Почти учебник по фотографии. Конкурсы

Ольга Широпаева
Конкурсы.
Вы снимаете? Зачем?

- Зачем вы снимаете? Этот вопрос стоит во главе увлечения фотографией.
- Вы этим зарабатываете деньги? Ок. Это - профессия. Труд не самый лёгкий. Если вы не модный дорогой фотограф, то и не сильно оплачиваемый. Конечно, есть категория фотографов, которые зарабатывают фототурами. Здесь два выигрышных аспекта: путешествуешь и зарабатываешь. Казалось бы неплохо. Но! К этой сфере деятельности надо иметь определённые личные качества.
- Во- первых: организаторские способности;
- Во-вторых: быть супер коммуникабельной.

Я , к сожалению, отношусь к такой модной сейчас категории  - так называемых- « социофобов». Хотя внешнее впечатление произвожу скорее обратное. Я не молчалива, а наоборот: говорю много и страстно, много смеюсь, могу заставить хохотать, плакать определённое количество людей.

Но, увы, вся эта лёгкость общения даётся мне огромным усилием.  Дело в том, что я панически боюсь пауз. Поэтому заполняю их как могу. И ещё: боюсь, что я отнимаю чьё-то время, заставляя слушать себя. Я совсем не могу кому-то звонить по телефону, потому-что боюсь, что человек занят, а я его отрываю от важных дел. Исходя из этого, я вряд ли смогла работать с группой людей.

Характер человека формируется в первые пять лет его жизни. Я, которая, по праву должна была родиться в  Москве,в силу семейных обстоятельств, была рождена в маленьком глухом посёлке, на его окраине, у большого леса, где я и провела первые десять лет.

 Я, буквально, сидела на дереве до восьми лет, не нуждаясь в человеческом общении. Книги и природа заменили мне всё.

Вернувшись в Москву, в возрасте десяти лет, мне пришлось выстраивать как-то отношения с людьми, но , вероятно, характер уже состоялся. Поэтому - мне хорошо одной. Хотя редкие встречи с моими друзьями вносят какое-то разнообразие в мою жизнь. Нужно только сделать над собой усилие: собраться и поехать. Потом я хвалю себя за это усилие, если встреча была тёплой и приятной.

Итак. Вернёмся к вопросу о фотографии. Зачем мы снимаем? Выводим за скобки тех людей, которые хотят фотографией заработать деньги. А остальные? Что хотят они? Зачем покупают всё новые дорогие фотоаппараты?      
Когда-то я задалась этим вопросом. Я стала изучать ситуацию, возникшую в России. Вот что я поняла:


В России,в советское время,почти не было фотографии, как искусства. На память приходит только Александр Родченко, работы которого трудно переоценить и портретист  Наум Наппельбаум, который снимал Ленина и других известный людей. Остальные фотографы работали в газетах и журналах, то есть были публицистами. Не хочу считать фотографов, которые уехали заграницу и состоялись там, на мой взгляд- это было бы несправедливо. Остальная фотография утилитарной: для документов и для фиксации каких-то определённых событий: будь то свадьба,похороны,рождения детей. Фотографы в массе своей были ремесленниками. Правда, были несколько фотообъединений, где увлеченные фотографией люди занимались любимым делом. Но их были единицы и на общее положение в стране они не влияли.

Мой старый друг, царство ему небесное, Яков Григорьвич Мессель всегда возмущался тем, что я снимаю чужих людей. Он считал, как многие, что снимать нужно только близких. Я ему робко говорила, оправдываясь, я снимаю не людей, я снимаю их состояния: грусть, смех, отчаяние.
Однако в то же время в Прибалтике, в Чехии и в других, не таких близких к нам, странах фотография бурно развивалась. Недаром, все фотографы, которые посещали все возможные фотообъединения, с вожделением вспоминают журнал «Чешское фото».
Но мы, русские, другие. Нам мало снимать просто портрет, нам подавай драму и трагедию. Чтобы грусть и боль в глазах.  Нам мало снимать стрит - нам нужна история.
Чтобы перевернула, поразила до глубины души. Я верю в потенциал наших соотечественников. Но есть одно « но»
Наши соотечественники в массе своей ленивы и не любознательны.


Сейчас, переодически занимаясь судейством международных конкурсов, я заметила такую вещь: в общем количестве фотографий, а их приходится отсматривать за конкурс порядка 5-6 тысяч, мало русских фотографов. Я спросила себя : « Почему»  И нашла простой ответ: « Боятся. Боятся правды. Боятся проиграть» Представьте ситуацию: вы снимаете 40-45 лет. У вас есть статус фотографа - профи. Вы выпускаете книги, читаете лекции, даёте мастер-классы.  Зачем вам участие в конкурсе, если даже он Международный? Допустим вы послали фотографии куда-либо, к примеру в Австрию. И ваши фотографии « кинули в корзину». Это, думаю, очень обидно. Вы разозлились и обвинили все конкурсы в непрофессинализме или предвзятости. Мол, гей- Европа и вообще - враги.  Сочувствую. Но хочу сказать, что русских в Европе любят за наш особенный взгляд, за нашу литературу и искусство.

Мои первые робкие шаги к известности.

Мой муж относится к тем людям, к которым все тянутся. Тянутся и хорошие и плохие. Он интеллигентен, приятен в общении и преступно добр.  Слова « преступно» произношу с особым сарказмом, ибо знаю то, о чём говорю.
Ещё он обладает замечательно отрицательным качеством: он творит себе кумира. Он влюбляется в людей. Надо отдать ему должное, что благодаря этому качеству он приобрёл много друзей, но и врагов тоже.
Одного из замечательных друзей зовут Серёжа. Володя продавал свой очередной объектив и познакомился с ним. Он стал нашим другом. Это он продал мне свой Хассель и я ему очень благодарна за это.

Серёжка познакомил нас с одним товарищем, который перестал быть товарищем в обращении к нему, а стал мистером, поскольку живёт в Америке.  Владимир, так зовут этого мистера занимается тем, что создав некое объединение Art of Insperation, что в переводе означает «Искусство Вдохновения», в которое входят художники и фотографы, устаивает выставки в разных городах России.
Сам он весьма напыщенный, любит выпить, любит застолья и мероприятия в советском стиле. Одним словом: торжественное открытие, затем все напиваются до « поросячьего визга» . Во время одной из выставок мы с ним  беседовали об альманахе, который он хотел выпускать. В это время за моей спиной на пол упала сильно пьяная женщина. Я вскочила, чтобы помочь ей. Владимир усадил меня обратно : « Не обращайте внимания. Обычное дело» ,- буднично сказал он. Есть чему удивляться.

О таких атрибутах, как : дипломы, каталоги и прочее, он не заморачивается.Но я буду несправедлива, если скажу, что мне это сразу не понравилось.  В начале было весьма здорово. Во первых: персональная выставка на 5-Авеню в Нью Йорке.  Правда, это маленький магазинчик русской книги, но кто об этом думает? Мне прислал видео отчёт об открытии. Было пристойно. Снимали камеры, русский канал освещал событие. Русский журнал посвятил мне статью. Пришли местные фотографы. Все замечательно. Потом было много выставок в разных городах. Конечно, это стоило денег. Так же и создание альманаха, за который мы заплатили, заказав несколько экземпляров, но с трудом получив с помощью Серёжи один.
Так ли, иначе, но это был наш опыт.

А вот ещё одна история и ещё один опыт. У нас есть подруга. Зовут её Лена. Мы с ней и её мужем встречаемся иногда. Лена тоже фотограф, от неё я узнала, что есть FIAP- международная федерация фотоискусства.

Что такое FIAP? И с чем его едят?

Представить, что я буду участвовать в каких-либо конкурсах было невозможно, учитывая мой страх быть на виду.  Лена уговаривала меня долго. Она терпеливо рассказывала, как она посылает свои напечатанные фотографии на конкурсы и сколько « проходов» она уже заработала. В конце концов, я приняла участие в конкурсе FIAP, который проходил в российском городе Дзержинске. Я послала туда несколько фотографий ( цифровых) и заняла третье место. Получила бронзовую медаль. Так началось моя любовь с FIAP.
Когда меня спрашивают: «Что такое FIAP?» Я всегда говорю: « Знаете, что такое FIFA? FIDE? ( федерация футбола, федерация шахмат)» , а это - федерация фотоискусства.
ОК. Все сразу всё понимают.
Но тут же  возникают вопросы: « Зачем мне это надо? Сколько это стоит?»
Вот моё субъективное мнение о том, зачем мне это надо:
Для меня это  было нужно, чтобы честно сказать себе, чего я стою, как фотограф. Смогу или нет? Посмотреть себе в глаза и честно сказать себе: состоялся я как фотограф или нет?
Теперь о деньгах. Когда я стала получать золотые и не очень золотые медали, многие мои знакомые считали, что всё это проплачено и за деньги можно купить всё.
Спешу вас огорчить: ни одну медаль в FIAP купить нельзя. Конкурсы проходят в разных странах и городах. Везде очень солидное жюри. Каждый конкурс выпускает каталоги. Многие проводят большие выставки. Вот для издания каталога вы оплачиваете совсем небольшую сумму за каждый конкурс.
А теперь алгоритм действия для России:
1. Вы заходите на сайт fiap.ru. Там есть практически вся информация и ваш порядок действий.
2. Штаб-квартира FIAP России находится в г. Пенза.
3. Офицера ( именно так) FIAP зовут Сергей Майоров. Живёт он тоже в Пензе. Имеет страничку на FB
4. Существует порядок получения званий FIAP. Зависит он от так называемых « проходов», то есть от того, сколько раз вашу фотографию отобрали на выставку.  И от ваших наград.
5. Самое кропотливое - это составление таблиц, в которых вы скрупулёзно указываете свои фотографии, количество отобранных на выставку и награды.
6. Член руководства FIAP России проверяет, посланные вами, таблицы и отправляет в главную организацию FIAP.
7. Раз в году вы получаете значок и удостоверения на очередное звание FIAP.

Приблизительно и в других организациях звания получаются подобным образом. К слову сказать, моя подруга сошла с дистанции. Не так всё просто, как нам кажется.

Очень жаль, что моя социофобия не даёт мне в полной мере насладится всей прелестью моих занятий.
К примеру, два года назад было день рождения Королевы Великобритании. Ей исполнялось 90 лет. Так как я член Королевского Фотографического Общества я получила письмо, в котором меня приглашали на Праздник. Мне нужно было подтвердить своё согласие и тогда бы мне выслали Приглашение на два лица.  И тут мой социофоб, находящийся внутри меня, дал о себе знать. Я запаниковала и не полетела. Точно так же я пропускаю и выставки и мои награждения.
Медали, которые мне высылает FIAP частично разворовали на почте. Приходят конверты с отрезанным уголком. Наверное чьи- то детки играют ими. Это -Россия. Что ж. На здоровье!

Кроме FIAP есть ещё Американское фотографическое сообщество - PSA. Там свои конкурсы, похожие, но свои правила. Что отличает? PSA выпускает свой журнал. Раз в году определяет 100 лучших фотографов, входящих в справочник « Кто есть кто». Это интересно. Я три года подряд входила в эту сотню. Есть ещё и другие сообщества, где можно проверить свои способности.

И всё-таки я хочу видеть наших фотографов на международных конкурсах, защищающих престиж своей страны. Это даёт нам повод гордиться не только оружием ,танками и самолётами , но и глубокими прекрасными фотографиями. Я верю, что мы на это способны.

(Продолжение следует )