Об отечественном образовании

Арутюн Акопян
В девяностые годы я общался с одним чиновником из РОНО, достаточно молодой и приятной женщиной, которая попала в эту структуру случайно, через знакомых, и будучи человеком талантливым и честным ( а это редко встречается в подобных организациях ), закрепилась на новом месте. Она мне рассказывала много историй из жизни местных чиновников. ( Через несколько лет Анна Николаевна уволилась, ушла в декретный отпуск, а потом устроилась на работу в какую-то зарубежную фирму ( там платили больше ), где требовались ( и ценились ) высококвалифицированные сотрудники. )
Я расскажу несколько историй ( с её согласия ).
Одна случилась с очень талантливым директором, Николаем Фёдоровичем, он около 30 лет ещё в Советское время проработал завучем в какой-то школе, а потом его утвердили директором и он блестяще справлялся со своими обязанностями, по крайней мере, учителя и дети его очень любили.
Однажды, на пике карьеры с этим замечательным директором произошел очень неприятный случай.
Вообще, Николай Фёдорович, в отличие от большинства других директоров никогда не делал приношений в вышестоящие инстанции, я имею в виду чиновников РОНО. Дело в том, что всегда новое Российское государство ( надо отдать ему должное ) выделяло огромные суммы на школы, только деньги оседали и оседают в карманах директоров, и идут, как правило, на загородные дома, виллы и многочисленные квартиры. Николай Фёдорович всегда тратил эти огромные средства на ежемесячные премии учителям и нужды школы. Действительно, его школа хорошела день ото дня, на зависть другим. В ней построили - первый в этом крупном городе, большой детский бассейн, хорошую спортивную площадку и т. п. Так вот, однажды в РОНО решили - надоел нам этот директор, не дает нам денег, а всё тратит на народ. Его решили сместить. Но как? По Российскому законодательству это очень сложно. Тогда они пошли обычной, модной в то время в России проторенной дорожкой. Подослали одного родителя, когда школьный завхоз был в отпуске, с предложением к Николаю Фёдоровичу:
- Я вам дам 3.000 рублей - речь шла именно о такой сумме - на покраску какого-то участка стены в спортивном зале школы.
Николай Фёдорович денег не взял, он сказал:
- Мы обычно собираем средства на ремонт у всех классов и потом учителя всё передают завхозу. Я к деньгам не касаюсь, это мой принцип.
Но назойливый родитель всё ходил и ходил, мол, " это не та сумма... " и т. д. Николай Фёдорович однажды взял эти 3 тысячи, чтобы передать уже выходившему из отпуска завхозу, в этот момент в помещение школы ворвались полицейские, ему надели наручники и всё поехало, покатилось, как это обычно бывает в современной России. Дело, конечно, закрыли, судья был на стороне директора, но скандал и всё такое... Его, наконец, сняли, и на это тёплое место посадили молодую барышню - любовницу какого-то чиновника из РОНО.
Вот такая занятная история!
В противовес этому, расскажу ещё одну, произошедшую в крупном российском городе, в самой известной его школе. Директор этой школы, очень предприимчивый человек, постоянно приносил деньги тогдашней Заведующей РОНО. Та очень любила этого условно говоря Петра Петровича. Но деньги эти зарабатывались очень грязным способом. По вечерам школьные классы нечистоплотный директор сдавал под съемку порнофильмов. Ему мало было денег от государства и от сдачи помещений под различные курсы, захотелось, как это обычно бывает, чего-то бо;льшего и более пикантного. Когда это обнаружилось, в городе том поднялся небывалый шум - галдели все - чиновники, журналисты, общественные деятели, правозащитники. Вы думаете, наверное, что директора и Зав. РОНО уволили?..
Ну, что вы! Конечно, нет! Вначале - умелые чиновники слегли надолго в больницу " по болезни ", потом взяли бессрочный отпуск на много месяцев, не знаю - за счёт государства или нет, а когда прошло уже много времени и страсти улеглись, снова вернулись на работу. И долго еще работали на благо Отечества!
В современной России, как говорила Анна Николаевна, беда и с учебниками. Если хороший, опытный математик или русист, к примеру, захочет выпустить учебник, пусть даже гениальный, его никогда не утвердит РОНО. Обычно получают массовое распространение учебники различных товарищей ( по крайней мере, так было в конце девяностых ), которые имеют связи и за спиной " мохнатую " руку. Иногда, некоторые из них, ещё и подворовывают у малоизвестных коллег какие-то наработки. Однажды мама, как и все - сдала в Институт усовершенствования, который находится на Сенной ( кажется, называется... не важно, не помню ) какие-то статьи по методике преподавания. Это обычная, достаточно формальная практика для всех учителей. В этот раз ( маме надоело писать какие-то глупости ) она разместила ею изобретённый метод, кстати, очень оригинальный - решение примеров по теореме Виета. Так она преподавала детям уже много лет, в советское время её за это иногда ругали завучи, мол, " это не педагогично " и т. п. Но она уверенно стояла на своём, так как результаты были прекрасные! ( Ей подруги говорили - " Оформи это, как патент по методике, тебе в будущем не помешает. " Но она, ссылаясь на нехватку времени, так это и не сделала. ) Так вот, она всё подробно описала в статье и забыла... Через год в книге известного российского методиста и математика, она встретила свой метод решения примеров по теореме Виета, причём с теми же, очень оригинальными терминами. Было явно видно, что это плагиат. Мама не поленилась, пошла в институт усовершенствования и попросила свои статьи за много лет. Интересно, что именно то подробное описание интересного способа решения было изъято, они сослались, что потеряли.
Вот такие бывают нерадивые методисты и математики!