В чём разница оправдания от объяснения?

Гадаев Алексей Вениаминович
Оправдание и объяснение в чём разница?
Оправдание – это аргументированное объяснение человеком мотивов, обстоятельств и целей нравственно оцениваемого помысла или поступка, имеющее целью частичное или полное снятие с него ответственности, вины.
Оправдать – это значит установить правду. Если человек оправдывается, то он пытается откупиться или извиниться за что-нибудь. Человек  желает чтобы выслушали его правду.
Оправдания - попытки уменьшить свою вину перед собеседником через объяснения причин своих действий или рассказ о трудных обстоятельствах.
Н.И.Козлов считает, что: «Исключите оправдания – полностью. Совсем и все. Даже если очень хочется и кажется очень важным.
Когда-то вы можете быть неправы, но вместо оправданий мудрее спокойно признать свою ошибку, если нужно – ваши выводы и, главное, предложения как двигаться дальше. Займитесь делом.
Каким образом можно очищать свою речь от оправданий:
Продумайте замену самым частым своим оправданиям, запишите их и выучите.
Напоминайте себе о своем решении. Например, сделайте себе плакатик и повесьте, как напоминалку: «Королева не оправдывается!» или «Королю оправдываться не пристало".
Во время трудных разговоров включите диктофон и после разговора проанализируйте запись (хорошо с кем-то более опытным) - оправдания, которые во время горячего разговора были незаметными, при спокойном анализе уже будут видны.
Используйте помощь окружающих. Можно договориться с друзьями, чтобы они ловили вас на оправданиях, с вас в этом случае штраф: например, 10 приседаний или мороженое в их пользу.
Объяснить происшедшее - это одно, оправдания - другое. Объяснения дают ясность, оправдания лишь провоцируют новый виток обвинений. Почему? В чем между ними разница?
Оправдания - это объяснения без запроса. Когда человек заинтересован в ваших пояснениях и просит вас объяснить то, что ему непонятно - ваше объяснение уместно и естественно. И это объяснение, а не оправдание. А когда вы объясняетесь, потому что это нужно вам, но не нужно собеседнику - это оправдания. И это только раздражает, потому что вы говорите то, что собеседнику вовсе не нужно!
Объяснение
Объяснение - воздействие словом. Словесное описание того, что произошло или того, что требуется. Хорошее объяснение дает понимание.
Стиль, способ и качество объяснение зависит от уровня развития мышления человека. По степени эффективности различают:
1.объяснение жалеющее или оправдывающее,
2.объяснение поднимающее настроение,
3.объяснение объективное,
4.объяснение, которое эффективно влияет: учит и мотивирует.
Объяснение - одно из популярных средств правильного воспитания и эффективного руководства.
Границы объяснений
Словами не все можно и удобно сказать. Смотри Тактичность.
Слова не всегда правдивы. Смотри Невербалика.
Слова не всегда доходят. Смотри Методы принуждения, Выстраивание ситуации.
Словесные объяснения легче понимаются дигиталами и аудиалами. Кинестетикам нужно ощущение, прочувствовать, Визуалам - увидеть картинку.
Научное объяснение
В науке практикуется шесть основных типов объяснений: обобщающие объяснения, функциональные объяснения, причинное объяснение, структурное объяснение, телеологические объяснения, герменевтические объяснения.
Если оправдывается ваш коллега или подчиненный, это проявление неуверенности в себе либо просто дурная привычка. В этом случае человека нужно поддержать, но объяснить, что оправдания вам не нужны и неинтересны. Предложите оправдания или исключить, или заменить: объяснением происшедшего (если об этом кто-то спрашивает), а еще лучше - исправлением случившегося.
Например, уточнить: "Не важно, почему это случилось, это уже случилось. Я думаю, что правильным будет решить на будущее, что и кому сделать, чтобы такого больше не было. Какие у тебя предложения?"
Эффект сверхоправдания
Когда существует много причин для совершения того или иного поступка, человек может приписать его внешнему влиянию, а не внутренним мотивам. ...Отказавшись от вознаграждений и угроз и предоставляя людям возможность находить внутренние мотивы для совершения добрых дел, можно добиться того, что они начнут совершать их по собственной инициативе и будут получать от этого удовольствие.

Люди часто делают выборы, в которых не хотят себе признаваться, и в порядке психологической защиты прикрывают их надуманными, фальшивыми оправданиями.
Главное, что нужно знать об оправданиях - это ошибочное поведение. Уважающие себя люди - не оправдываются. Люди, уважающие окружающих, также не занимают их время своими оправданиями.
Для Жертвы характерны оправдания, Автору оправдания не свойственны. Самая простая и запоминающаяся формула: «Королева не оправдывается». Уберите оправдания. Исключите оправдания – полностью. Совсем и все. Отучайте от оправданий себя, помогите окружающим отучить себя от оправданий.
Причины оправданий
Как правило, причины оправданий, это - низкая самооценка, страхи, привычка к позиции Жертвы, обвинения, отсутствие конструктива и ошибочная попытка объяснить.
Если от вас оправданий ждут
Бывает, что от вас ждут чувства вины и оправданий. Если это привычная в данной организации игра, то вы можете играть по принятым здесь правилам. Возможно, вам нужно будет изобразить переживание чувства вины, а вместо оправданий полностью признать свою вину. Смотри Как реагировать на замечания и критику
Там, где от вас вроде бы ждут и требуют оправданий, скорее всего вам готовится провокация, в которой вы все равно окажетесь виноватым. Оправдание редко разрешает напряженную ситуацию, чаще оно выступает как конфликтоген. По возможности, вместо виноватых оправданий стоит принести извинения и изложить свое видение (план) по исправлению происшедшего.
Если вашей вины в случившемся не было - все равно косвенно извинитесь ("возможно, я тоже ошибаюсь, и, если это так - приношу свои извинения"), и предложите разобраться в ситуации. Чаще всего срабатывает именно этот вариант. Если же вас откровенно продолжают грузить обвинениями - просто сведите разговор на другую тему. Вы - не оправдываетесь и пусть это станет привычным для всех.
Если объяснение кому-то нужно, кого-то устраивает - это было разъяснение. Если это человек говорит только для самозащиты - это оправдание.
Типовые фразы из Словаря Жертвы, разбитые по категориям разновидностей уважаемых Жертв. Найдите здесь своё и позаботьтесь от этого избавиться.
Словарь Дурика: "А почему я?", "А откуда я знал?", "Мне не сказали, что так можно", "Мне не разрешили", "Просто так получилось", "У меня не получается", "У меня такой характер!".
Словарь Беспомощного: "Здесь я бессилен", "Обстоятельства сильнее нас", "Люди не меняются", "Меня так воспитали", "Меня уже поздно переделывать", "Меня никто не слушает", "Все бесполезно", "Все, что я делаю - это пустота", "Все это чушь", "Все зря", "Это все равно никому не нужно", "Я ничтожество", "Я ни на что не способен", "Люди идиоты", "Что я вообще могу?", "Я ничего из себя не представляю", "Все тяп-ляп", "Руки не из того места растут", "Я никому не нужен", "Я глупый", "Я неудачник".
Словарь Мученика: "За что мне все это?", "Жизнь несправедлива", "Меня все раздражает", "Меня никто не понимает", "Мне все надоело", "Мне всегда не везет", "Мне даже собой некогда заняться", "Мне приходится все делать самой!", "Мне так не хочется все это делать!",
Словарь Скандалиста: "Какого черта!", "Это ужасно! Кошмар! Безобразие!", "Как же меня это достало!", "Если бы не эти выскочки, у меня бы все получилось", "Мне даже никто не поможет!", "Если бы ты любил меня, ты бы так не сделал", "Какие все вокруг наглые!", "Они должны вести себя приличнее!", "Так нечестно!", "Ты все время давишь на меня, и мне приходится делать так как ты хочешь", "Ты должен извиниться передо мной", "Я всю жизнь работала, что бы прокормить тебя, и никакой благодарности!".
Словарь Боящегося: "Не знаю, как-то боязно", "Мама, мне страшно!", "Я боюсь оставаться в темноте!", "Не уходи, мне без тебя страшно!", "Как ты можешь быть таким спокойным, а если что-то случиться?".
Упражнение "Не играю жертву" направлено скорее на воздержание от каких-то действий. А что если сделать другое упражнение "Играю Автора". Это означает, что я каждый день совершаю один авторский поступок или действие. Авторский - означает, что я его автор, меня никто не заставляет и не обязывает его делать, я сам решаю. На работе я могу сделать что-то сверх своих обязанностей, дома - также. В конце концов сделать приятную неожиданность близкому человеку - тоже авторский поступок. Поэтому мудрые люди составляют свой Словарь Автора:
Я решил ...
Я предпочитаю …
Я счастлив …
Я испытываю нужные мне чувства
Никто никому ничего не должен
Я могу выбирать свою реакцию
Я могу подготовиться…
Я могу держать себя в руках
От моих усилий многое зависит
Я сделаю.
При обвинениях, «наездах», человек находится в ситуации виновного. Но не оправдывайся, а мгновенно переходи у инструктажу. Укажи что надо делать. Пообещай, что ты сейчас не можешь всё обсудить и рассказать. Дай задание и распоряжение: «Я встречусь и всё расскажу». «Я тебе позвоню». Я командую парадом. Держите ситуацию в своих руках. Женщине сказать следующее: «Как мне с тобой приятно. Это пройдет. Главное нам с тобой хорошо. Я понимаю твои переживания». «Трубку не клади, и пообещай, что ты меня выслушаешь». «Я тебя буду сейчас утешать. Хвалить». Не выражайте негативных чувств и агрессии – это самое грязное. Оправдывание себя - это явление этическое, а не психологическое.