Лето сорок шестого

Гордеев Роберт Алексеевич
                http://www.proza.ru/2019/06/02/584

       После Победы не прошло и года, когда подобно надвигающемуса бездушному танку или паровозу постепенно стало расти и всё вокруг захватывать тревожное подозрение, что наша жизнь, это не только пирнерское «будь готов – всегда готов» с уже усвоенными «ест тот, кто работает» и возникшим новым Гимном «Союз нерушимый…» (на уже привычную мелодию «гимна партии большевиков»)…
       Обнаружилось кое-что посерьёзнее лозунгов и гимнов...

       Первым открытием лета сорок шестого года явилось Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»; на него я случайно наткнулся в маминой «Ленинградской правде», когда мы собирали и укладывали вещи перед отъездом на съёмную дачу в Разлив. Ещё в марте я проглотил рассказ «Приключения обезьянки», а тут, приметив в газете знакомое имя Зощенко, отложил сборы и стал читать.
       Выходило, писатель, уже знакрмый мне и так любимый мамой, оказывается, вовсе даже плохой (поначалу я почти испугался, засомневался в себе)! Похоже, газета меня подталкивает признать, что… хамство имеет право на существование?... Только… признать его, принять и применять надо не «в быту», но если оно исходит (ну, так я понял!) от… партии Ленина-Сталина! С ребятами, конечно, можно перекинуться «парой ласковых» – это нормально! – или, в случае чего, отшить кого… А тут!... Видимо, так себя чувствует человек, если его окатили помоями!...
        И что? Значит… так оно и должно быть?... Но, вокруг меня «явление хамства» всегда считалось омерзительным,..  Мне, тринадцатилетнему, согласиться с предложенной «легалилегализацией» оказалось невозможным!
       Я «затаился»…

       А лето в Разливе выдалось интересным, счастливым! Через два дома от нас – на Второй Тарховской -  жил на даче Мишка Тёмкин, а ещё через три – на Третьей Поперечной - Олег Комин, оба из нашего класса… Пляж на берегу Разлива с его, «оставшимися от войны» тремя танковыми башнями без пушек (слегка  попахивало в них – мы иногда только заскакивали)… неглубокое чистое озеро… немного загорающих… «футбол» на голой утоптанной площадке перед Разливской школой (сегодня там клочок взрослого соснового леса)… сарай Ленина…

       А что: действительно, самый настоящий был сарай! Правда, коровы или козы в нём не было, но внутри - выгородка для койки, умывальник с висючей поднималкой, а подальше от входа - стол, покрытый клеёнкой и стул - обыкновенный, «венский»…      
       Показывал Сарай и рассказывал о нём (и о Ленине тоже!) хозяин, бывший рабочий Емельянов, человек, похоже, насмерть испуганный. Он, оказывается, не так давно был выпущен откуда-то, где за что-то просидел целых пятнадцать лет! Захотелось спросить «за что же»: ведь, Вы (тыр-пыр-восемь-дыр) укрывали Вождя от сыщиков и клевретов Временного правительства и, как-никак, сохранили ему жизнь!…
       Но, мы с Олегом и Мишкой (и все другие экскурсанты тоже) молча слушали вялый голос, опасливо скрипевший про то, что, мол, поначалу Вождь провёл пару дней именно в этом сарае. И ночекал. А потом ему… на том берегу Разлива соорудили Шалаш, и он там … скрывался и, ну… писал книгу… А потом уехал в Финляндию… На поезде с каким-то финном – не то Яппиля, не то Райвола… А-аа, вспомнил – Рахья!
       Но, тихий этот голос даже словом не лбмолвился о том, что в шалаше Воджь скрывался не один, а вдвоём с Зиновьевым (об этом стало известно недавно), и этот его «сожитель»…
      Да, я ещё вспомнил: Вождь писал в шалаше книгу про «государство и революцию»! А про их с «сожителем» времяпрепровождение в Шалаше – вернее, намёк на их, возможно, имевшее место быть таковым - узнал я совсем недавно… Но, навету не поверил!

       Перед тем, как покинуть Сарай, попросил разрешения посидеть на стуле, на котором когда-то пару раз тоже сидел Вождь – хозяин разрешил… Обыкновенным оказался стул, ничего особенного, я даже прпробовал покачаться... Нет, не скрипел знаменитый стул, был устойчив. И как только сохранился он с «дооктябрьских» времён!... Мишка тоже покачался и Олег.
       Оставшись втроём, решили, у нас появился повод гордиться: не каждого мальчишки попка касалась фанерки (стул-то был «венским»!), о которую когда-то пару раз потёрся филейными частями сам Вождь мирового пролетариата!...

       В тот же день ближе к вечеру завернул к Мишке ещё раз – ему было не до меня. К его брату заглянули двое приятелей, парни из «зенитовского» дубля; у обоих на голубых «бобочках» (модных, таких, шёлковых футболках) было пришпилено по алому «зенитовскому» значку – синие сегодняшние по форме такие же!...
       И, «слово-за-слово» – парни предложили нам, мальчишкам, попробовать, каково, оно, стоять в воротах под прицедьным ударом профессионального футболиста! Я попробовал…

       А с начала осени - с 6-го класса! – в школе нас стали, что называется, «накачивать» и я - опять-таки, не сразу - понял, что такое «пропаганда» и «партия нового типа»…

                http://www.proza.ru/2019/06/02/622