33312 П-К Диалектика стоимости и ценности

Сафончик Владимир Николаевич
3.3.3.12. Диалектика стоимости и ценности

Стоимость и ценность являются сходными по содержанию и диалектически глубоко взаимосвязанными категориями продукта труда. Для того, чтобы лучше понять эту диалектику вспомним, как в наноэкономике определяются категории стоимость и ценность.

Стоимость в наноэкономике есть трудозатратное отношение человека к продукту своего труда. Стоимость есть индивидуальные затраты труда субъекта труда, затраты его рабочей силы, затраты рабочего времени, фактически осуществленные при самостоятельном изготовлении продукта труда.

Ценность продукта своего труда для его изготовителя есть трудорезультативное отношение человека к своему продукту. Ценность продукта своего труда для его изготовителя есть минимальные альтернативные затраты его труда по обретению в потребление другого продукта, получаемого в обмен на изготовление первого продукта. Ценность продукта своего труда для его изготовителя есть минимальная альтернативная стоимость изготовления другого своего продукта, получаемого в обмен на свой первый продукт.

Ценность объекта потребления, ценность продукта чужого труда для потребителя есть трудозатратное отношение человека к продукту чужого труда, обретаемого в свое потребление, посредством отчуждения продукта своего труда. Ценность объекта потребления, ценность продукта чужого труда для потребителя есть стоимость своего продукта, отчуждаемого в обмен за обретение в потребление продукта чужого труда.
В окружающем человека внешнем объективно мире существует масса объектов, которые не вызывают в человеке отношения значимости и полезности для осуществления его жизнедеятельности. Такие объекты имеют вещественные состав структуру и форму, но не имеют для человека потребительного значения. Такие объекты человек не наделяет ни своим трудозатратным, ни своим трудорезультативным отношением. И такие объекты не имеют для человека ни стоимости, ни ценности. Таковыми являются, например, породы труднодоступных горных хребтов, песок азиатских или африканских пустынь, вода, оборачивающаяся на необитаемых территориях Земли.

В природе есть также множество значимых для человека объектов и сил, полезность которых для человека не обусловлена необходимостью понесения затрат труда для их использования в жизнедеятельности людей. Такие объекты имеют вещественные состав структуру и форму, имеют вещественную потребительную значимость, потребляются человеком. Но не имеют ни стоимости, ни ценности. Это, например, воздух для дыхания, родниковая вода и т.д. (в современных условиях в ряде местностей воздух и вода стали объектами труда и носителями стоимости и ценности).

Применительно к громадному количеству объектов потребления человек формирует отношение их значения и полезности для осуществления своей жизнедеятельности, сопряженное с непременным выполнением альтернативных видов труда по обретению этих объектов в свое потребление (самостоятельное изготовление, изготовление других продуктов и обмен на желаемые, воровство, грабеж и др.), с понесением некоторых затрат рабочей силы, рабочего времени, рабочей энергии. Предшествующий опыт, аппроксимация, другие формы человеческого мышления связывают у человека это отношение значения с различными альтернативными количествами, например, рабочего времени предпотребления этих объектов, называемое в наноэкономике альтернативной, вариативной, индивидуально-ситуативной ценностью объекта потребления для потребителя (несколько вариантов ценности для нескольких вариантов предпотребления). Таким образом, у человека первым трудовым отношением к объекту потребления возникает отношение ценности. А величина ценности оказывается равной минимальной величине из нескольких возможных альтернатив. Первая метаморфоза трудового отношения человека к объекту потребления есть появление отношения его для человека альтернативной ценности.

Выбрав из различных альтернатив предпотребления вариант самостоятельного изготовления и изготовив объект потребления, ставший продуктом его собственного труда, зафиксировав в своем сознании количество индивидуально затраченного рабочего времени, человек наделяет продукт своего труда отношением стоимости, относится к нему как к стоимости, индивидуальной стоимости. Таким образом, вторая метаморфоза трудового отношения человека к объекту потребления - продукту своего труда есть превращение альтернативной ценности объекта в его фактическую стоимость. В последующем хозяйствовании один из вариантов ценности подобного продукта для его изготовителя строго равняется этой его стоимости.

Не будучи, по каким-то причинам, например, из-за долгого хранения, своевременно потребленным, ввиду утраты части потребительных качеств, продукт труда может утрачивать для своего изготовителя свою исходную ценность, равную стоимости. Ценность продукта может уменьшаться соответственно степени утраты его потребительских качеств. Стоимость продукта, при этом, сохраняет свое исходное количественное значение.   

Продукт труда может утрачивать свою исходную ценность для своего производителя, сохранив свои исходные потребительные свойства, свою вещественную потребительную значимость, но потеряв для него его потребительное значение (например, в случае перепроизводства продукта ввиду благоприятных погодных условий). В этом случае продукт может стать объектом обмена его на другие продукты чужого труда на рынке. Продукт приобретает таким образом меновую ценность для его обладателя. А потребительная ценность продукта трансформируется в меновую ценность. Величина меновой ценности продукта своего труда определяется уже отношениями обмена, которые рассматриваются нами в специальном разделе.

Таким образом, третья метаморфоза отношений стоимости и ценности продукта труда есть превращение потребительной ценности продукта в его меновую ценность.

В рамках процесса производства выделяются свои специфические метаморфозы стоимости и ценности.

Всякое средство производства для его производительного использователя получает форму потребительной ценности, которая фиксируется в величине цены покупки этого средства производства. В процессе производства ценность, равная цене покупки, превращается в элемент стоимости, себестоимости продукта процесса производства и элемент ценности продукта этого производства. Стоимость единицы материала, полностью входящего в состав единицы продукта (или входящего в продукт с безвозвратными потерями, отходами) соответственно переносится на стоимость единицы продукта. Стоимость орудия труда длительного применения переносится (амортизируется) на стоимость продукта по частям, пропорционально доли износа орудия, приходящейся на данную единицу продукта, в размере амортизационных отчислений и в течение периода амортизации орудия, и становится элементом его стоимости (себестоимости). Ценность орудия труда, равная цене его покупки и ставшая элементом издержек производства, переносится на ценность продукта труда (амортизируется) на ценность продукта по частям, пропорционально доли износа орудия, приходящейся на данную единицу продукта, в размере амортизационных отчислений стоимости, НО в течение всего срока службы орудия, и становится элементом его ценности (в дальнейшем, цены изготовителя).

В процессе производства на каждой его стадии по мере превращения предмета труда в продукт труда живой текущий и прошлый овеществленный труд образуют все новую и большую добавленную стоимость, и добавленную ценность, а полуфабрикат различной готовности обретает все большую промежуточную стоимость и ценность.

В связи с различными нарушениями по различным причинам технологического процесса иногда возникает утрата потребительных свойств полуфабриката и его ценности, и необходимость дополнительной обработки полуфабриката (например, устранение исправимого брака). Этот дополнительный процесс труда увеличивает индивидуальную стоимость полуфабриката – продукта и восстанавливает уменьшенную трудом бракодела промежуточную ценность полуфабриката до номинальной ценности.   

По окончании процесса изготовления продукт труда становится формой и носителем полной своей индивидуальной и фактической стоимости и кумулятивной, например, для партии изделий, ценности, своей себестоимости и своей цены изготовителя, одновременно являющейся формой предполагаемой ценности продукта для его потенциальных потребителей.

К этому можно добавить, что реализуемые на рынке различные отходы данного процесса производства имеют свои себестоимость и свою остаточную ценность и могут быть проданы по той или иной цене. Аналогично потребительную ценность для отдельных потребителей могут иметь забракованные полуфабрикаты и готовые изделия, заменяемое исправное оборудование и оборудование исчерпавшее свой срок службы, уценяемые до остаточной цены продавца.

Таким образом, в целом, в процессе нахождения в хозяйственном обороте средства производства могут неоднократно и взаимно менять форму стоимости и форму ценности.