Индейцы, тетя Груня и каравелла

Михаил Гонопольский
В общем-то не секрет, что человек воспринимает какую-либо информацию только благодаря тому, что внутри у него есть некие модели того, что существует снаружи. Модели эти формируются, видимо, с первого дня жизни. Некоторые утверждают, что и раньше.

То есть, маленький ребенок постепенно, методом проб и ошибок, прямого контакта, познает окружающее, - потому что модели у него только-только формируются.
И, накапливаясь, создают в нем знание и ощущение, где он вообще находится.
Потому что без моделей этих внутренних - как? Без них ведь много кой-чего можно недоглядеть.
Как в той легенде (или факт это был, иди знай) о том, что индейцы не увидели каравелл Колумба, - у них просто не существовало внутри уже готовых моделей такой большой “пироги”.

А ребенок себе растет. Для него появляются все новые и новые реальности.
Новые предметы и информация в школе.
И все время формируются внутренние модели новых реальностей. Потом систему этих внутренних моделей начинают называть “знания”.
Так вот растем и развиваемся.

И тут нас поджидает интересный вывод: развитие - это формирование все новых и новых внутренних моделей внешнего мира.
Как только начинает воспринимать информацию только на существующие модели, - развитие прекращается. Человек уже “все знает”.

Это как в классическом примере с профессором и уборщицей в отделении больницы. Спроси профессора - что с таким-то больным, тот скажет, - да вот определили то-то, но может быть еще и то, а может и еще… Сомневается.
А спроси уборщицу, тетю Груню, - она точно знает, что с каждым из больных в отделении.
 
Профессор развивается, поэтому не знает точно, какова картина болезни.
А тетя Груня не развивается, потому что новые внутренние модели напрочь отказываются формироваться.
И покажи ей каравеллу - она ее просто не увидит.