Вторая реальность

Валерий Протасов
  «Почему мне дороже еврей Швондер, а не доктор Преображенский?» - спрашивает некто в инете. И дальше рассказывает, как трудно было гипотетическому Швондеру в черте оседлости, и о барственности профессора, не знавшего ни нужды, ни бедности. Это ещё вопрос, как выбивался в люди Преображенский, скорее всего сын дьячка. Он много работал, да и поголодать, возможно, пришлось. Всего он добился талантом и трудом. А Швондер - самолюбивой пронырливостью. Да и вообще, о персонаже надо судить по тому, как он дан в романе.
Художественное произведение - это вторая реальность, и судить о том, кто в ней кто, надо по законам художественной логики, а не уличной и коммунальной жизни. В жизни одно, в романе - другое. Иначе романа бы не было и не о чем было бы рассуждать.
Что касается симпатий к героям романов, то мне не то чтобы нравится Ипполит Матвеевич Воробьянинов из «12 стульев», нет, персонаж явно заниженный и карикатурный. Но становится жалко этого деградирующего при встрече с новой действительностью бывшего дворянина бывшей империи. Герой нового времени Остап Бендер расчеловечивает его на каждом шагу, издевается беспрерывно, с привычкой опытного садиста, постепенно вызывая в глубинах его, пусть и мелкой и жалкой души протест, переходящий в ненависть. И дело не только в бриллиантах, а именно в чувстве мести обиженного маленького жалкого человека.