Московская Афродита

Елена Шувалова
      Предыдущая главка:http://www.proza.ru/2019/05/30/1412



    Москву во время пожара можно сравнить с Фениксом, - как это сделал Н. Языков в стихотворении, посвящённом Денису Давыдову:

Это жертвенник спасенья,
Это пламень очищенья,
Это Фениксов костёр!


    А можно – с рождающейся в море огня русской Афродитой.

    С морем  же Московский пожар сравнивал сам Наполеон, в письме к жене:

    “ Это   было   огненное   море ,  небо   и   тучи   казались   пылающими ,  горы   красного   крутящегося  пламени, как огромные морские волны, вдруг вскидывались, подымались к  пылающему   небу   и  падали затем в  огненный  океан. О! Это было величественнейшее и самое устрашающее зрелище, когда-либо виденное человечеством”.

     Афродита родилась, как известно, из пены морской. А Москва, или – её сакральность , - её Душа, - что возникала заново,  - проявлялась, - из пламени и дыма… С удивительным искусством передала этот клубящийся огонь своей марионеткой Сарра Лебедева. *

   Да, эта московская вновь народившаяся Афродита-Душа-Муза, - и есть наша  белоснежная Кобылица, наш «воришко».  По отношению ко всем русским литераторам допушкинского времени этот воришко украл, наверное, главное, - современное звучание их произведений. Они все остались в допотопном, - то есть, - допожарном, - времени… Их язык для нас невнятен. Они все сразу стали архаиками, - даже и долго ещё после этого жившие и творившие В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, - не говоря уже о двух братьях Пушкиных!  Из допожарных русских литераторов остался современен, наверное, только И.А. Крылов, - но он стоит особняком в русской литературе.

   А вскочил на эту Кобылицу и укротил её, конечно, Пушкин. Совсем не случайно он сказал, -  «Писать я начал с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени». На самом деле, ведь это – ложь! Писать он начал гораздо раньше (чуть ли не с шести лет), а печатать, - с 1814 года, когда ему было уже пятнадцать. Зачем же это число – «13»? А затем, что это – 1812 год, это – Пожар Москвы! Это – центральное событие русской литературы, фокусное событие (что превосходно показывает своей книгой Андрей Балдин**). Именно с этого события, которое совпало с пушкинским тринадцатилетием, берёт начало современная русская литература, - как категория вневременная (потому и современная – каждому поколению), как категория духовная.

Андрей Балдин пишет в вышеупомянутой книге:

«... русская Афродита - Наташа, самое Москва, которой в событие 1812 года судьба преобразиться, креститься заново». То есть, и у него Москва - Афродита. Которой надо креститься заново, чтобы уподобиться Богородице... Мы желаем немного повернуть мысль Балдина, - ближе к нам, к нашей Кобылице, к нашей сказке. Но сначала ещё обернёмся на Татьяну в "Евгении Онегине", которая ведь так же - Муза (по крайней мере, в Восьмой главе она ею названа). И эта Муза - на которую

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

  "Архивны юноши", - читай,  - поэты, сформировавшиеся до Пожара Москвы, -  ещё не готовы воспринять новую, московскую Музу...

  Об этом преображении Музы (русской Музы, и - его Музы, - поскольку он - гений Русской поэзии)Александр Сергеевич пишет, например, в стихотворении "Наперстница волшебной старины":

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как легкий сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнем улыбка оживилась!
Каким огнем блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под желтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…


Не дописано.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/06/09/1172
   




Иллюстрация: фрагмент эскиза марионеток С.Д. Лебедевой "Конёк-Горбунок" (1936). Иван-Дурак (Пушкин) на Кобылице.





*О марионетках С.Д. Лебедевой «Конёк-Горбунок» было написано в отдельной работе и в книге ««Конька-Горбунка» написал Пушкин!».

**А.Н. Балдин. Протяжение точки: Литературные путешествия. Карамзин и Пушкин. — М.: Эксмо, 2009. — 576 с. — 3000 экз. — (Лауреаты литературных премий).