Очаги и танки

Гордеев Роберт Алексеевич
                http://www.proza.ru/2019/06/01/1700

       Я оторопел и какое-то время не понимал, почему внучка!… Потом сообразил: мама с бабушкой послали, поторопить исчезнувшего деда: наверняка забыл про Пасху, заигрался в солдатики… Усмехнулся, понимающе:
       - Я сейчас, хорошая!... Скажи, иду…
       Мигом исчезла. Посмотрев ей вослед, попытался восстановить, на чём и где остановился перед тем, как…
       Ах, да! Не понимавшие, что такое власть, не разбиравшиеся, практически, ни в чём, они … Здесь! Именно здесь кррень всего, что произошло со всеми нами за эти сто лет! Власть! Для себя власть, для самозваных «философов» ухвативших её! Для полулюмпенов и недоучек, не умеющих – и не желавших! - добывать кусок хлеба своим трудом! И как же ты, дед, не распознал три четверти века назад эту песенку? Ты ж не в яслях был – уже в очаге!... 

       Кстати!... Пока страсть поковыряться в памяти не утащила тебя в какой-нибудь ещё замусоренный закоулок, надо будет объяснить внуку, что такое «очаг» - он, возможно не знает, что это такое! Жаль, выскочил погулять с собакой, успеешь ещё… Поначалу-то сам ты  не задумывался, почему так называется твоё «детское учреждение»: ну, «очаг» и «очаг»! Вскоре, правда, вперебой с «очагом» замельтешило теперь привычное «детский сад», «садик»…
       А раскрыл тебе глаза на это «Мальчик из Уржума» Серёжа Костриков, обнаруженный в книжке писателя Голубевой… Ну, в той, что была рядом с той листовкой красного цвета!
       Этого Сергея Кирова, когда он осиротел, две монашенки (может, просто вдовы?...) забрали в созданный ими «приют» - потому-то Киров и выжил «при царском режиме»… 

       Бабуся, узнав про мой довоенный «очаг»,  сказала, что до революции тоже бывали «очаги» (кроме «приютов») – такие, как у меня! А потом я случайно обнапужил у неё учебник «Закона Божия» тыща девятьсот четырнадцатого года издания. В этой книжке было рассказано, как мальчик-грудничок по имени Иисус вместе с мамой и папой скрывался от преследований плохого царя Ирода, который хотел его убить, потому что… Ну, словом, они нашли приют в «вертепе», то есть, в пещере… В вертепе был «очаг», у которого грелись беглецы, и «ясли» для кормления скота - в них-то и укладывали спать будущего Спасителя. Словом, в вертепе оказалось всё для жизни на первое время: «приют», «очаг» и «ясли»! После революции «приют» исчез и появился «детский дом»… В «очаге» побывал даже я. Вскоре все «очаги» превратились в «детские сады», в «садики», а «детские ясли» здравствуют по сию пору!
       (Интересно, на днях из телевизора в одном из каналов прозвучало «вертеп» относительно «ночных клубов». Может, стоит посетить разок-другой какой-нибудь из «вертепов» - проверить, из того ли они разряда, в каких были «ясли», и «очаги» и приюты…)

        Наверное, было бы правильным вернуть детским воспитательным учреждениям человеческие имена «приют» и «очаг» - вместо безликого «детский дом» или нелепого «детский сад»?... Какой он «сад», «садик» и где  кроется он в каиенных джунглях современных городских кварталов!… А то, что слова эти когда-то вылезли из библейского «вертепа»?... Ну, и что! Мало ли кто и какими словами именует то или иное явление, учреждение…
       Обязательно подсуну Ваньке книжку Голубевой и тот «Закон Божий» тетырнадцатого года – обе охранились, слава Богу... И об истории человеческой, библейской ли,  политической мы не раз потолкуем с ним… Ладно, закрыли тему! 

           Тут снова возник в пямяти непонимающий меня взгляд Ивана: может быть, действительно, «рано ему такие песни или… вообще не нужно»?... Без связи с сегоднящним днём меня вдруг потащило из нашего времени – уже тащит! - в первую треть прошлого века, и целыми кусками десятилетия один через другое или целиком стали наползать или переползать через…

       Первой оформилась вторая половина неразрывных «тридцатых» с их революционными и украинскими песнями, напетыми мамой, с их танками и самолётами, стреляющими на рисункеах в очаге по чужим танкам и с танками, вылепленными из жирной глины в очаге на Кирочной и с детскими песенками, вроде
                Мы танки ведём в лесу и поле чистом,
                дорогам гористым сквозь реки и снега.
                Пусть знает весь мир: советские танкисты
                сумеют повсюду жестоко бить врага…   
ещё была       …знамя Сталинской страны жизни нам дороже
                мы гордмся, что должны стать бойцами тоже… 
       А эта, любимая, кажись, из фильма «Трактористя»:   
                …мчались танкиЮ ветер подымая,
                наступала гшрозная броня,
                и летели наземь самураи
                под напором стали и огня…
       Подожди, подожди… С чего ты решил, что вас в детских учреждениях начинали воспитывать именно с песенок о танках? Этой «варшавянкой» вас, даже ещё не октябрят начали  кормить ещё в очаге, который при Политехе, - тебе ещё и шести не было, и тебе она нравилась! Вы и не задумывлись: Елен Ванна сказала «надо», так, значит и - надо! Ведь, хорошая же песня, про революцию!...
       А по сути, нас - октябрят, пионеров, действительно, готовили к бездумному исполнению заданий любого начальника – бригадира ли, комсорга - любого руководителя, не только партийного: начальник ли он цеха, бригадир, комвзвода, член партии… Так, мало того!
       Случалось, воспитание «молодого поколения строителей «нового мира» начиналось гораздо раньше! Помню, мама смеялась, вспоминая  первый стишок, которому меня, двухгодовалого, научили в детских яслях;   
                мы асые адатики,
                мы дети атидя
                и ёдотьки уматие
                адети итидя…
и перевела мой лепет:               
                мы красные солдатики,
                мы дети Октября
                и звёздочки кумачные
                надели мы не зря!
и дальше там было:
                шагать мы любим парами
                под барабанный бой
                и стройными колоннами
                пройдём по мостовой…

       Наверное ты, бывший «октябрёнок», вряд ли захочешь, чтобы внуки твои оказались отёсаннами бездумными отёсанными болванчивами или пеньками, как когда-то ты сам?

       И всё это вместе, озарённое алым натужно-радостным цветом, зажигавшимся повсеместно весной и осенью, озвученное из уличных репродукторов песнями революционными и Гражданскрй войны (той же «варшавянкой») и военными маршами!... Ах, как все мы любили Щорса и Чапаева и до чего отвратительны и ненавистны были царские сатрапы и буржуИ, все эти колчаки, деникины и прочие юденичи!...

                http://www.proza.ru/2019/06/02/584