Газетная проза. Славный сын земли русской

Борис Ильич Комиссаров
Ничто не забыто, никто не забыт

СЛАВНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче…

Эти слова из известной песни вошли в быт семьи Заварыкиных…

Сколько их, братских могил, осталось на полях отгремевшей более двадцати лет назад войны! Отзвуки ее продолжают стучать в сердцах людей; слезы вдов и матерей не источились, лишь запрятались в самые дальние тайники души человеческой.

…Семья Заварыкиных приехала в Забайкалье из Воронежской области в 1936 году. Поселилась на левом берегу Шилки, в поселке Матакан. Семья была большая, многодетная, но несмотря на то, что встречались в жизни всякого рода материальные трудности, сейчас Вера Мартыновна вспоминает довоенное время со счастливыми слезами на глазах. Тогда была семья, муж Яков Егорович, сын Иван. Перед войной Ивану было 17, он уже работал матросом в водно-техническом участке Амурского речного пароходства.

Война прервала нормальное течение жизни этой рядовой советской семьи. В сентябре сорок первого уходит на фронт Яков Егорович. В январе сорок четвертого пришло извещение: «Пропал без вести…».

Сын Иван не узнал об этом. В 1942 году, вслед за отцом, восемнадцатилетним парнем ушел он на фронт и погиб в конце сорок третьего в боях за освобождение Украины от фашистов.

Горе черным крылом коснулось уже не молодой тогда женщины, оставив на всю жизнь тени на ее лице. С годами боль невосполнимых потерь утратила первоначальную остроту. Одно постоянно мучило Веру Мартыновну: не могла побывать она на могиле сына, положить цветы, потому что не знала, куда прийти.

Простая случайность позволила мне познакомиться с историей семьи Заварыкиных. В редакцию пришло письмо. Адрес на конверте показался странным: поселок Матакан, сельсовет. Только на углу конверта белела бумажка: "В Матакане нет сельсовета и Заварыкины не проживают. Направить в редакцию. Почтальон Кузнецова". И обратный адрес: "Украинская ССР. Черкасская область, Городищенский район, село Вязовок, 8-летняя школа № 3, отряд 7 класса имени Вали Котика".

Как, какими путями письмо пионеров с Украины оказалось в забайкальском городе Сретенске? Все стало ясно, когда конверт был вскрыт.

Вот что писали пионеры с Украины.

«Дорогие товарищи! Мы разыскиваем родных Ивана Яковлевича Заварыкина. Он погиб, освобождая наше село от немецких захватчиков. Если семья Заварыкиных действительно проживает в Матакане, просим передать им наше письмо".

И дальше текст самого письма.

«Здравствуйте, дорогая Вера Мартыновна! Пишут вам пионеры отряда имени Вали Котика из села Вязовок. Наша дружина включилась во Всесоюзный поход боевой славы.

В центре нашего села находится братская могила, где похоронены останки 72-х погибших воинов.

Наш девиз: «Нет неизвестных солдат!». Начались поиски. Пошли пионеры от одной избы к другой. Появились в нашем журнале первые записи. Вот только фамилий люди не помнили. Остались в их сердцах лишь воспоминания о героических подвигах бойцов…

Тогда мы написали в Москву, в архив Министерства обороны. Оттуда нам прислали фамилии и адреса родственников погибших воинов...

Дорогая Вера Мартыновна! Ваш сын погиб, освобождая наше село, и похоронен в братской могиле. Мы знаем, что тревожим вашу не зажитую рану… Напишите нам о своем сыне и вышлите его фотографию. В школе фото вашего сына мы поместим в «куточке» боевой славы.

Тропинка к братской могиле никогда не зарастает. Пионеры приносят сюда букеты цветов, венки. Память о воинах навсегда сохранится в наших сердцах».

Это письмо не нуждается в комментариях. С такой большой теплотой, искренностью, таким благоговением перед павшими написано оно, что взволновало всех нас. Было решено во что бы то ни стало помочь пионерам разыскать мать Ивана Заварыкина, Веру Мартыновну.

Старожилы Матакана помнили дружную семью Заварыкиных. До конца 40-х годов жила Вера Мартыновна с детьми, никуда не уезжала из поселка. А потом засобиралась в дорогу. Куда уехала с детьми? Люди пожимали плечами. Неужели на этом оборвется нить поисков? Но этого не случилось. Письмо пионеров взволновало всех, знавших и не знавших семью Заварыкиных. В поиски включилась работница нефтебазы Анна Васильевна Чикичева. Она и установила точный адрес. Оказалось, Заварыкины в конце 40-х годов переехали в Амурскую область, в город Благовещенск.

Анна Васильевна написала своей родственнице в Благовещенск Елизавете Ивановне Чикичевой, работнице спичечной фабрики, и скоро был получен ответ с указанием точного адреса Веры Мартыновны Заварыкиной: ул. Ленина, дом 214, кв. 2.

День, когда Елизавета Ивановна пришла к Заварыкиным и сообщила им, что разыскана могила Ивана, стал для Веры Мартыновны днем воспоминаний. Весь вечер семья вспоминала трудные военные годы, друзей сына и отца, Якова Егоровича, отдавших свои жизни за счастье Родины. Их сердца переполняла признательность всем тем, кто помог установить, где покоится прах Ивана, и рассказать, как он защищал до последнего дыхания родную землю.

«Вечно мы будем помнить о тебе, славный сын земли русской, один из тысячи тысяч Иванов, кто готов был пожертвовать жизнью ради светлого будущего». Так пишут пионеры, так думают все советские люди.

Пройдет немного времени и Вера Мартыновна побывает на могиле сына, возложит венок из пылающего багула, который любил приносить домой по весне ее сын.

Б.КОМИССАРОВ.

(Газ. «Советское Забайкалье»
за 23 февраля 1967 года).