Мутное половодье дилетантизма-1

Владим Филипп
***
Чем профессионал отличается от дилетанта?

Этот вопрос возникает в жизни рано или поздно у любого делового человека.
А на каком этапе своей карьеры, человек превращается из дилетанта в профессионала?
Существуют ли какие-то критерии, по которым легко определить с кем имеешь дело?

Профессионал – человек, который овладел нормами и навыками профессиональной деятельности, осуществляя их на самом высоком уровне.
Соблюдает профессиональную этику,  развивает личность средствами выбранной профессии, вносит творческий вклад в свое дело, старается привлечь внимание  к результатам в той профессии, которую выбрал и которая для него значима.. 

Дилетант – человек, занимающийся каким-то видом науки, искусства или литературы без специальной подготовки, без основы, знаний,  а из любопытства или собственной фанаберии.
В  XVIII столетии их именовали любителями.
Последний старается выдать себя за профессионалов, подсовывая «осетрину второй свежести».., будучи уверенным , что он все знает и учиться ничему уже не нужно.
В этом его особенность.

Профессионал же пополняет  свой багаж знаний ВСЕГДА.
Сознавая , что только так можно стать настоящим Мастером.
Отсюда  более высокий  статус, уважением в обществе, независимость от обстоятельств.
Поэтому настоящих их  очень мало в обществе.

Дилетантов, выдающих себя за профессионалов, много больше.
Однако встреченная  трудность у дилетантов вызывает глубокую депрессию , критика негатив, подчас даже хамство, отторжение её, негодование и даже ненависть.
Профессионал  свободен и независим – у него есть единственно любимое  дело.

Как понять кто перед тобой – профессионал или дилетант ?
 1.      
Профессионал товар или услугу предлагает грамотно, не навязывая, на доступном языке для клиента.
Профессионал непременно проведет «диагностику» клиента, мягко и корректно задавая вопросы, которые помогут найти единственно верное решение.
И отойдёт , если видит , что имеет дело с идиотом.
Дилетатант же с заказчиком непременно попадётся и потом увязнет, либо в виде недополучения гонорара, либо в виде претензий заказчика этот гонорар исключающий.
2.      
У профессионала  свой признанный обществом творческий багаж,, по которому можно понять уровень его подготовки, жизненное кредо, ход его мыслей.
Дилетант никогда не скажет, что не умеет что-то делать, его дело  утверждать, что ему всё по плечу.
3.      
Профессионал точен и конкретен.
Дилетанту  ближе  «завтраки», размытые обещания и  уход  под любым предлогом в самый ответственный момент.
4
Продукт профессионала стоят дороже дилетанта, ибо его продукт,  как профи, всегда лучшего качества.
И это не «вчерашняя свежесть «
6
Какое всё же главное отличие профессионала от дилетанта?
Элегантность всего ,  что выходит из-под его рук.
Элегантность. как решение достигающее максимума воздействия при минимальных усилиях.
Отсюда чеховское –« Краткость – сестра таланта».
Особенность же дилетантов – претенциозность при  некомпетентности.

Нравится ли то состояние дилетантам в котором находятся?
Нет.
Поэтому при критике его работы агрессия, возможно хамство, нежелание слушать и учиться.
И они сбиваются в стаи, формируя своих сообщества.
В этом ничего плохого нет, если они понимают своё любительство.
Если понимают.
Потому и образовывались раньше кружки по интересам, клубы, и прочее.
Которые ,  кстати,  всегда руководились всё же профессионалами.

А что теперь ?
Теперь ,.как в штатах.
В Нью-Йорке приведи в мэрию двух , которые скажут , что им нравится твоё творчество как художника ,литератора или кого другого.
И сразу им и  станешь.
И справку получишь.

Что в России теперь в отличие от СССР?
Почти то же самое.

К примеру в СССР сушествовали творческие союзы.
Писателей.
Журналистов.
Архитекторов.
Художников
Композиторов.
Театральных деятелей.
Кинематографистов.

Что  теперь с союзами?
Писателей иногда несколько в одном регионе.
Художников тоже.

А ещё плюс Союзы:
Работников культуры
Библиотекарей
Музейных работников.
И все с претензией на творчество.

В общем ...каждой твари по паре.
И процесс этот не остановим, ибо все они ОО- Обществнная Организация...и для регистрации их нужно просто несколько заявлений будущих членов  и регистрация стандартного устава.
И все претендуют на профессионализм.
Все.

Отсюда все эти ОО пчеловодов, цветоводов  и всяких ново созданных писательских РыСыПЫ..ничем по сути от первых обозначенных не отличающихся, и более того даже подчас им уступающим.
Ибо и пчеловод, и цветовод - это знание , особенности, навык, опыт и признание в своей профессиональной среде. Которых в новых пИсательских союзах, практически нет.

Что происходит сегодня в традиционных творческих союзах ?
Практическое их уничтожение.
В Петербурге исчез Союз Кинематографистов.
Причина.
Госзаказа на фильмы нет.
Изменилась технология.
Возникло продюсорство, в основе которого только интерес в финансовом откате при продаже фильма на ТВ, или в прокат.
Творческая составляющая перестала быть нужной.
Никому не нужно «Кино не для всех», никому не нужны раздумья, анализ, стиль, мастерство оператора, гармония и созвучие музыкальной фразы, суть ,смысл  драматичность паузы., анализ её наполненности.
Оттого сериалы однодневки, бандиты, полиция, фальшивые фильмы о войне, суррогат  и культуры , и правды, и жизни.
Ложь стала выгодной, и она по-своему профессиональна в своём постоянстве.

Дышит на ладан Союз Архитекторов.
Особняки практически отстроены в 90е.
Индивидуальных заказов нет.
Возникла типовая высотная архитектура, стандарт, застройщик экономит средства и никому не нужен сегодня свой стиль, строй, мысль, если есть отработанная технология застройки.
Возникло новое явление – СТАКАНИЗМ.
Стекло , металл, монолит...и никакой индивидуальности.
Либо она есть и она уродлива.
Достаточно посмотреть на комплекс «Москва –Сити».
Это флаконы для духов в гигантском исполнении.
Но не определение архитектуры, как «застывшая музыка»

Да...комплекс строили профессионалы.
Но профессионалы инженерии,.. и только.
Поэтому и результат,  с отличием   , как отличается холодный, стандартный  хирургический скальпель от руками сделанного, единично выкованного,   с  драгоценным узором клинка оформленного мастером.

На сегодня в инете около 150 сайтов претендующих на литературные .
Разного уровня, стиля,  материала.
Что объединяет их?
Опять дилетантизм.
Всеядность публикаций.
Многие создали свои пИсательские союзы, вроде РыСыПы, есть даже Международный Союз Писателей, тоже с корочками  и даже с дубликатом на английском, со значками, взносами, и прочими атрибутами , материалами ,как бы профессиональными ,а по сути дилетантскими потугами.
И радуются дилетанты ,каждый свой плевок считая произведением литературы,  радостно извещая мир , что они члены подобного союза , и обозначают это при любом случае,  не понимая . что их просто развели.
И разводят, собирая членские взносы при фальшивом театральном заднике изображающем как бы писательское перо.
Но многие ли из них получили предложения и договора от издательств на издание, стоят ли редакторы журналов в очередь на право  публикации их рассказов, повестей, многие ли получили такие предложения от этих пИсателей?

Прошло 30 лет...после получения»свободы» от КПСС, которая так гнобила, мешала развитию литературы, искусства, сжимая своей идеологией горло творческому человеку.
И что ?
НИЧЕГО...

Возможно некоторый отсев зёрен от плевел был бы, если союзы существовали бы на 20-30% от полученных гонораров.
У адвокатских коллегий кажется проценты достигают 50.
Много бы тогда побежали записываться в пИсательские союзы ради профессионального сообщества, знаний, поиска соратников по красоте и ёмкости слова,точности,выверенности композиции,  литературной и драматической коллизии ?
Нет.
Единицы.
оттого и нет на горизонте ни нового Чуковского. ни Чехова, ни Толстого, ни Достоевского, ни Шолохова, ни Бондарева, ни Распутина, многих, многих других.
Безмолвие ..
оттого  на пИсательком горизонте одни пИсатели со значками и корочками , скорее напоминающие медсправки, гордо именующие себя членами и пИсателями..
Сплошной бурьян дилетантов во всём.
Ничего не создано ни в искусстве, ни в литературе, ни в музыке.
Дилетантизм , как парша  продолжает уродовать души, совершает подмену истинного фальшью, сбивает как ориентиры истинного , так и требования к самому себе либо у душ неокрепших, либо лишённых самокритики.

В основе профессионализма  всегда  лежит идея, составляющая суть и смысл жизни.
при  достижении цели , как  единственной задачи.
Отсюда и Коперник, и Джордано Бруно.
И их вхождение на костёр во имя идеи.
Главным отличием профессионала лежит постоянство результата.
ПОСТОЯНСТВО!

У дилетанта этого нет.
Есть случай.
Сейчас получилось, а потом нет.
А получение корочек, при отсутствии постоянства результата есть ложь и подделка.
Но сбиты теперь вехи фарватера жизни.
Ориентиры истинного.

И множится, множится толпа дилетантов , как в половодье вода заливает луга, превращая их в болота.
Наступит ли время. схлынет ли эта мутная вода, высушит ли берега, открывая взору чистый песок, зайдёт ли река в своё очерченное русло?

Вряд ли..