Пассионарность России и нравственность

Вячеслав Тихомиров
Пассионарность, ее пробуждение и этногенез России.

Современное состояние России характеризуется падением нравственности и ростом апатичного отношения населения России к сложившейся жизни, стагнацией как в экономике, так и во всех сферах жизни общества.
К сожалению, аналогичное состояние имеет место на планете в той или иной мере и явно не зависит от простого желания или нежелания конкретных людей или групп людей изменить свою жизнь.
Апатичное или равнодушно – безразличное отношение выражается в том, что люди, как правило, ограничиваются «кухонными» обсуждениями проблем окружающей жизни, не стремятся активно менять свою жизнь и жизнь общества путем участия в политике, публичного выражения своего отношения к окружающей жизни, ждут прихода «ярких» личностей, которые возьмут на себя бремя кардинальных реформ и изменений.
Максимум- это публичное выступление отдельных людей с характеристикой и оценкой сложившейся в мире и России ситуации без конкретного указания путей выхода из нее либо высказывание надежды на «доброго» царя – батюшку, который все знает и должен прозреть в определенный момент.
Фактически власть и население, как в России, так и в иных стран являются заложниками космических процессов, влияющих на поведенческие реакции людей.
Власть, скорее всего, знает и понимает, что она является заложником сложившегося положения, но в силу инстинкта самосохранения не может и не готова к кардинальным изменениям, так как к ним не готово большинство людей планеты.
Жители планеты не готовы к решительным действиям и поступкам, так как не обладают в настоящий момент потенцией к совершению указанных поступков, не обладают пассионарностью.
Можно сделать вывод о том, что Земля находится в периоде «сна», когда активность человека не выявлена, не заставляет людей двигаться по пути активных действий для изменения существующей жизни.
Можно сказать, что не пришло время пассионариев, как отдельных личностей, так и групп людей, обладающих указанными свойствами и качествами.
Согласно Википедии: «Пассионарии — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.»
Википедия определяет «Этногенез (от греч., «племя, народ» и, «происхождение») — это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.
Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории.
По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.»
Есть все основания полагать, что Земля и Россия в частности, находятся в преддверии пассионарных процессов формирования новых этногенезов.
Такие процессы периодически происходили на Земле и будут происходить и впредь, меняя кардинальным образом все, начиная от ускорения эволюционного развития людей, до изменения развития общественных отношений, науки и техники, изменения границ государств.
Нельзя отрицать существование в настоящее время людей и групп людей, обладающих всеми признаками пассионариев и пассионарности.
Этого, к сожалению, недостаточно для того, чтобы произвести кардинальные изменения, как в стране, так и в мире.
Для существенных изменений необходимо появление критической массы пассионариев, людей обладающих способностью менять мир.
При этом необходимо понимать, что человек может и не осознавать наличие у себя признаков пассионарности, воспринимая свои поступки как результат естественных действий, являющихся производными от окружающего мира и состояния (уровня) развития человека, его собственных желаний обусловленных просто врожденными качествами.
Человечество связано между собой общими условиями существования Земли в космосе и степенью влияния на Землю всех возможных известных и неизвестных факторов влияния на существующую на Земле жизнь и условия ее сохранения и развития.
Религии объясняют указанные существующие на Земле проблемы и процессы, их разрешение, божественным промыслом, не вдаваясь в конкретные объективные аспекты происходящего, их причины и последствия.
Но мы прекрасно помним, как в средние века религия объясняла многие вопросы, связанные с Землей и ее местом в космосе, отказавшись впоследствии от данных объяснений под влиянием научных открытий. 
Ошибочность большинства философов всех времен и народов заключалась и заключается в идеализации человека и ступеней его развития, создании теорий, которые предполагают появление царства всеобщего благоденствия и нравственности, исчезновения «зла», как основного элемента и причины всех проблем.
Наивность и утопичность этих теорий очевидна – на протяжении тысячелетней истории существования человека разумного не происходит эволюция нравственности в человеческой популяции, «зло» является обязательной категорией и условием существования разумной жизни на Земле, «зло» дает мотивацию к жизни – только преодолевая препятствия в борьбе со «злом» человек живет и развивается.
Вопрос существования «зла», как объективной категории, является вопросом космического масштаба – «зло» возникает как ответная реакция человеческого организма (физиологической реакцией) на воздействие космоса, звезд и иных факторов, в том числе присутствующих на Земле, но по определению являющихся производными от Вселенной, космоса.
Согласно Википедии – «Зло — антагонизм добра, нормативно-оценочная категория нравственного сознания, противоположная понятию «добро», обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба, страданий.
В широком смысле «зло» включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь, и безобразие подходят под понятие «зла». В более тесном смысле «зло» обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. Вопрос о преобладании «зла» или «добра» в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.»
Преобладание в обществе «зла», то есть негативных явлений является предвестником роста в обществе пассионарности – только через борьбу «добра» и «зла» возможно изменение как состояния общества в целом (этногенеза), так и изменение жизни отдельной личности.
Очевидным является вопрос о негативной и позитивной пассионарности.
В масштабах планеты данный вопрос не является корректным и принципиальным.
Пассионарность, как способность большого количества людей накапливать энергию и использовать эту энергию всегда приводит к изменению этногенеза – империи распадаются и создаются, но сам по себе как процесс распада империй, так и создание новых всегда приводит к эволюционному развитию, как человека, так и общества.
Понятно, что отдельный человек, личность воспринимает все происходящее вокруг него с позиций хорошо или плохо, добра или зла, для него лично.
В масштабах космоса столетие это даже не миг, так и проблемы одного человека в масштабах Вселенной не играют существенной роли – Вселенная не заметит исчезновения миллионов людей, так же как человек не замечает исчезновения в лесу одного муравейника.
У Вселенной свои меры измерения и категории  оценки «зла» и «добра», Вселенная не может учитывать проблемы в масштабах одной планеты, так как оперирует понятиями вечность и бесконечность.
Между тем, не оправдывая объективный характер появления и существования «зла» можно считать, что вопрос противодействия «злу» и борьбы со «злом» в масштабах Земли, государства, окружении одного человека – обязательное явление.
Но это уже больше вопрос эволюции и развития человека в масштабах Земли.
Пик пассионарности, в том числе на базе реализации пассионарности «зла», приводит к разрешению накопившихся проблем, после чего, в силу изменения местоположения Земли пассинарность идет на убыль до очередного витка и цикла.
Цикличность пассионарности в рамках жизненного цикла человека скорее всего непредсказуема, так как в этом процессе происходит взаимодействие большого числа факторов, влияние которых невозможно не только предсказать и прогнозировать но и невозможно корректировать.
Более того, необходимо понимать, что пассионарность не возникает одновременно как явление на всей территории Земли, пассионарность проявляется в разных местах планеты по разному и в разные циклы, с разными объемами и разными последствиями.
И это также зависит от того, какие космические воздействия влияют на тот или иной участок нашей планеты, какой стороной, «боком», планета обращена к источнику космического воздействия.
Как вероятный пример пассионарности «зла» можно рассматривать процессы 20 века - в России (революция и гражданская война), в Германии – движение немецкого народа под лозунгами фашизма.
Можно привести вероятный пример когда пассионарность проявляется как результат борьбы «добра» – движение в Индии за освобождение от английского колониального режима, движение в России за освобождение от татаро – монгольского режима (ига), Вторая мировая война.
В любом случае нам не избежать очередной волны пассионарности и ее проявлений, важно уметь и иметь возможность корректировать проявление ее явлений путем возможного смягчения результатов ее проявления и действий.
 А это как раз право и обязанность государства, его руководства, которое уж точно понимает (должно понимать)  на пороге каких явлений мы стоим и принимать меры для коррекции этих явлений.
Правда, история говорит о том, что раньше это никогда не удавалось и в этом, видимо, заложен механизм эволюции  - чтобы измениться мы должны пройти все процессы от нарастания проблемы до хирургического ее иссечения.