Дьалама - обряд ветки для весточки

Александр Альфабет
  В центральной Азии: тюрко, монгольско, буддисткой культуре широко известен обряд наузов на ветки, или палки. Как правило размешенных на местах водопоя, перевалов, святых и значимых местах для той или иной местности.
  В чём смысл обряда?
  Не ужели только загадывание на исполнение желания? Или обозначение святого места?
  В моих размышлениях это .... почтовые ящики расставленные кочевниками и отголоски узелковой письменности утерянный смысл которой преобразился в обряд уже не несущей полезной функции.
  А представьте себя, на месте кочевника, которому надо два раза в год перегнать домашних животных с зимних пастбищ на летнее и после летнего жайляу вернуться на зимовки. При этом надо передать салемы- приветы, другим родственникам, кочующие из более далёких мест, и будут они на этом водопоее или перевале позже.
  Ткани и ленты раньше были самоткаными, и  индивидуальными , некоторые ленты были только у этого рода, другие рода имели запасы только синей ткани, красную использовали третьи рода. количество узлов, способ подвязки тоже имело смысл.
  Можно было подъехать к дереву и определить, что по верх прошлогодних наузов были свежие, и то что одни говорят, бедствуем после зимовки, или хороший приплод ожидаем, все живы здоровы, отец передаёт привет, ждёт в гости, умерла старуха такая та вот её лента из её платья.
  Старые ленты не срывались, они были ориентиром по времени и износу.... ну а какое главное желание у кочевника? Конечно, чтоб прошёл год и можно опять привязать свою ленту, что б сообщить сородичам: - Я жив, готов женить сына, имею дочку на выданье, был приплод - четыре жеребца. Хочу через год опять быть у этого перевала, водопоя, святого места.

Так и появляются простые объяснения обрядам весточка на веточке:
1) Дерево желаний т. е необходимо повязать ленту на сие дерево .
2) Древняя традиция
3) Таким способом отмечают священные места.
4) Если человек хочет "породниться" с каким-либо деревом, то это тоже "символический" подарок.
5) Буддийская традиция. Когда ленточки развеваются по ветру, ветер разносит молитву по всему свету.

  Но обратите внимание есть тонкости, которые говорят о реальном назначении обряда - лента должна быть чистой и новой (т.е. точно должен быть отражёно, что повязавший её здесь был не давно и не путались с истрёпанными повязками прошлого года или полугодия.)
  Лента привязывается не узлом, а петлёй (т. е. что бы дерево, "почтовый ящик" не погибло. На ленте могут быть узлы (числительные или ранее обговорённые значения узлов)
  Такие деревья, палки воткнутые в груду камней на кургане это видимые издалека ориентиры, своеобразный Глонасс для кочевника.

  А для человека путешествующего с кочевником это языческий обряд, кочевник простодушно объясняет, что загадал, что через полгода с летнего пастбища вернуться с тучным стадом... А на самом деле это ещё и письмо для соплеменника, что вот доведу иностранца-путешественника до границы племени и вернусь на летнее пастбище через восемь дней.

  А Вы говорите, что кочевники, язычники? Вот такими узлами и разговаривали они с теми кто понимал их узы и языцы.

  И да если весть плоха, то ветку ломают и везут ветку с наузами, лично показать владельцу степей. Мы многое утеряли из за того, что заботы и желания и возможности стали совершенно другими. И не понимаем уже своих отцов, как они уже не знают, как нам объяснить то что делают они.... А мы списываем всё на традиции...