошли целые движения “несогласных”... Правда, это на Западе, там, где можно было. А тут…

Короче, рост ощущения своего “я” не остановишь, процесс объективный.
Но вот результат зависит от общества - как оно хочет использовать человека.
Или как это было в Союзе - как рабочую лошадку, которую пытаются накормить идеологией за ее работу. Или как на Западе, где запряженную рабочую лошадку подкармливают идеалом потребления и кучей вещей, ну и дурманом “свободы”, понятно.

Лучшее общество то, которое знает смысл развития, знает, как дать людям дорогу в мир взаимопомощи и любви. Прям с младых ногтей их воспитывает жить в таком мире.
А там уже - чем больше твое “я”, тем лучше.
Потому что чем больше твое "я", тем ты сможешь породить в обществе еще больше взаимопомощи и любви.