Сколько стоит книга и какие гонорары у писателей?

Сергей Сметанин
Последнее обновление от 1 июня 2019 года.

http://proza.ru/2010/10/26/1079
Это текст моего товарища по Ханты-Мансийской писательской организации прозаика Сергея Козлова. Многие мысли его я разделяю, потому и хочется, чтобы это прочли побольше людей.

Дополнение к тексту от московского писателя Юрия Рогозина.

Сергей Сметанин




Бытует мнение, что писатели получают баснословные гонорары и живут припеваючи от книги до книги. Такой вывод можно сделать, когда помимо обложек в книжных магазинах покупатель смотрит на ценники. Сегодня книги стоят дороже, чем более доступные для восприятия DVD, дороже, чем спиртное… Исходя из этого можно сделать вывод, что чтение становится элитным. Более того, часть населения уже привыкла «поглощать» тексты с экрана.

Специалисты относят к электронным читателям 20–30% людей, а производители уже освоили выпуск электронных книг. Стоимость книги зависит от нескольких составляющих: формата, тиража, качества бумаги и обложки, расстояния доставки из типографии до магазина или оптовой базы и в последнюю очередь от имени или популярности писателя. От издателя зависит – сделать книгу дешёвой и доступной или подарочной и дорогой. 

Прежде чем говорить о писательских гонорарах, следует внести некую систематику в писательский мир. В России сегодня действуют два крупных творческих союза – Союз писателей России и Союз российских писателей. Оба они вышли родом из Союза писателей СССР, а разделение между ними носит чисто идеологический характер. Союз писателей России – организация патриотическая и более многочисленная, Союз российских писателей – более либерален. Кроме того, в этой сфере действуют непризнанные одиночки и небольшие творческие союзы, сформированные по принципу «нас не взяли в тот или иной союз». Чаще всего такими союзами руководят и состоят в них творческие неудачники, или, как принято называть, графоманы. Вне зависимости от творческого союза писатели, как водится, делятся на живых классиков (к примеру, В. Распутин), талантливых, столичных и провинциальных, общую среднюю массу и прорвавшихся к писательским билетам графоманов, чьи поэтические и прозаические тексты годятся только для надписей на заборах. К сожалению, отсутствие государственного подхода к изданию художественной литературы определяет процесс «вымывания», «затирания» талантливых авторов, и напротив – вынес на первые ряды книжных полок в магазинах «попсовой» литературы, имеющей самое отдалённое отношение к художественной.

Единственное достижение нынешних свобод – сегодня любой автор может, имея средства, издать своё творение. Или найти мецената. Тиражи таких изданий варьируются от 100 до 3 000 экземпляров. Хорошим тиражом для автора (в центральных издательствах) является тираж в 5–10 тыс. экземпляров. Даже толстые литературные журналы сегодня упали в тиражах настолько, что еле влачат своё существование. Знаменитый «Новый мир» имеет тираж около 1,5–3 тысяч, и лишь патриотический «Наш Современник» по тиражу превышает 10 тысяч экземпляров. Гонорары для авторов в этих журналах, честно говоря, формальные. За небольшую повесть автор может получить от 1 до 3 тысяч рублей. Но здесь уже срабатывает сила престижа: опубликоваться в старейшем издании – мечта каждого литератора. 

Если книга издаётся за счёт средств спонсоров или региональных администраций (по их издательским программам), то гонорар оговаривается в специальном договоре с издательствами, и сумма носит договорной характер и может варьироваться от 10 до 100 тысяч рублей в зависимости от объёма текста, а также имени автора. Распространение таких изданий тоже удел авторов, а также владельцев тиража. Чаще всего они распространяются бесплатно по библиотекам и общественным организациям, а также щедро раздариваются авторами в узком и широком кругу тех, кто ставит эти книги на полки, чаще всего не читая.
 
Центральные издательства сегодня предпочитают вкладывать деньги, как это водится, в раскрученные имена, которые можно приравнять к брендам. Производство такого рода литературы, как и телесериалы, поставлено на поток. Иногда автор уже не справляется с нагрузкой, и приходится нанимать так называемых «литературных негров», которые излагают вчерне основную идею или несколько глав, а именитый автор потом «причёсывает» эти тексты по своему усмотрению. Иногда на такую «звезду» современной литературы работают до пяти весьма талантливых человек, получая за свой труд очень скромное вознаграждение. Сама же звезда, фамилию которой лет через двадцать будут вспоминать с трудом, получает в среднем от 5 000 до 10 000 долларов за роман-скороспелку. Потом при достойном рекламном сопровождении товар выбрасывается на рынок, а также сразу же попадает в поле зрения создателей телесериалов на предмет адекватного переложения на язык телезрителей. В этом случае автор получает дополнительные средства. Тут уже, в зависимости от производителя и канала трансляции, сумма варьируется от 10 000 до 50 000 долларов, ибо кино – это удовольствие дорогое.

Следует отметить, что в России, что в Голливуде те, кто придумывает самые интересные истории, заставляющие нас смотреть на экран – писатели и сценаристы, относятся к самой низкооплачиваемой категории киноиндустрии. Совсем недавно сценаристы Голливуда даже проводили по этому поводу забастовку. Напомню, что актёры, задействованные в фильмах, получают по «копеечке» с каждого проката, где бы он ни проходил. К примеру, показывают фильм в авиалайнере, авиакомпания уже заложила стоимость этого показа в стоимость билетов, актёры и режиссёр получат свою «копеечку». Это помимо действительно баснословного гонорара, исчисляемого миллионами долларов. Но это в нормальных странах, где интеллектуальная собственность не дешевле, чем движимое и недвижимое имущество, и защищена законами. 

Подавляющее большинство писателей России сегодня не имеют возможности издаваться. В основном их «выходом в мир» занимаются региональные власти, издавая сборники, альманахи, литературные приложения и отдельные издания за счёт культурных, а также утверждённых думами издательских программ. Провинциальному писателю пробиться в московское издательство, получить там «прописку» и раскрутку сложнее, чем абитуриенту поступить в МГУ или МГИМО. Обычно в регионе живут один-два таких писателя. При этом гонорары их весьма скромные, если сравнивать со столичными собратьями, которые имеют своеобразную «ушлость» в общении с издателями и умеют отслеживать дополнительные тиражи, которые принято прятать, чтобы не платить авторам дополнительные деньги с прибыли. Хотя, следует заметить, что издательский бизнес сегодня – дело очень рискованное. Гонорар провинциального автора в центральном издательстве варьируется от 5 000 до 15 000 рублей за авторский лист. Что такое авторский лист? Это 40 000 знаков. А 40 000 знаков – это плотный текст, набранный 14 шрифтом в «таймсе» на 20–25 страницах. По сумме духовных, творческих, физических затрат 25 страниц художественного текста – это весьма трудоёмкая работа даже у «скорых на руку» писателей.

Таким образом, средний современный динамичный роман (250 стр.) – по классическим меркам очень небольшой – может принести автору от 60 000 до 200 000 рублей. Значительно больше приносит его экранизация. Даже при очень раскрученном имени стоимость этого труда не будет превышать полмиллиона рублей, иначе издателю будет просто невыгодно иметь дело с этой книгой. При этом надо заметить, что автор продаёт не текст, а именно авторские права на данное произведение на определённое время. Чаще всего – на 5 лет. И продав текст один раз, он уже не может в течение этого времени продать его другому издателю, создателям аудиокниг или даже кинорежиссёру без согласования с первообладателем на публикацию. 

Если кому-то указанные выше суммы показались большими, сядьте за письменный стол и попробуйте написать книгу. Художественный текст, который филологи ещё должны признать художественным текстом. И ещё: задача настоящего писателя чаще всего не совпадает с задачами рынка. Поэтому если в советские времена многие авторы писали в стол в связи с идеологическим диктатом, то сегодня многие пишут в стол, потому что художественный текст продать-издать сложнее, чем «сексуальную стрелялку», «санта-барбару», обильно приправленную жаргонизмами и даже матом. 

Что нужно писателям? Нужна государственная политика в области художественной литературы. Иначе мы рискуем утратить многие настоящие художественные произведения и, вполне вероятно, «великий, могучий» русский язык. Сегодня большинство писателей, и даже очень хороших и признанных, вынуждены зарабатывать себе на хлеб самыми разными способами – от работы сторожем и грузчиком до должностей в региональных администрациях и правительстве. И только во вторую очередь – заниматься творчеством. Полностью на гонорарах могут сидеть только «попсовики», за которыми, как уже отмечалось выше, может стоять взвод «литературных негров». Некоторые влачат в буквальном смысле жалкое с материальной точки зрения существование. Это потом их именами будут называть улицы, изучать на уроках литературы, гордиться тем, что они были рядом… И в каждой эпохе хватает своих Мартыновых и Дантесов…

© Сергей КОЗЛОВ
РИЦ «Югра-Информ»
http://www.informugra.ru/2010/05/11701/
18 мая, 2010


Дополнение


...Я собрался было предложить рукопись издательствам, как делал раньше. Подумал: может, удастся собрать немного денег на новый фильм. Но теперь все изменилось.
Теперь предлагают издавать книги только за свой счет, а тебе, автору, обещают двадцать рублей за проданный экземпляр. Мне сказали: заплатите за издательские расходы 150 тыс. руб. при тираже всего в 1 тыс. экземпляров или 300 тыс. руб. за 3 тыс. экз. При самом лучшем раскладе через год после выхода книги получите тысяч 25.

А моя первая книжка в середине 80-х вышла тиражом в 100 тыс. экз., и я получил хороший гонорар.

Если бы издательство само выпустило книгу, то мне все равно причиталось бы по 20 руб. за штуку. Только не надо было бы платить за типографию.

Сейчас не выжил бы никто из писателей 19-20-го веков, которыми мы гордимся. Тем более, что прозу сейчас вообще почти никто издает. Только любовные романы, фэнтэзи, детективы и страшилки. А на сайте самого крупного издательства страны написано: присылайте свои произведения, рассмотрение - от 6 мес., рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Вот так относятся нынче к писателям.

Я подумал: а если самому издать и продавать тираж? Хотя это почти невозможно. В издательстве мне сказали: книжка в магазине будет стоить 450-470 руб. Я хочу поставить — 260. Почта - рублей 100. Это плюс-минус 360 руб. Мне понадобится послать 2 тыс. экз., чтобы отбить затраты только на типографию при тираже 3 тыс. экз...

Поэтому, друзья, прежде, чем отнести рукопись в печать...

...

22 мая 2015 года.

© Юрий РОГОЗИН




На литературном вечере

В рабочем посёлке под самым Сургутом,
Где снежные крепости строит зима,
По-доброму делится с нами уютом
Под праздник нарядных детей кутерьма.

Мы в маленькой школе концерт начинаем,
Звеня, над рядами вздымается стих.
Горящие взоры. Читаем, читаем
Слова, что лелеяли в сердце для них.

Потом детвора подбирается близко,
Вопросы, ответы, автографы в дар.
И девочка в руку кладёт мне… ириску!
Ну, разве забудешь такой гонорар!

Сергей Сметанин
 

P.S. Что можно добавить к вышесказанному? За 9 лет после опубликования этого текста положение дел со стоимостью книг и гонорарами писателей почти не изменилось. Можно сказать, что книгоиздательство и книжная торговля стали большим препятствием для обращения массового читателя к современной литературе, которая далеко не исчерпывается тем, что, маня глянцем, лежит на стеллажах и прилавках. Пользователи сетей это хорошо знают. Им, по-правде говоря, и горя мало, так как, при желании, лучшие произведения любых интересных авторов можно совершенно бесплатно найти на просторах интернета. А плохих сочинений нам и даром не надо.

1 июня 2019 года.


© Сергей Сметанин
Сайт авторского гипертекста "Сотворение мира"
http://www.ruspoetry.narod.ru/index.html