2 июня - память блгв. князя Довмонта Псковского

Галина Николаевна Николаева
     Дни памяти благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского:
     2 июня и 7 июля (переходящая) – Собор Псковских святых
    
     В наше время нередко со стороны верующих можно услышать мнение о том, что христианину ни при каких условиях недопустимо брать в руки оружие, не говоря уже о большем. Но как же тогда Церковь на протяжении всего своего существования не только благословляла на ратный подвиг воинов, но и прославила во святых целый сонм воинов, которые ценой своей жизни защищали веру и Отечество?
     Одним из ярких представителей прославленного Церковью воинства является Довмонт-Тимофей Псковский. Личность князя Довмонта уникальна: князь-легенда, храмостроитель и непобедимый заступник веры Православной, доблесть которого была отмечена в хрониках немецких крестоносцев. Безсребреник, не наживший материального богатства и не основавший собственной династии. И в то же время – прямой преемник князя Александра Невского, породнившийся с ним не только по крови, но и в деле защиты веры и Отечества.
     Живым свидетельством нравственного облика князя Довмонта, его воинских дарований и глубокой христианской веры является тот факт, что князь Довмонт-Тимофей был единственным князем в истории Руси, сумевшим прокняжить в свободолюбивом Пскове столь продолжительный срок, как 33 года. Его любовь и молитвенное заступничество живы в веках. На знаменитом памятнике «Тысячелетия России», поставленном в Новгороде в 1862-м г., запечатлены великие деятели русской истории, чей положительный вклад в русскую историю был безспорен. Император Александр II лично утвердил список всех героев отечественной истории, которых запечатлел памятник.

     24 ноября 1263-м г. в Городце умирает Александр Ярославич Невский. В 1265-м  в Пскове появляется литовский князь Довмонт.
     Он родился в 1227 году, был сыном основателя литовского государства ; Миндовга.
     В 1263-м г. в результате политического заговора великий князь Миндовг был убит. Побег князя Довмонта объясняется гонениями на родственников и соратников Миндовга со стороны убийцы – князя Герденя. Довмонт лишился своей власти над Нальщанской областью и, опасаясь за свою жизнь, в 1266-м г. бежал со своим родом и верными ему дружинниками в Псков (вместе с ним укрылись 300 семей). Псковичи ласково встретили Довмонта и литовских беглецов и позволили им остаться в
городе. Вполне возможно, этот жест милосердия, в свою очередь, произвел большое впечатление на беглецов.
     Вскоре Довмонт и его люди решили принять Православие. Вместе с христианским именем Тимофей бывший литовский князь принимает и новую Родину.

     В то время главными врагами Пскова были ливонские рыцари. После тотального разгрома литовцами ордена меченосцев в битве под Шауляем в 1236-м г. папа Григорий IX издает буллу, по которой остатки меченосцев объединились с Тевтонским Орденом, который к тому времени основательно закрепился в Пруссии. Тевтонский Орден с самого своего первого появления в Ливонии начал активно и весьма успешно действовать в отношении Руси, о чем свидетельствуют масштабные военные события 1240;42, а также 1253 гг.
     Немалую опасность представляли и сами литовцы, которые постоянными набегами разоряли не только псковские, новгородские, но даже московские земли. Хотя для князя Довмонта поход на литовцев в самом начале княжения в Пскове носил исключительно личный характер. Так, в 1266-м г. Довмонт совершает поход на владения литовского князя Герденя (возможно, на Полоцк). Причинами этого похода являлись личные взаимоотношения Довмонта и Герденя. В описаниях битвы с литовцами у Двины указывается, что Довмонт, несмотря на значительное превосходство литовцев, рассчитывал воевать исключительно во главе своей дружины, псковичи же участвовали в этом сражении добровольно – настолько они полюбили своего князя, что готовы были сражаться за его личные интересы.
     Князь Довмонт, готовясь к нападению, вдохновлял своих воинов: «Братья мужи псковичи, кто стар, тот отец, а кто млад, тот брат. Слышал, есть мужество ваше во всех странах. Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братья мужи псковичи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви и за своё Отечество». Битва закончилась полным разгромом литовцев.
               
              Раковор. «Полк немецкий, словно лес»

     В историографии взаимоотношения между Ливонией и Русью в XIII в. традиционно укладываются в две даты – 1240 и 1242 гг. Однако боевые столкновения происходили регулярно.
     Самым масштабным сражением в череде этих стычек является Раковорская битва 1268 г. А сам Раковорский поход можно назвать общерусским, что делает его уникальным военным предприятием в череде событий того времени.
     Поводом для открытой военной кампании послужили неоднократные притеснения новгородских купцов в Ревеле (столице датских территорий). Участились и нападения на новгородские торговые суда в Финском заливе. Новгородцы подобное терпеть не могли — горожане на Вече потребовали решительного отпора западным «соседям». Было принято решение идти за Нарву к датскому городу Раковору (Везенбург, Раквере), являвшемуся крупным опорным пунктом датчан в Северной Эстонии. В случае захвата города Новгороду удалось бы установить контроль над Северо-Восточной Эстонией и торговыми путями на запад.
     В Новгороде собрались союзные князья во главе войск: Юрий Андреевич во главе новгородцев и ладожан, Довмонт-Тимофей во главе псковичей, Дмитрий Александрович с переяславцами и владимирцами, Святослав и Михаил Ярославич с тверичами и суздальцами, Константин Ростиславич (Смоленский), князь Ярополк со своей дружиной и некоторые другие князья.
    
     23 января 1268 г. объединенное русское войско под началом Новгорода выступило в поход. Перейдя новгородско-ливонскую границу, войско разделилось на три крупных отряда, каждый из которых должен был дойти до Раковора самостоятельно. Около реки Кеголи уже объединившимся русским войскам преградило дорогу немецкое орденское войско – «полк немецкий, словно лес, ибо собралась там вся земля Немецкая», ; рассказывает новгородский летописец.
     Битва состоялась 18 февраля 1268 г. «Бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди». В битве погиб новгородский посадник Михаил, тысяцкий Ко(н)драт и многие знатные бояре пропали без вести. Князь Юрий отступил с поле боя. Решающую роль в битве сыграла контратака русских сил во главе с князем Дмитрием.
     Но как бы то ни было, под натиском русских войск крестоносцы обратились в бегство. Немцев гнали по трем путям на протяжении семи верст, до самого Раковора. Погоня осложнялась тем, что, как сообщают летописи, трупов было такое множество, что коннице трудно было действовать. В знак победы три дня русские простояли на месте сражения («на костях»), после чего новгородцы, собрав тела погибших, вернулись в Новгород, поскольку, понеся большие потери, они уже не могли заняться осадой города. Остальные князья последовали примеру новгородцев, и только князь Довмонт со своей дружиной и псковичами решил воспользоваться победой.
     Довмонт со своей дружиной прошел эстонские земли вплоть до побережья Балтийского моря и со множеством трофеев вернулся в Псков.

                После Раковора

     В 1268 году тысячное войско крестоносцев разорило несколько приграничных псковских сел. Довмонт, собрав только 60 человек, вероятно, тех, кого князь первым встретил, получив известие о нападении, на пяти ладьях устремился в погоню.
     23 апреля (6 мая), в день памяти святого Георгия – покровителя всех воинов, в сражении на реке Мироповне войско князя Довмонта сумело наголову разбить крестоносцев. 8 июня 1268 г. большое войско ливонских рыцарей, возглавляемых самим магистром Ливонии Отто фон Лютенбергом, подошло ко Пскову и в течение десяти дней пыталось взять город.
     В этот критический для Пскова момент князь Довмонт наиболее глубоко проявляет веру, возлагая упование на Бога. Православие очень сильно противопоставляется католичеству и латинству.
     «Слышав же Довмонт ополчающася люди без ума, во множестве силы, без Бога, и внииде церковь Святые Троица и, положив меч свой пред алтарем Господним, пад, моляся много со слезами, сице глаголя: “Господи Боже сил, мы людие Твои и овца пажити Твоея, Имя Твое призываем, призри на кроткия и смирены свыше”. Взем меч игумен Исидор и весь ерейский чин, препоясавше и мечем, благословивше и отпустиша. И Довмонт же во множестве ярости мужества своего, не дождав полков новогородских, с малою дружиною с мужи-псковичи выехав, Божиею помощию изби их, самого же местера раниша по лицу…».
     Когда немцы уже отступали, на помощь псковичам подоспели новгородцы во главе с князем Юрием Андреевичем. В конечном счете между новгородцами и крестоносцами в 1270-м г. был заключен мир, который закреплял границу между Ливонией и Новгородской землей, установленную в 1224-м г., по Нарве. Заключенный договор знаменовал собой завершение важного этапа в отношениях между Новгородом и Ливонией, благодаря этому договору почти на 30 лет на русско-ливонской границе установилось относительное затишье. Определенную роль здесь сыграл и псковский князь Довмонт, под предводительством которого псковичи весьма успешно сражались с Орденом и всегда давали достойный отпор врагу.

     Около 1282 г. Довмонт, будучи князем в Пскове, женился на дочери старшего сына Александра Невского Дмитрия ; княжне Марии. Это был почетный для него и для самого Пскова брак, к тому же и символический – новый герой-заступник, преемник героя предыдущего, с ним еще и породнился. Несмотря на разницу в возрасте, брак получился крепкий. Сама Мария впоследствии, после смерти князя, приняла иноческий постриг с именем Марфа в Псковском Иоанно-Предтеченском монастыре и была прославлена в лике святых (память ее 8 ноября),
    В браке у Довмонта-Тимофея и Марии родился сын Давид. Впоследствии он стал одним из выдающихся полководцев Великого княжества Литовского и одним из главных военачальников великого князя литовского Гедимина. Давид не потерпел ни одного поражения в битвах с крестоносцами. Неоднократно по просьбе псковичей он приходил на помощь осажденному городу и помогал отбить натиск осаждающих крестоносцев.
В Гродно стоит памятник Давиду Городенскому.
     В период с 1271 по 1282 гг. князь Довмонт вместе с псковичами участвует в борьбе Дмитрия Александровича и Андрея Александровича за великое владимирское княжение на стороне Дмитрия, являясь фактически единственным его союзником и верным другом. В ходе этой борьбы Псков неоднократно противился воле Новгорода, при этом новгородцы не предпринимали никаких мер против Пскова. Вероятно, Новгород нуждался в таком полководце, как Довмонт.

                Храмоздатель, идеальный правитель

     Во 2-ой половине XIII в. разворачивается активная строительная деятельность псковичей. Довмонт стал вдохновителем строительства в Пскове мощной крепости ; «Довмонтов город»; каменная гражданская постройка с потайным ходом под крепостную стену в юго-западном углу Довмонтова города (палаты князя Довмонта-Тимофея), три каменных храма – их можно соотнести с построенными Довмонтом храмами во имя своего святого, священномученика Тимофея Газского, великомученика Георгия и Федора Стратилата.
     Довмонт понимал, что относительный мир с Орденом рано или поздно закончится, а для дальнейшей успешной борьбы с крестоносцами необходимо было основательно укрепить Псков. С XI в. до начала XVIII в. Псков участвовал в 130 войнах и 30 осадах и был взят только один раз – в 1240-м году. Такое успешное положение города во время осад, помимо героизма его защитников, обуславливалась его неприступностью, основой которой стал каменный фундамент, заложенный князем Довмонтом.
     Псковские летописи, как и летописи других русских земель, подчеркивают, что никого из псковских князей псковичи не любили так, как князя Довмонта.
     Псковская «Повесть о Довмонте» рассказывает, что этот князь прославился не только своими ратными подвигами: «Сей же бе князь не одинем храборъством показапъ бысть от Бога», но также добронравием, боголюбием и щедрой милостыней бедным: «уветлив, боголюбивъ, страннолюбець, кротокъ, смерепъ, по образу Божию». Повести вторит и Житие: «И всеми почитаем и любим был не ради звания великого, но благонравия ради. Никогда никого не укорил, не навредил, не оклеветал, не завидовал, не гневался, любил церкви Божии, службы посещал. Многие церкви создал и украсил, помогал нищим, странникам, заключенных посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахам, сиротам и вдовицам – кормитель. И во всяком благочестии и чистоте в православной вере прожил».

     1299 год…
   
     4(17 марта), нарушив мирный договор, немцы нападают на Псковские владения. Они захватили Снетогорский монастырь. Игумен Иоасаф с братией были перебиты, а сам монастырь сожжен. Разрушив монастырь, крестоносцы подошли ко Пскову, где сожгли его посады и перебили жителей – это было вечером или ночью. Возглавлявший войско комтур расположился в шатрах у церкви Петра и Павла на берегу реки Псковы.
     Когда немцы только начали устанавливать шатры, Довмонт «выеха с малою дружиною мужи с псковичи и с Иваном Дорогомиловичем и с его дружиною, противо им ополчився». Удар был нанесен по ставке крестоносцев, где завязалась кровопролитная битва, «яко же николи не бывало у Пскова». В поединке с Довмонтом комтур был ранен в голову. Немцы были отброшены в реку, многие были перебиты, другие утонули, некоторым удалось вплавь добраться до своих судов.
     Почти сразу после похода крестоносцев во Пскове началась эпидемия.
     Через два с половиной месяца после своей последней победы, 20 мая (2 июня) 1299 г., князь Довмонт-Тимофей Псковский, будучи уже в преклонном возрасте, скончался от болезни. «... И проводиша его всем собором, игумени и черньцы, и все множество людий плакахуся его, и тако положиша и во Святой Троицы с похвалами и песньми духовными. Бысть же тогда жалость велика во граде во Пскове мужем же и женам и малым детем по благоверном князи Тимофеи».
     После поражения немцев под Псковом ливонский магистр призвал в Дерпт всех своих подчиненных и епископов на сейм, на котором они постановили не начинать самим войны ни с псковичами, ни с новгородцами, а кто начнет, за того не заступаться. И хотя впоследствии крестоносцы не отступали от затеи захватить Псков, на тот момент это был лучший венок, положенный на гробницу благоверного князя Довмонта.

     Своими благодеяниями благоверный князь не оставлял Псков и после своей смерти. Летопись записала, что молитвами благоверного князя Довмонта были одержаны победы псковичей над немцами в 1341-м и 1343-м годах.
     Сохранилось древнее сказание о том, как в 1480 году магистр ливонский подступил под Псков с многотысячным войском. Благоверный князь Довмонт, явившись одному из псковичей, сказал: «Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь».
     Воля святого князя была выполнена ; обошли ночью с его одеждою и крестами крепость. Магистр, подступив с войском, старался зажечь город. Русские, воодушевленные небесным вождем, бросились в бой и опрокинули немцев в воду. Немцы бросились на суда, а ночью сняли осаду и ушли.
     После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

     Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): "Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею" (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею).
     При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).
     Почитание князя Довмонта в лике святых началось фактически сразу после его кончины. Уже в 1374 году была построена во имя его церковь. Второй храм во имя благоверного князя Довмонта был возведён в 1574 году, после чуда ; излияния слез на иконе Знамения. В 1530-м году у гроба князя Довмонта последовало чудесное исцеление слепой.
     Общецерковное прославление князя состоялось в XVI в. после его явления с другими угодниками и во время знаменитой осады Пскова Стефаном Баторием. Ежедневно молились псковитяне с их духовенством у раки князя Домонта и в 1615 году, когда шведская армия, предводимая Густавом-Адольфом, появилась в виду их родного города. Подкрепляемые надеждой на небесное заступничество благоверного князя, затворившиеся во Пскове pyccкие полки выдержали все приступы шведов.

     Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой Небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
     В 1640-м г. великое народное движение на Восток ; «встречь солнца» ; завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685;1686).
     Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги.
     Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
     Несколько раз в 1684;1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню. Сама «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г.
   
     К сожалению, запустение Пскова и светлого имени князя Довмонта произошло в царствование Петра I. Сотни псковских семей были высланы из города на строительство Петербурга. Вместо коренных псковичей, погибших на войне и на стройках, переехавших на новые места обитания, в нем со временем поселилось много новых, пришлых людей, которые еще далеко не сразу почувствовали себя по-настоящему местными… Все церкви Довмонтова города были срыты и засыпаны землёю. Иконы князя Довмонта и его супруги, псковской святой Марии-Марфы, удалены из церквей. Пропала служба Мирожской иконе, напечатанная в сентябрьской минее. Два Довмонтовских Девичьих монастыря, построенные в Пскове Довмонтом-Тимофеем, и церковь Святого Довмонта, возведённая в 1571-м г., разрушены… Сами же мощи благоверного князя были вынесены из Троицкого собора и погребены в западном отделении усыпальницы под Троицким собором.
     Но не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5,14). В 1899-м году русский ученый и историк Иван Иванович Васильев писал: «Вскользь коснулась благочестивой жизни и значения стратегических доблестей благоверного князя историческая наука; почти забыл о нем русский народ или знаком с ним лишь по имени; забыло и псковское современное общество о любви и благодарности к нему своих предков, ведавших его как защитника и спасителя дорогой нам Родины.
     И лишь Святая Церковь, отзывчивая и чуткая всегда к подвигам добродетели, взяла князя под особое свое покровительство. Церковь, причислив его к лику святых, прославила его целебные мощи и тем самым утвердила на вечное время торжественное почитание его как угодника Божия, прославленного многими знаменательными событиями в честь и славу общего, любезного нам Отечества. Да славится Церковь во святых своих и между ними в лице угодника Божия, благоверного князя Довмонта»

     Как при жизни, так и после своей праведной кончины святые ; наши молитвенные ходатаи к Богу ; предстательствуют за нас. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают воины-защитники, среди которых яркой звездой сияет имя князя Довмонта-Тимофея Псковского.
     Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

     «Радуйся, дивный наш покровителю, святый благоверный княже Довмонте».

     Тропарь благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 8
     Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Доманте, и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, прииде мыслию к Солнцу славы - Христу, озарився благодатию Божественнаго Крещения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди и град твой от безбожных агарян, и латин нашествия, и междоусобныя брани и спастися душам нашим.

     Ин тропарь благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 4
     Духом Божиим наставляемь, отчее нечестие отвергл еси, святый благоверный княже Тимофее, потщался еси приити в богоспасаемый град Псков, в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив, верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице, Ейже непрестанно молися даровати душам нашим мир и велию милость.

     Ин тропарь благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 4
Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Довмонте, и нощи страшныя избегше, еже к идолам тщание, прииде мысленно к солнцу славы Христу, озарився благодатию божественнаго крещения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти страну нашу, люди и град твой и спасти души наша.

     Кондак благоверному князю Довмонту Псковскому, глас 8
     Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте, ум вперив зарею Духа, идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев, порождением святьш купели Тимофей наречен еси, слезами и милостынею ко Христу присвоився, и жизни сей течение добре скончав, веру непорочну соблюд, и ныне молим тя: моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих, избавитися нам от всяких зол, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.

     Величание          
     Величаем тя, благоверный княже Довмонте, и чтим святую память твою ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

     Молитва благоверному князю Довмонту (Тимофею) Псковскому

     О, дивный во святых угодниче Божий, Святый благоверный княже Довмонте! Услыши нас, к тебе прибегающих и помощи твоея просящих.
     Вемы бо, яко сильна есть молитва твоя пред Богом, и велика есть твоя любовь к людем твоим. Сею молитвою во дни жития твоего дивныя творил еси чудеса храбрости, сею любовию твоею к людем вдохновлял еси шествовати за тобою, тебе во всем подражати, тебе, яко отца своего слушати и волю Господню всегда творити.
     Тако и ныне по смерти твоей не остави нас сирыми, без твоего отеческаго заступления, не отыми от нас любви твоея за наше нерадение к тебе, яко ко отцу нашему, Богом нам дарованному.
     Буди печальным - утешитель благий, беззащитным - щит и ограждение, беспомощным - помощь и заступление. Егда же врази наши видимые и невидимые начнут с нами брань свою, твоими молитвами, якоже древле покровом своим град Псков, душу нашу огради, и наложи на них страх, да отпадут они от мыслей своих деяти нам злая.
     Препояши и нас, якоже мечем своим на отражение сих врагов, молитвою, постом и добрыми делами. Да преуспевающе в делании духовнем возблагодарим Господа Бога, давшего нам тя, молитвенника и заступника за нас, таковаго учителя нашего, и поклонимся Ему, живущему во вся веки. Аминь.

            Вторая молитва благоверному князю Довмонту (Тимофею) Псковскому

     О святый угодниче Христов, благоверный княже Довмонте! Ведуще твое к Богу дерзновение, в сокрушении сердца смиренно просим тя: молися о нас грешных и непотребных рабех (имена) и испроси нам молитвами твоими прощение грехов, исправление жития нашего, от болезней и всяких недугов исцеление, от наветов и козней диавольских избавление, паче же спасение душам нашим подаждь и небесных благ восприятия сподоби благодатию и человеколюбием Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

     СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЖЕ ДОВМОНТЕ, МОЛИ БОГА О НАС.



Источники:
Священник Алексий Веретельников
https://pravoslavie.ru/113397.html
http://www.k-istine.ru/orationem/orationem-309.htm