Попытка объяснения сталинского террора

               
     И все-таки террор был, и все-таки часто страдали невинные  люди, страдали не только мужчины, но и женщины, но и старики, но и дети.
       Как понять  нам это из сегодняшнего  сытого  и обустроенного  XXI века, как объяснить нам это для себя и для других людей?
     Объяснения  мне видятся в двух аспектах - военно-политическом и религиозном, которые дополняют друг друга.
    Мы уже пришли с вами к выводу, что Вторая мировая война началась не в 1939 году нападением  Германии на Польшу, как это предлагают нам  считать  её организаторы  - Англия,  Франция  и США,  стараясь скрыть свою вину за начало войны, а в 1935 году, когда Италия напала на Абиссинию (нынешняя Эфиопия).
     А когда началась  Великая Отечественная  война советского  народа, когда встал вопрос о жизни и смерти Советского государства, а в его лице и исторической  России, когда понадобилось  чрезвычайные  меры для спасения Отечества?
    И с удивления для себя мы должны прямо ответить - Великая Отечественная война для советских людей началась 10 февраля 1929 года, когда последняя  надежда Запада на самоустранение  исторической  России из мировой политики и на ее самоуничтожение  - Лев Давидович Троцкий, - был выслан из СССР.
    Именно в начале 1929 года у доселе полунищего  Гитлера неведомо откуда появились  деньги на грандиозную  партийную  деятельность, именно с этого момента западные демократии повели его к власти, а потом,  политически  укрепив  и технически  перевооружив,  подготовили  к войне с Советским Союзом!
    Именно с этого момента у И.В. Сталина начался обратный отсчет времени.
   Ему осталось лишь 10 лет на подготовку к большой войне, войне на уничтожение России, войне на два фронта - на Востоке против Японии и на Западе против объединенной Европы во главе с гитлеровской Германией.
    Неудачная война предполагала  только один результат для народов Русской равнины - онемечивание некоторого количества литовцев, латышей и эстонцев и уничтожение  или бесчеловечное  выселение всех остальных непригодных для онемечивания в малопригодные для жизни районы Сибири, которые стали бы резервациями для выживших.
   Широко известны гитлеровские планы вывозки эшелонами в Германию украинского чернозема, физического уничтожения евреев, цыган и всех других народов,  признанных  им не арийскими,  и заселение  Русской равнины арийскими колонистами.
   И.В.  Сталину  всего  за 10 лет надо  было  создать  современную  армию,  оснастив  ее  лучшим  в  мире  оружием,  которое  производила  бы вновь созданная  промышленность,  промышленность,  будущие  рабочие и инженеры которой, не ведая об этом, еще в 1929 году работали в своих личных крестьянских хозяйствах.

   Разоренная  революцией  и  Гражданской  войной  страна,  лишенная своей интеллигенции и офицерского корпуса, начала сражаться за Родину!
   Меня всегда удивляло отношение моих соотечественников  к тем несправедливостям,  к тем жестокостям, которое применяло к ним тогдашнее государство.
   Я никогда не встречал старого, всю жизнь проработавшего или прослужившего   человека, который ненавидел бы то время и ту власть за ее очевидные, с нашей точки зрения, преступления.
    Признавая несправедливости,  допущенные  лично к ним, люди никогда не осуждали тогдашнюю Советскую власть как преступную, как вредящую государству Российскому, и это спокойное не осуждение меня всегда удивляло.
   Потом я понял, что это наше русское не осуждение явилось основной духовной составляющей нашей Великой Победы в 1945 году.
     Для христианина существуют множество грехов, которые являются порождением  и продолжением  нашего плотского тела - это и блуд, это и чревоугодие, это и леность, это и гневливость, это и гордость, это и зависть и так далее, и тому подобное.
    Все эти плотские наклонности  в той или иной степени присущи и высшим животным, они являются естественными и для человека.
   И только один грех является противоестественным, этот грех называется  осуждение,  он не заложен  в человека  при его Сотворении,  этот грех является приобретенным  уже без Бога и попущенный  не от Бога и поэтому является наиболее опасным и разрушительным.
   Всю свою жизнь я пытаюсь объяснить себе, что же такое сделали первые люди в Раю, после чего они не смогли уже там пребывать, после чего они уже лишились Рая.
   Это не было плотское  соитие  между мужчиной  и женщиной,  потому что еще до этого Бог благословил  людей плодиться и размножаться и наполнять землю.
   А что же это было, что же такого мог предложить  Еве змий, после чего они с Адамом могли бы стать как боги, и почему Бог запретил им обладать этими знаниями, почему эти знания для людей были опасными?
   Я думаю, что этими знаниями были знания чужого несовершенства, чужой слабости, чужой греховности.
   В Святой Православной Церкви существует тайна исповеди - никто из прихожан  не должен  знать  того греха,  который  исповедуется  перед Богом, а священник - свидетель этого исповедания,  обязан хранить в себе эту тайну, потому что, зная о чужой слабости, о чужом грехе, мы тут же осуждаем согрешившего человека и тут же совершенно несправедливо возвышаем  себя  над ним  или  хотя  бы уравниваем,  если  человек  до этого казался нам выше нас.
    И это знание чужого несовершенства  все время будет стоять перед нами,  и  закрывать  и  перечеркивать  все  явные  достоинства,  которыми обладает осуждаемый нами человек, и закрывать для нас пути к нашему совершенству,  к нашему  духовному  спасению  - зачем,  ведь мы в своих глазах и так стали лучше других!

   И этот самообман, если он не будет вовремя понят, не приведет нас к духовному  спасению и здесь на земле, и там - на Небе, и мы, утратив ощущение  Рая, будем также, как и первые  люди плакать  и сожалеть  о том  райском  состоянии,  которое  было  у нас до познания  чужих  несовершенств  и до горделивого,  до искусственного  возвышения  самих себя среди других.
     Давным-давно, еще в молодости, я вывел для себя формулу счастья.
 Я понял, что человек становится  несчастливым,  когда он завышает самооценку  и ему кажется,  что люди ему все время что-то недодают,  в чем-то  его оскорбляют,  в чем-то  его обкрадывают  - такого  хорошего  и пригожего.  А люди, на самом-то  деле, видят его совершенно  реальные, не завышенные качества и в соответствии с этими реальными качествами с ним и обращаются.  Но это реальное и объективное  отношение  к тебе других  вызывает  у гордеца  внутреннее, осуждение, неприятие  и утрату счастливости  - какое же тут может быть счастье,  если вокруг все такие плохие и недоброжелательные?
   Если  же  человек,  наоборот,  занижает  свои  реальные  качества,  то окружающие  его люди будут продолжать  видеть его объективно,  относиться к нему объективно,  и человек все время будет получать  «премиальные»,  которые  он не ждал,  не планировал,  испытывать  «нечаянную радость». И эта нечаянная радость будет радовать его на каждом шагу, и делать его счастливым.
   Такой великий христианский  праведник,  как Серафим Саровский, каждого встречного  приветствовал  словами: «Христос  Воскресе,  радость моя!» - совершенно  искренне  воспринимая  каждого  встречного  человека, как свою нечаянную радость.
   Он видел в каждом человеке  только Образ Божий, совершенно  не обращая внимание на образ греха, образ сатаны, который также присутствует в каждом из нас, понимая эти знания, как знания запретные, как знания, ввергающие в ад осуждения.
    Однажды  в  храме,  одна  прихожанка  спросила  меня:  «А  почему Ваша жена не ходит в церковь?»
-  «Думаю, что она тяжко согрешила  и теперь стыдится это исповедовать», - ответил я.
  Тогда она рассказала мне свою историю.
    Однажды она очень тяжко согрешила, и этот грех показался ей таким тяжким, что она, сгорая от стыда, не могла рассказать  о нем на исповеди  - язык не поворачивался,  и не могла  написать  о нем в исповедальной записке - рука не поднималась.
    Но совесть ее мучила, но исповедь была неполной.
   И вот однажды  она где-то прочитала,  что одна женщина,  исповедуя тяжкий грех, но не имея сил сказать об этом священнику, отвернула от него уста и тихо исповедала свой грех в противоположную  сторону, и священник принял от нее такую исповедь.
    Тогда моя знакомая, собрав последние силы, со страхом и решимостью пришла на исповедь, и когда дошла до исповедования  своего тяжкого греха, отвернула уста от священника и перед Святым Евангелием и перед Крестом Христовым тихо прошептала о том, что так долго мучило и разъедало ее христианскую душу.

      «Что ты сказала?» - спросил священник.
  - Я должна этот грех исповедать, но у меня нет сил сказать об этом Вам, - ответила она.
  - Ты желала его утаить или не смогла сказать по стыду?
  - По стыду, батюшка.
    И тогда батюшка  накрыл  ее голову  епитрахилью  и произнес  разрешительную молитву, отпуская в раскаянии исповеданные грехи.
  Потом я подумал: «А что, если бы я узнал об этом грехе этой женщины, вообразил  бы себе этот грех и увидел бы ее в этом безобразии? Изменилось бы мое отношение к ней?»
  И я понял,  что  действительно,  мое  отношение  к ней  изменилось бы, невольно я бы ее осудил и эти запретные для меня знания заслонили бы от меня все то хорошее, что в избытке пребывает в моей знакомой.
  Для меня перестали  бы существовать  ее замечательные  качества - самоотверженная  любовь к мужу и детям, самоотверженное  служение Богу, родным и людям - осталось бы только видение ее греха, случайно совершенного ею по ее человеческой слабости.
   И я подумал, что это, наверное, и есть то запретное Богом знание, которое нам нельзя знать ни при каких обстоятельствах,  потому что знание даже случайного  греха человека  заслоняет  все то чистое  и светлое, что существует  в нем, перечеркивает  всю его жизнь,  перечеркивает  все его свершения.
  Это запретное  знание,  как ложка  дегтя  в бочке  меда  - ложка  небольшая, мед по своим качествам практически не изменяется, но кажется нам уже не медом, а дегтем.
  Осуждая   чужой   грех,   мы  все  время   преувеличиваем   его,  преуменьшая светлые, христианские качества человека.
  Осуждая  другого,  мы  искусственно  приподнимаем  себя  над  ним, ставим себя выше другого и ... теряем ощущение счастливости,  ощущение Рая, так как чувствуем,  что окружающие  нас люди начали нам, таким талантливым и таким совершенным, очень многое «недодавать».
   Наверное, и первые люди на Земле - наши дорогие прародители - Адам и Ева, стремясь  к дальнейшему  совершенству,  стремясь  по своей духовной  неопытности  познать  все и вся, получили  от змия запретные знания о Боге, вполне возможно эти знания были объективными,  но эти знания, наверное,  унизили  Бога в глазах первых людей и незаслуженно возвысили их.
   Люди  действительно  стали,  как боги, искусственно  возвысив  себя, но ощущение счастья, ощущение Рая было уже утрачено навсегда, и люди не смогли уже жить в Раю и в прямом, и в переносном смысле этого слова.
   Думается,  что аналогичную  ошибку  дважды  в течение  одного  ХХ века совершили русские люди.
 В начале века к 1917 году мы осудили очень даже симпатичное  государство  - Российскую  Империю,  гипертрофировали  ее действительные недостатки, в том числе и недостатки церковные и получили взамен «изгнание из Рая» этого государства - братоубийственную  Гражданскую войну, унесшую  миллионы  русских жизней, уничтожение  промышленности, науки, культуры, образования,  массовые и жесточайшие  гонения на Церковь.
     А государство-то  было, по сравнению и с Германией, и с Японией, и с Австро-Венгрией,  очень даже хорошо обустроенное и успешное.
     Второй  раз  мы  осудили  Россию,  которая  тогда  называлась  Советский Союз, в 1991 году, осудив сначала «эпоху сталинизма», которая была нашим русским фундаментом, а потом и все Советское государство, и получили наше сегодняшнее полуворовское, полубандитское общество.
   Сейчас  Советский  Союз  моего  времени  (60-х-80-х  годов  ХХ  века) представляется  неким почти идеально устроенным  государством,  неким земным раем, утраченным нами по греху нашего осуждения.


Рецензии