Кругосветное путешествие

Щавелев Иван
     Всё-таки с детьми книжки нужно читать аккуратно. В особенности это касается историй про всевозможных путешественников, кладоискателей, искателей приключений и прочих отважных мужчин и женщин. Ведь как бы ни был хорош автор, как бы ни глубоки были его познания в выбранной тематике, всё-таки надо понимать, что это художественное произведение. А любому художественному произведению, как известно, присущи всевозможные художественные условности и приёмы, благодаря которым удаётся избежать затягиваний и опреснение сюжета. Это и кораблекрушения неподалёку от невероятно плодородных и богатых островов, это и добрые дикари, и попутные ветра, и добрые, верные путники и союзники. Как бы ни было трудно путешествие, какие бы тяготы и лишения не переносил главный герой, всё равно рано или поздно приключение благополучно кончается и наш самый главный страдалец становится самым уважаемым человеком на свете.
     Конечно, автор иногда показывает и неудачные истории, но это подаётся так, будто те несчастные моряки и путешественники изначально были обречены на неудачу. Даже за них становится неловко: неужели они сами, ещё в порту, ещё толком не отплыв от обитаемых и цивилизованных земель, не понимали, что их мероприятие обречено на неудачу? Удивительная небрежность! Неудачи и трагедии рисуются авторами, как бы между прочим и невзначай. Из этих историй сложно сделать правильные выводы, слишком уж однозначный ответ даёт автор на поставленный вопрос.
     Но если это могут понять взрослые люди, то каково же детям, которые практически всё на свете принимают за истину? И, начитавшись подобных книг, им кажется, что совершить кругосветное путешествие, тем более в наше время, когда через Атлантику не надо плыть две недели, не так уж и сложно. Болезни прошлого, которые подчистую выкашивали города и целые цивилизации, уже не пугают этих ребят, ведь они прекрасно знают, что в маминой аптечке есть таблетки и, к сожалению, не самые вкусные микстуры от любых болезней, а если даже чего-то и нет, то это можно найти уже в нормальной и полноценной Аптеке. Животворная кора хинного дерева, календула, подорожник и прочие народные и стародавние методы лечения уже даже у детей вызывают скепсис.
     В общем, современных детей ничего на свете испугать не может и, начитавшись про путешественников, разные города и страны, они думают, что и им повторить эти маршруты не составит никакого труда. По крайней мере, мне кажется, что именно так думали два мальчика с моего двора, два друга, Антон и Игорь. Я не знаю, насколько серьёзны был проработан их план, хотя ожидать подобного от детей восьми лет весьма наивное занятие, но одно я могу сказать точно, первая их цель, первый пункт их плана сработал, словно швейцарский часовой механизм. В одиннадцать утра шестого июня под каштаном состоялась историческая встреча юных кругосветных путешественником. В кармане у Игоря оказалось двести рублей и старый ржавый, слегка затупившийся перочинный ножик. Антон подготовился лучше: в кошельке оказалось уже пятьсот рублей, а в школьном рюкзаке, который предусмотрительно был собран предыдущим вечером, оказался компас, моток бельевой верёвки, банка тушёнки, томик Жюля Верна, а так же ракетки для настольного тенниса.
     Родители были на работе, бабушки и дедушки ни о чём не подозревали. В общем, был шанс организовать приличных гандикап, прежде, чем ребят начали бы искать. В том, что родители кинутся на их поиски, мальчики не сомневались, поэтому понимали, что за то время, что у них есть, до канадской границы точно нужно будет добраться.  Затеряться среди Великий Озёр не такое уж и сложное дело! Никто на свете их там не догонит и не найдёт.
     Однако сложности, к которым они в принципе были готовы, но которые, по их прикидкам должны были, начаться только через пару дней, случились практически сразу. Железнодорожная платформа, лежавшая на пути следования Восточного экспресса (они ничуть не сомневались в том, что этот легендарный поезд останавливается на их полустанке!) оказалась для них недоступна. Женщина-контроллёр и полицейский посмотрели на них так строго, что Антон, который должен был вежливо узнать о прибытии поезда, не решился не то, что бы слово вымолвить, но даже на то, чтобы сделать шаг в сторону билетной кассы.
     Впоследствии, когда опрашивали этих бравых железнодорожных работников, то они даже не могли вспомнить этих ребят, а их пугающий взгляд оказался их самым обыкновенным выражениям лица. Наверное, с другим на железную дорогу работать не берут!
  - Что ж, если нельзя ехать на поезде, то можно идти вдоль путей,- здраво рассудил Антон.
  - Точно! Может, получится в поезд на ходу запрыгнуть! – засиял Игорь.
     Вот тут-то впервые и пригодился компас. Стрелка показывает на север, Африка где-то на юге, значит, идти нужно в ту сторону. Сверка своего направления с компасом каждые два часа, обед часа через три, вечером охота. Кажется, вон в том лесу, что виднеется на горизонте, птицы и дичи должно быть немерено. Ветер попутный, солнце вот-вот будет в зените, в общем, будущее рисовалось ребятам в самом радужном свете.
     Они шли два часа. По пути им встретился какой-то ручеёк, благодаря которому  удалось пополнить запасы воды. Потом натолкнулись на малинник, вспугнули стайку дроздов, а потом… Потом на их пути случился поезд.
     Нет, вы ничего такого не подумайте,  всё-таки ребята были довольно-таки взрослые и смышленые и прекрасно знали, что по путям идти ни в коем случае нельзя. Нет, они только лишь помахали высунувшемуся из окошка машинисту. Поезд шёл не быстро, всё-таки впереди была большая сортировочная станция, потому ребята могли отчётливо наблюдать за тем, как машинист, что-то быстро сказал своему помощнику, а тот скрылся в глубинах электровоза…
     Солнышко начало припекать, железнодорожные пути начинали змеиться, на которых отдыхали после долгого пути поезда и вагоны всевозможных типов. Вдоль путей всё чаще стали попадаться старые шпалы, насыпь стала более рассыпчатой и, откуда ни возьмись, вдоль путей легла синяя труба. А потом на одном из разъездов они встретили людей в оранжевых жилетах…
     Те, как ни странно, не удивились появлению ребят. Даже казалось, будто они их давно уже ждали и даже устали от ожидания, слишком уж взволнованными они выглядели. Они почему-то сразу поверили, что ребята совершают кругосветное путешествие и даже вызвались проводить их к начальнику станции.
     Слово «начальник» произвело на ребят магическое воздействие. Ну, если начальник, то точно сможет посадить их на Восточный экспресс. Может, даже что-то даст им из своих припасов, путь ведь предстоит долгий…
     Однако начальник станции начал рассказывать про машиниста, который увидел ребят из своей кабины, потом про задержки в расписании, а потом настойчиво начал спрашивать про их родителей. Я не был свидетелем этого разговора и передаю историю примерно в таком же ключе, в каком услышал её в первый раз.
     Надо полагать, что ребята ещё несколько часов просидели в кабинете у начальника станции, прежде чем приехали родители незадачливых путешественников и не забрали их домой. К чести ребят могу сказать, что им удалось пройти почти пять километров по пересечённой местности, прежде чем их изловили. Даже сейчас этот путь не кажется мне таким уж простым.
     Так же не могу вам сказать, сколько дней дети просидели под домашним арестом, и какие теперь книжки они читают. Но мне хочется верить, что когда они немного подрастут, то всё-таки смогут исполнить свою мечту о кругосветном путешествии и разговорчивые начальники железнодорожных станций помехой для них не станут!