В морях прокладывая курс...

Вячеслав Прытков
В      М О Р Я Х      П Р О К Л А Д Ы В А Я     К У Р С….

«Гравюры, светопись, всё  мимо!
Не  мил  альбом  карикатур…
Несётся  мысль  неудержимо
Навстречу  солнцу, в  Порт – Артур
Там  труд  великий, там  страдают,
Там  боевой  несётся  клик,
Там  наши  братья  умирают,
Быть  может, в  этот  самый  миг!»

Как  были  бы  близки  ему  эти  строки  стихотворения  «28  января  1904  года», написанные  К. А.  Ивановым. День  этот  запомнили  не  только  защитники  Порт – Артура, но  и  вся  Россия. Русская  эскадра  на  внешнем  рейде  была  внезапно  атакована  японскими  миноносцами, которые  вывели  из  строя  броненосцы  «Цесаревич», «Ретвизан»  и  крейсер  «Паллада».

Тогда  Владимир  Иванович  Лепко, будучи  молодым  лейтенантом, командовал  миноносцем  «Расторопный», входящим  во  2 – й  отряд  миноносцев  эскадры  флота  Тихого  океана. Ещё  до  обороны  Порт – Артура  Лепко  довелось  послужить  на  Каспийском  море, на  Балтике  - штурманским  офицером  крейсера  «Аврора».
Впервые  на  Дальний  Восток  он  попал  в  1894  году. Владимир  Иванович  обладал  особым  художественным  даром, что  позволяло  ему  делать  многочисленные  зарисовки  увиденного  с  моря. Занимая  штурманскую  должность, он  постоянно, во  время  несения  вахт, не  спускаясь  с  мостика, делал  наброски  побережья  Кореи, Японии, Желтого  моря, а  также  береговой  линии  от  Владивостока  до  Сахалина. Постепенно, на  основе  этих  многочисленных  рисунков, штурман  Лепко  разработал  свою  оригинальную  систему  распознавания  береговых  ориентиров, что  явилось  неоценимым  вкладом  для  плавания  кораблей  на  сложных  фарватерах. В  распространённые  на  флоте  английские  карты  и  лоции  вносились  поправки  и  дополнения. Гидрографическое  управление  России  планировало  даже  издать  альбомы  с  рисунками  В. Лепко, но, к  сожалению, вышел  в  свет  только  один – о  Корее, остальные  в  оригинале  оставались  у  автора.

Прекрасное  знание  глубин, мелей  и  фарватеров  Порт – Артура, да  и, пожалуй, всего  дальневосточного  побережья, позволяло  командиру  миноносца  «Расторопный»  во  время  дозорных  походов  уклоняться  от  боя  с  более  сильными  отрядами  японских  кораблей, часто  проходя  под  самым  берегом, по  мелководному  фарватеру, куда  опасались  заходить, как  свои, так  и  вражеские  суда.
Миноносцы  отряда  совершали  свои  выходы  обычно  ночью, с  целью  атаки  японских  вспомогательных  кораблей, которые  обстреливали  днём  из  бухты  Луиза  сухопутные  позиции, а  на  ночь  направлялись  в  Печелийский  залив.
Однажды, В. Лепко  спас  команду  миноносца  «Разящий», прорывался  с  донесениями  из  Порт – Артура  в  Инкоу  и  Сеньючен. Один  раз  миноносец  «Расторопный»  захватил  японскую  парусную  шхуну, как  выяснилось, с  пивом  для  армии. Призовую  команду  на  шхуне  Лепко  отправил  в  Порт – Артур, а  сам  вступил  в  бой  с  двумя  японскими  миноносцами.

Защитников  «Порт – Артура, как  на  суше, так  и  на  море  потрясла  гибель  двух  русских  миноносцев  -  «Стерегущего»  и  «Страшного». Потерю  своих  боевых  товарищей  Владимир  Иванович  Лепко  переживал  очень  тяжело. Боль  утраты  не  улеглась  и  после  написания  им  картин  -  «Гибель  #Страшного#»  и  «Морской  бой  #Стерегущего#».
Ещё  перед  выходом  в  море  командир  «Стерегущего»  -  лейтенант  Александр  Семёнович  Сергеев  встречался  с  В. Лепко  и  говорил  о  маршруте  своего  похода. Сергеев  тогда  не  принял  во  внимание  совет  опытного  штурмана -  идти  в  темноте  под  берегом, чтобы  быть  менее  заметным  для  японцев, а  решил  возвращаться  открытым  морем, был  обнаружен  превосходящими  силами  противника  и  не  смотря  на  храброе  сопротивление, погиб  вместе  с  кораблём.

Не  повезло  и  капитану  2  ранга  Константину  Константиновичу  Юрасовскому – командиру  миноносца  «Страшный», он  заблудился  в  темноте, по  ошибке  принял  японские  корабли  за  свои  и  пристроился  к  ним. Только  на  рассвете  стало  ясно, что  он  окружён  четырьмя  японскими  миноносцами. «Страшный»  вступил  в  неравный  бой, подорвав  миноносец  «Акацуки», но  сам  был  расстрелян  и  затонул. Это  случилось  31  марта  1904  года.

Порт – Артур  сражался  стойко  и  мужественно, но  сдался  врагу. Виной  тому  бездарность  командования  сухопутными  войсками  и  флота. В. И. Лепко  написал  послание  «Оборона  Порт – Артура  после  гибели  адмирала  Макарова», по – другому  оно  называлось  «Записка  лейтенанта  Лепко  генералу  Стесселю – коменданту  Порт – Артура», по  сути  сдавшему  его  японцам. Это  явилось  смелым  и  решительным  поступком  морского  офицера, настоящего  патриота  своей  Родины.
Очень  жаль, что  все  свои, накопленные  за  годы  службы, художественные  материалы, представляющие  огромную  ценность  В. Лепко  закопал  в  землю  на  одной  из  порт – артурских  сопок, конечно, безвозвратно  утерянных  после  падения  крепости.

Капитаном  2 ранга  В. И. Лепко  опять  вернулся  на  Балтику, в  1907 – 1908  годах  стал  флагманским  штурманом  минной  дивизии, а  затем  «флажком»  Морских  Сил  Балтийского  моря. Опыт  и  знания, приобретённые  на  Дальнем  Востоке, помогли  ему  в  детальном  освоении  шведских  и  финских  шхер. Зимой  1914  года  капитан  1  ранга  В. Лепко  на  крейсере  «Аврора»  обследовал  проход  из  Финского  залива  в  Ботнический, который  мог  использоваться  крупными  кораблями  для  незаметного  выхода  прямо  в  Балтийское  море.

Дальнейшая  судьба  опытного  штурмана  царского  флота  была  не  такой  уж  лёгкой: хоть  и  добровольцем  вступил  в  Красный  флот, преподавал  в  Военно – морской  академии, даже  участвовал  в  Северной  Гидрографической  экспедиции, однако, не  избежал  преследований  и  гонений.
Работал  до  1946  года  с  перерывами  в  Главном  гидрографическом  управлении  в  Ленинграде, пережил  блокаду, ОСТАВАЯСЬ  ДО  КОНЦА  СВОЕЙ  ЖИЗНИ  «ШТУРМАНОМ  ОТ  БОГА», ПОСЛУЖИВШИМ  СПОЛНА  СВОЕМУ  ОТЕЧЕСТВУ!

Примечание: Картины о  гибели  миноносцев  «Стерегущий» и «Страшный»  и  зарисовки  В. Лепко  при  написании  этого  очерка  найти  не  удалось.

1  июня  2019  года                Вячеслав  Прытков.