Ч. 23 Бдительность наше оружие

Владимир Врубель
 
Предыдущая страница  http://proza.ru/2019/05/31/950

Найти кабель на илистом дне оказалось далеко не просто, хотя и пришли в район, запрещённый для гражданских судов. Неделю операторы рассматривали огромных крабов, морских звёзд и прочую живность, которая таращилась на двух «Рыб», утюживших дно моря, пока, наконец, не обнаружили его снова.

Только несколько человек из экипажа «Halibut» знали об истинной цели операции. Все остальные члены экипажа были убеждены, что выполняют секретное задание по сбору фрагментов советской ракеты «П-500».

Кабель находился на глубине 120 метров.  Подводная лодка зависла рядом над морским дном на специальных якорях. Водолазы вышли из своего ангара и установили на кабеле магнитно-индукционное устройство длиной около метра. Это была проверка. Устройство зафиксировало, что кабель действующий.

Пока водолазы возились с установкой оборудования на кабеле, на поверхности начался шторм. Море разбушевалось так, что подводную лодку сорвало с якорей, и её стало выталкивать на поверхность, как пробку из бутылки шампанского.

«Halibut» могли обнаружить, а водолазы оказались бы в ловушке на дне в холодной воде и мраке. Мало того, могли оборваться шланги, по которым их гидрокостюмы обогревались горячей водой. Быстрый подъём  водолазов привёл бы к их смерти из-за кессонной болезни.

Командир подводной лодки принял решение погрузить лодку на морское дно. Подводная лодка ударилась о грунт, подняв облако песчаной взвеси. Водолазы вернулись в свою декомпрессионную камеру.

Водолазы были отчаянными людьми, но рисковали и подводники. Когда шторм немного утих и водолазы забрали запись, подъём подводной лодки со дна удался с большим трудом, благодаря рискованному маневру, который мастерски провёл командир.

Запаса сжатого воздуха хватало только на один раз и в обрез, чтобы оторваться от дна и сразу погрузиться, не всплывая на поверхность. «Halibut» направилась домой в базу.
Качество записи оказалось неважным - сплошная какофония звуков по многочисленным каналам связи в кабеле, но всё равно, это был огромный успех.

В книге «Красный ноябрь» Крэйг Рид написал, что это было похоже на то, как будто США приставили стакан «к стене Советского Союза, чтобы услышать каждое их слово».

Короткую запись переправили в Перл-Харбор и признали очень обнадёживающей.
Предстояла задача разделить приём передаваемых сообщений по разным каналам, задача сложная, но оказавшаяся решаемой для инженеров «Bell Laboratories».

В кратчайшие сроки специалисты доработали новое шеститонное устройство, в котором использовался ядерный источник энергии и массивный магнитофон, позволявший вести записи по нескольким линиям связи одновременно в течение недель.

«Halibut» совершил новый поход в Охотское море, где водолазы установили аппаратуру на кабель.  Свой успех команда отметила крабовым мясом, приготовленным коком из пойманных водолазами крабов. С этого времени АПЛ «Halibut» регулярно совершала свои секретные рейсы, чтобы забирать записи.

Записи передавались в Агенство национальной безопасности (NSA), где их анализировали, взламывали советские коды. Выяснилось, что по линиям связи военно- морского командования и КГБ разговоры велись большей частью незашифрованными либо с примитивным шифром, типа «подбрось огурцов, а то стрелять нечем».

Очевидно, считалось, что линии связи по подводному кабелю безопасны от прослушивания, к ним нельзя подключиться. Как пишут американские авторы, записи разговоров оказались для NSA просто Клондайком.

Болтали по линиям связи очень много, обсуждая и деликатные политические темы, и семейные дела, звонили любовницам, давали характеристики конкретным личностям, но главное, речь шла о подводных и надводных операциях.

Американцы получали, можно сказать, самую откровенную картину состояния советского Военно-Морского Флота, какой не имели советские руководители, которым докладывалось далеко не всё. Операция «Ivy Bells» («Колокольчики плюща») оказалась баснословно успешной.

В это время велись переговоры по договору ОСВ-2, который ограничивал размер стратегического ядерного оружия. Американцы вели их, зная абсолютно точно состояние советского флота.

Подводную лодку «Halibut» вывели из эксплуатации в 1975 году. Её сменили специально оборудованные для шпионских целей атомные подводные лодки «Seawolf», «Parche» и  «Richard B. Russell».

Ободрённые успехом, приобретя необходимый опыт, американцы приступили к установке подслушивающего устройства в Баренцевом море.

Продолжение http://proza.ru/2019/06/02/1858