География это не история!

Записки Охотоведа
Традиционно география рассматривается как наука, изучающая преимущественно пространственные закономерности. Место – это есть границы природы, соприкасающиеся с человеческим обществом. Безмерное расширение своего места со стороны человеческого общества, или его экологической ниши, ведет к разрушению среды обитания человека.

Но «информационная среда отдельной территории представляет собой «слоеный пирог», каждый из слоев которого, и они вместе оказывают определённое влияние на эволюцию территории, территориальные хозяйственные и общественные структуры». В семантике пространства, прочтенная телом «проявляется» уникальная позиция человеческой локации. И таковую нельзя воспроизвести словом ведь помимо передачи объема или значения указанного предмета в языке, каждое выражение несет в себе мысленное содержание, что собственно и составляет смысл.

Cмысл в его общем значении здесь предстает как внутреннее содержание, значение того, что может быть понято, при обращении к пространству.Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей, а с развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом.

Применительно к географии, и в отличии от философии информация понимается как характеристика разнообразия объекта, то в развитии этого в географию вводится понятие «информационной среды» как отражение географической среды .
Взаимодействие человечества с биосферой вышло на качественно новый уровень, и в известном учебнике философии Виктора Канке приводится достаточно нетипичное понимание слова «природа»: «…это, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят».

Здесь мы способны легко, наглядно и очень доказательно подтвердить, что человечество всегда стремилось расширять границы своей арены жизнедеятельности, и лишь благодаря наглядной систематизации знаний географией стала очевидна и наглядна проекция обитаемого мира, представляемая как верная модель земной обители человечества.

Но если раньше изучалось то, что было видно, фигурально выражаясь, невооруженным взглядом, то теперь географы исследуют пространственные соотношения геосистем, образовавшиеся на поверхности Земли в процессе длительного развития. Следует обратить внимание на то, что любое обобщение основывается на алгоритмах сжатия данных, процедуры их «упаковки» же должны обеспечивать их обратное раскрытие при необходимости. В наибольшей степени для постижения этого необходимо обратиться к особой процедуре кодирования или шифрования географического знания.

Для И. Канта география – это дисциплина, собирающая и организующая своим инструментарием частные знания о природе. Фердинанд Рихтгофен замечает, что в географии выявляются связи в отношениях человека с живой и неживой природой. Карл Риттер формулирует тезис о том, что география описывает взаимное соотношение местностей в своих особенных, как и в общих законах, имея предмет ом исследования пространство земной поверхности.

Альфред Геттнер убеждает в том, что что географическая концепция включает в себя как минимум две объективно различающиеся между собой проекции. И это, во-первых, фиксация и описание отдельных географических явлений по планете. С другой же стороны, география исследует существование и совместное действие различных явлений в одном месте, «охватывая» все царства природы, а вместе с ним и человека.

В.Н. Татищев так выразил свою мысль о взаимосвязи истории природы и истории человеческого общества: «Где, в каком положении или разстоянии, что учинилось, какие природные препятствия к спо­собности тем действам были, також где какой народ прежде жил и ныне живет, как древние города ныне именуются и куда перенесе­ны, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют; и тако история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знаниям нам подать не могут».

В немецкой географии Отто Шлюттер доказывал, что изучение ландшафта как сочетания объектов, доступных человеческому восприятию с помощью чувств, возможно через пояснение такой специфике в культурном ландшафте. Позднее следует отметить немалый вклад в изучение взаимоотношений человека и среды сделали французские и английские географы
В первой все «полезное» идет в дело, во втором основную роль играет деятельность. Природные ограничения первой модели хорошо описываются биологией, при использование ценотического, популяционного и экосистемного подходов, человек не выделен в модели присваивающей экономики палеолитических культур плейстоценовой эпохи.

Питер Хаггет, по мнению Ю.Н. Гладкого, обращал принципиальное внимание на изучение пространственных и экологических систем, а также на выявление взаимосвязи человека и окружающей среды в рамках конкретной территории. Фред Шефер определял географию как науку, связанную с формулированием собственных законов, управляющих пространственным распределением определённых явлений на земной поверхности.

Исайя Боумэн, применительно к географии, отмечал, что весь мир состоит из районов, а каждый район индивидуален и узнаваем по-своему через «постижение тех земных качеств, условий, общих черт, поддающихся измерению систем и взаимодействий, которые позволяют нам взглянуть с пониманием на человека в его отношениях к всепроникающим элементам региональной окружающей среды».

Итак, этот мир структурируется и поддерживается человечеством, он каждый раз меняется через все новое, производимое человеком, будь это поэма, картина или научная теория...  И все же если раньше география работала на расширение жизненного пространства, то в настоящее время перед ней стоит обратная задача: обосновать и распространить идею необходимости сотрудничества с природой в пределах ограниченной Ойкумены, обладающей известной емкостью.

География в ее профессиональном кодировании кардинально сменила свои приоритеты во второй половине ХХ в. в эскалации своего внимания к глобальным экологическим проблемам и усилению важности и внимания к геополитике. И если в предыдущий период, прежней целостности научного познания природы планеты и человека.

Один из основателей антропогеографии – Ф. Ратцель ввел понятие «давление природы на человека, применительно к «диким» и «полудиким» народом, и особенно в прошлом, которое мы способны увидеть много позднее, уже по результатам такого воздействия, отразившимся в языке и исторических источниках. С развитием социума и культуры совершенствовались и процедуры соответствующего кодирования, трансформируя достаточно кардинальным образом и представления об этносе и этничности.