Грузия - для меня много!

Юрий Уткин
Я вспоминаю себя, советским, ещё молодым.
Я тогда ещё не знал различий в территориях.
Ну, приехал в Карпаты – а там хорошо.
Или оказался в Эстонии.
А что Пирита хуже?
Я не понимал тогда, что всё разное.
И много ездил,
Но, к сожалению, только по европейской части.
Так уж случилось.
Это не мой выбор, а выбор организаторов автогонок,
куда я ездил.
А в Грузии я не гонялся.
В Рустави, где прошли последние автогонки, мой друг, Юрка
Левченко сломал позвоночник.
Остался жив, но - не надолго.

А я живу и вспоминаю.
И дело не в гонках.
А в том, что для меня Грузия.
По памяти, но - незабвенная.
Ну, скажем, разве такое можно забыть?

Я по путёвке в Грузии, со своей женой, любимой, кстати,
Звали её Региной , Королевой – как я понимал
Так вот, гуляем мы после санаторского обеда, к которому нет
претензий.
Просто гуляем по Бакуриани.
А тут справа, у тротуара, два грузина головой под капот.
Какой–то «Жигулёнок» стоит.
Видимо, у них проблема.
Моя Королева и говорит:” Посмотри, вдуг поможешь”.
А я всегда подчинялся Королеве. Потому и был счастлив.
Ну, подхожу и тихо вопрошаю:” Ну, что проблемы?”
Что-то лопочут на своем, но я понял и без них – не заводится.
Много лет прошло, уже не помню, что там было.
Но знаю, что какой-то пустяк.
Я его исправил, и Жигуль завелся.

Бог мой, что тут началось: они чуть ли ни в пляс пустились!
А вот после я и Регина испытали целое испытание.
Именно, испытали испытание. Да ещё какое!
Новые знакомые не отпускали нас от себя, как мы ни стремились.
«Да, нет, вы поедете с нами! Да зачем ваш убогий ужин вечером!
Да, вы увидите такое... Да вы не смеете отказываться, потому что у
нас - свадьба! Вот просто сейчас - поехали!»

А мы были не просто авантюристы, мы - автогонщики.
То есть я ездил по стране, а Регина была моим представителем.
Мы переглянулись и сказали:
- А поехали!
И поехали. Сначала в горы, по сосновым лесам, по дорогам,
где уже давно не ездили, но я-то вижу, что это за дороги.
Куда нас везут? Это вопрос не праздный. Отнюдь!
Я уже приготовился ко всему.
Но - приехали.
И вот видим.
На поляне сидит старец с седой бородой, весь такой патриарх.
Наша машина встала неподалеку.
Водитель машины выбегает – и к нему.
Что-то лопочет, и патриарх нас величественным жестом призывает
подойти.
Мы подчиняемся, выходим из машины и движемся к нему.

А вот тут отдельная песня.
Да, я не религиозен, да, я не подвержен мистике, да, да ... сто раз -
да.
Но тут и я, и Регина, (она потом вспоминала) ощутили нечто.
Я не знаю почему, но точно знаю - что.
Я ощутил необъяснимое почтение к этому старцу и желание
приблизиться к нему и поклониться.
Такого чувства я никогда и в храмах не испытывал.
Вот я подошёл и поклонился.
И Регина тоже – подошла и поклонилась.
Заметим, что я не умел кланяться и никогда не кланялся.
В жизни не приходилось.
А старец сделал жест рукой куда-то в сторону.
Дескать – уведите.
Я, хоть и был не в своей тарелке, но ощутил какое-то
пренебрежение к себе.
А что?
Вы хоть объясните, что происходит, прежде чем куда-то отсылать.
И взглянул на Старца.
И увидел его глаза.
Мне показалось сначала, что они немного мутноваты, белёсые
какие-то.
Но тут же заметил что-то голубоватое, ясное, с большими
зрачками.

Они, эти зрачки, смотрели на меня пристально, в упор, как-то
неистребимо.
Мгновение прошло, но я успокоился и подчинился своей судьбе.
Вот, ей богу, вся тревога пропала, и мы отправились следом за
провожатым.

И нас привели в начало стола.
А он был длинный, я такой длины и не видал.
И был он, как яркий газон.
Блюда, размером с тазик, с фруктами, кувшины, как гордые гуси,
царили над чем-то мясным,
тарелки с охапками зелени. А аромат какой-! Потрясающее
зрелище!
Но за столом сидели только мужчины.
- А где же женщины? – спросил я по своей наивности,
- А они несколько ниже, – мне ответили.
И правда, внизу виднелась терраса на горе, где
виден был такой же длинный стол.
Но, не в этом дело!

Я, с Региной по правую руку, сижу за столом,
где женщинам быть ЗАПРЕЩЕНО.
Тут встаёт тамада и говорит что-то непонятное.
Но все встают, и мы, подчиняясь всеобщему, тоже.
Все поднимают свои бокалы, и мы, подчиняясь всеобщему, тоже.
А бокал, у меня в частности, ну, не меньше пол-литра.
И когда успели налить?
Выпили, закусили разной зеленью, но не долго.
И опять встаёт тамада.
И вдруг говорит по-русски.
Типа того:
- Вот наш гость из России, он с женой помог приехать к нам на
свадьбу нашему другу без опоздания, он починил автомобиль, и мы
рады видеть наших друзей за нашим столом. Так выпьем за их
здоровье!
“Ни фига себе”, думаю я, “Вот попали!”
Две винтки крутнул, а попал на международный форум.
Однако - выпили.
И тут я не то, что бы понял, не то, что бы почувствовал, но
отчетливо ощутил: а ведь я на международной встрече.
Я, в своём лице, представляю Россию вот здесь, в этом селе
Грузии.

И уж не ответить никак нельзя!
Тем более, что я сижу во главе стола, да ещё с женой.
О, Господи, я же не публичный человек, за что мне это?!
Но все же, жестом руки показал тамаде, что прошу слова.
Что говорил тогда , по правде, не очень помню.
Но что-то о дружбе наших народов, о том, как мы интересны друг
другу
и должны жить в мире и согласии всегда.
В общем, что-то навеянное нашим советским мироощущением
и моей искренней любовью к этой прекрасной стране.
Когда я закончил, тамада призвал выпить за сказанное, и все
дружно это сделали.
А я впервые почувствовал, что не подкачал, что не подвёл Россию.
Вот как!

Ну а потом, по завершению праздника, меня, уже не очень трезвого,
вновь подвели к Старцу.
Тому самому, что встретил нас на въезде.
И вот тут он мне сказал нечто такое, что я запомнил навсегда.
Этого я никому и никогда не расскажу, могу сказать лишь
единственное : вот уже сорок лет его предсказания сбываются.
Чуть позже старец спросил меня, смогу ли я доставить их друга
домой, в Бакуриани.
Я ответил согласием.
И тогда в Жигули, что привезла нас на свадьбу, погрузили почти
бесчувственное тело моего визави.
Старец заметил напоследок, что больше тот никогда здесь не
появится- он не умеет пить.
- А я что, умею? - подумал я.
Но поехал, ведь это была просьба старца.
И тут я вдруг вспомнил выстраданную истину:
если хочешь резко отрезветь – садись за руль.
И точно, не проехали и километра, как я стал, трезв, как
стёклышко.

И приехал, и сдал попутчика, куда просили.
А мы с Региной еще и на ужин успели.
Правда, уже ничего не ели – попросту не могли.
Ну как тут не любить Грузию!

Автор выражает искреннюю благодарность  МАРИИ ЛЕВИНОЙ,
коллеге по «Прозе»,  за внимательное редактирование и ценные замечания.
И, вопреки традициям портала, я объявляю, что она - СОАВТОР.