Хранители партизанской славы, ч-2. гл. 2

Петр Чванов
ХРАНИТЕЛИ ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЫ,Ч-2 Глава 2. ЮНОСТЬ

Переезд в Одессу, в новую семью, был непростым. Её новая семья была для неё новой только условно. Своего отчима, Алексея Афанасьевича, Людмила знала давно и искренне его уважала, но восемнадцать лет, прожитые  в семье Чуба, это не фунт изюма. При этом, по требованию родителей, ей пришлось поменять фамилию Езугбая на фамилию Бабенкова. И уже в 1959 году Бабенкова Людмила Константиновна стала студенткой географического факультета Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова.

Отчим   Людмилы Константиновны был Человеком  с  большой буквы. Его биография, это биография патриота своей страны. Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Бабенков учился на 3 курсе в Высшем мореходном училище  в Севастополе. По зову сердца, вместе со своими однокурсниками  он добровольно ушёл на фронт, став одним из защитников Одессы, и в августе 1941 года он уже был командиром отделения рулевых-сигнальщиков на  «Морском охотнике».

Каждый год в октябре месяце одесситы отдают дань памяти героям, которые преградили путь фашистским ордам, рвавшимся на восток.
73 дня, с 5 августа по 16 октября 1941 года, воины РККА и РККФ, а вместе с ними более 100 тысяч добровольцев, жителей города Одессы, не на живот, а на смерть, стояли на рубежах ООР (Одесского оборонительного района) и победили. Конечно, было бы ошибкой утверждать, что это заслуга только воинов и ополченцев. Это заслуга и всего населения города-героя, которое обеспечивало чёткую и бесперебойную работу тыла, снабжающего сражающихся в окопах всем необходимым и морально поддерживало их.

Огромную роль в защите города от превосходящих сил противника сыграли корабли и части Одесской ВМБ (военно-морской базы).

8 августа из личного состава кораблей и частей ВМФ были сформированы два полка морской пехоты общей численностью более 2 тысяч человек. Командиром первого полка морской пехоты стал одессит полковник Я.И.Осипов.
Основу обороны Одессы с моря составляли несколько береговых батарей, включающих 44 орудия, в том числе 29 орудий калибра 130-203 мм и ОБК (отряд боевых кораблей) в который входили лёгкий крейсер «Коминтерн», 2 эскадренных миноносца, 2 минных заградителя, 4 канонерские лодки, 6 морских тральщиков, 20 сторожевых кораблей и торпедных катеров.

В этом очерке я не ставлю себе задачу подробно рассказать своим читателям о всех деталях обороны города и его защитниках, о составе и действиях сухопутных войск и их взаимодействии с моряками. Я хочу вам напомнить только о роли кораблей ВМФ и в частности морских охотников и их начальника, бывшего начальника штаба, а чуть позже командира дивизиона сторожевых кораблей Гнатенко Григория Ивановича и его боевых друзей, в  том числе и  командира отделения рулевых-сигнальщиков Бабенкова  Алексея Афанасьевича, в обороне города и их вкладе в общую победу.

Почти во всех исторических документах, когда пишут о боевой деятельности ВМФ, называют имена крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок и их командиров, но очень мало и редко рассказывают о боевой деятельности кораблей 4 ранга, сторожевых кораблях и торпедных катерах (СКА и ТКА). Чаще всего, если о них и упоминают, то вскользь и, как правило, не называя не только командиров, но даже бортовых номеров этих безвестных тружеников моря. При этом историки даже не задумываются над тем, какой огромный вклад они внесли в победу над врагом, и на море, и на суше. Именно они первыми поднимались по боевой тревоге и буквально «вылетали» первыми из базы. Это они, крохотные боевые корабли, первыми наносили торпедные удары по вражеским кораблям, выставляли на вероятных путях движения вражеских кораблей минные банки и высаживали группы разведчиков на занятое врагом побережье. Это они при высадке десанта в Григорьевке, в Керчи, в Новороссийске первыми по минным полям прорывались к берегу, высаживали десанты и прикрывали их огнём своей артиллерии, вызывая огонь вражеских огневых средств на себя.

При этом, в отличие от крупных кораблей, личный состав этих катеров по несколько суток не получал горячей пищи, зачастую не имел даже места, где можно было бы отдохнуть в перерывах между боями, хотя бы сидя. Им даже присесть было не на что, конструкцией корабля это не предусмотрено.
При высадке десанта морской пехоты  22 сентября 1941 года  под Одессой,  в Григорьевке, Алексей был тяжело ранен и попал в госпиталь. После выписки из госпиталя он снова вернулся на  морской охотник.

В период Великой Отечественной войны в составе ВМФ сражалось 250 морских охотников, или СКА (сторожевых кораблей). Основным типом СКА были морские охотники типа  «МО-4». Это боевой корабль водоизмещением 56 тонн, длиной 25,6 м, шириной 4, 1 м и осадкой 1,8 м, который имел скорость до 27 узлов (49 км/час). На вооружении этого охотника за подводными лодками имелась ШПС (шумопеленгаторная станция, которая обеспечивала поиск и обнаружение подводных лодок), глубинные бомбы, два бомбосбрасывателя, два 45 мм универсальных орудия и два крупнокалиберных пулемёта. Экипаж СКА состоял из 2 офицеров и 20 человек срочной службы и сверхсрочников.

Дивизион СКА, в котором служил Бабенков Алексей и которым командовал Гнатенко Григорий Иванович, входил в состав отряда боевых кораблей Одесской ВМБ. В него в разные периоды входили СКА – 019 – командир ст. лейтенант Н. А. Аскеров, СКА- 029 –командир ст. лейтенант Щербина В.П., СКА- 039 – командир ст. лейтенант Гнатенко Г.И., СКА- 046 – командир лейтенант Власов, СКА- 049 - командир ст. л-т Покарин Ю.Л, СКА – 069 – командир ст.лейтенант Бакалов П.А., СКА -079 – командир лейтенант Черников.

Эти корабли принимали участие в конвоировании теплохода «Грузия» 24 июня 1941 года, входили в состав охранения крейсера «Коминтерн», канонерских лодок «Красная Грузия» и «Красный Аджаристан», принимали участие в конвоировании судов в осажденные порты Одессу, Очаков, в Николаев и при эвакуации одесского гарнизона в последний период обороны города. При этом особо отличился СКА-039, которым командовал старший лейтенант Гнатенко Г.И.  СКА-039 был  последним боевым кораблём, который подбирал моряков, предпочитавших умереть в море, чем сдаться на милость врага в прибрежных водах в районе Херсонеса 6 июля 1942 года, когда сам полуостров уже был захвачен фашистами.

Комендоры СКА – 039: Силаньтьев А.В. , Ефремов М.И., Курныков С.А. и Алексеев П.И. первыми в дивизионе сбили немецкий бомбардировщик «Ю-88».
С 08 по 11 августа 1941 года СКА – 039 участвовал в буксировке плавучего дока с 35 паровозами на борту из Одессы в Николаев. На переходе морем комендоры СКА отбили 47 атак самолётов противника и сбили два штурмовика.
13 августа 1941 года СКА-039, под командованием капитан- лейтенанта Гнатенко Г.И. принимал участие в спасении людей с горящего транспорта «Полина Осипенко» в районе Очакова. Были спасены и доставлены на берег 81 человек.

Активное участие сторожевые корабли принимали и в высадке, и в огневой поддержке десанта в районе Григорьевки 22 сентября 1941 года
16 октября 1941 года СКА – 049, командир корабля старший лейтенант Пакарин Ю.Л., прикрывал отход последнего транспорта из Одессы, вышел из порта последним, ведя на буксире ЭПРОНовский катер «К-11», на котором находились семьи офицеров морских охотников, среди них была и семья Гнатенко Г.И. Сам глава семьи в это время охранял конвой в составе нескольких транспортов, доставлявших недавних защитников города Одессы в Крым, оберегая их от атак подводных лодок и фашистских воздушных пиратов.

Благодаря тесной спайке между воинами РККА и РККФ, ополченцами и местными жителями,  Одесса стала первым в истории войн гарнизоном, который не только сумел противостоять натиску врага, превосходящего его в 4-5 раз по числу солдат и офицеров и по качеству вооружения, сумел выстоять и, когда пришёл приказ Ставки Верховного Главного Командования, уйти непобеждённым, незаметно для фашистов уйти из города вместе со всем вооружением, ранеными и тылом. Более того, в огромном городе не нашлось ни одного предателя, который сообщил бы врагу об эвакуации гарнизона.

После эвакуации войск Одесского гарнизона, сторожевые корабли перешли в порт Севастополь, где продолжали заниматься боевой деятельностью. В октябре 1942 года СКА - 039 вошёл в состав бригады охраны водного района Главной ВМБ Черноморского флота в г. Поти. Командиром дивизиона морских охотников был назначен капитан-лейтенант Гнатенко Г.И., заместителем командира дивизиона по политчасти – капитан-лейтенант Седух Григорий Маркович.
В начале 1943 года шестой дивизион малых охотников принимал участие в захвате плацдарма у Южной Озерейки и в районе мыса Мысхако.

В сентябре 1943 года шестой дивизион малых охотников под командованием капитан-лейтенанта Гнатенко Г.И. участвовал в высадке десанта в порт Новороссийск.
10 сентября 1943 года катера шестого дивизиона морских охотников в числе первых ворвались в порт Новороссийск. В ходе высадки десанта на флагманском катере СКА-036 был тяжело ранен командир СКА, Усатенко Ф.И. Командир дивизиона Гнатенко Г.И. немедленно принял управление катером на себя. Под ураганным огнём противника, не переставая управлять и катером, и дивизионом, он высадил десант прямо на причал в порту Новороссийск.

Руководство Одессы долго не хотело признавать Григория Ивановича одесситом.
За активное участие в обороне Одессы, Севастополя, в десантных операциях в районе села Григорьевка, на Таманском полуострове, в Керчи и в порту Новороссийск капитан 3 ранга Гнатенко Григорий Иванович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года награжден орденом Ленина и ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя Героя Советского Союза Г.И.Гнатенко занесено на Доску Почёта Города-Героя Одессы.

Шестой дивизион морских охотников был награжден орденом «Красного знамени» и ему было присвоено звание «Керченский».
Вот в таком дивизионе СКА Алексей Афанасьевич воевал с августа 1941 года по май 1945 года. За этот период он был дважды ранен и контужен, но, отлежав в лазарете, снова возвращался в свой родной дивизион СКА. За мужество и отвагу, проявленные в боях за оборону Одессы, Поти, Новороссийска и при высадке десантов в Григорьевке, Новороссийске и  Малой Озерейке командир отделения рулевых-сигнальщиков А.А.Бабенков был награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» 2 степени, медалями «За оборону Одессы» и  «За оборону Кавказа».

После  окончания Великой Отечественной войны толковый, грамотный и отважный моряк, Алексей Бабенков, в июне 1945 года  получил звание младшего лейтенанта и  был назначен на должность секретаря  Военного трибунала Черноморского флота, который находился в городе Севастополе.
В 1957 году  Алексей Афанасьевич перевёлся в родную Одессу и стал работать секретарём  Военного трибунала Одесского военного округа