Антон

Мартин Мозес
Психиатру было абсолютно плевать, судя по всему он назначил таблетки по методу случайного тыка пальцем в фармацевтический список. От того у него, у Антона, пропала возможность правильно склонять слова. Вот представьте, на первый, и даже второй взгляд - это почти точно такой-же человек как вы, с примерно такими-же темами разговора - но при этом неправильно склоняет слова, именно так разговаривал Антон.

"Я буду уйти за хлебом". Вот так.

О платной медицине и речи не идет. Подавляющее большинство частных учреждений ставит перед собой одну единственную цель, больница это или что-либо еще, и цель эта проста - выгода. А у Антона денег нет. Такая-вот бетонная "сахара", нету денег - подыхай. Обществу гораздо важнее бумага, чем красота и сложность человеческой личности и человеческого пути. Это общество сделало свой выбор, а вот Антону какая-либо возможность выбора была недоступна вовсе.

Он родился в неполной семье с бедной и пьющей матерью, а его психические проблемы - из-за которых он и попал, будучи почти нормальным, и правильно говорящим, к тому психиатру - не давали и не дают ему возможности зарабатывать деньги самостоятельно, как раньше того случая, так и позже. Он был как подверженный остракизму в школе ребёнок лет четырнадцати, только вот телу не совсем четырнадцать. Представьте сома в луже, причем рядом есть огромный пруд, кишащий другими рыбками даже поменьше - но сом лежит в луже, и никак не может оттуда выбраться, потому-что сом он только внешне. И в глазах у него печаль - с отражением голубого неба, точно он видел в нем воду, и представлял что ныряет в нее, думая что это пруд.

Он рассказывал как у его матери появился мужчина, судя по описанию мужчина был из того-же круга интересов что и пьющая мать. Он описал мне его примерно так:
-"К ней придет этот мужчина вчера, приходит и смотрел на меня. Они выгоняла меня когда они были вместе. Он мне не нравится."
Мать не слишком интересовалась Антоном, это страшная ситуация, человек не всегда способный даже вступить просто в коммуникацию с другими людьми, не то что отбить у кого-то тепленькое рабочее место под солнышком капитализма - абсолютно неинтересен своей-же матери, впрочем, как и кому-либо ещё. Он был абсолютно один, я не уверен что он понимал это, но глаза его выглядели так, будто понимал, у него были очень грустные глаза.

Он обращался к обществу - но общество отравило его, словно ударив железной тростью робкую собаку, что выбежала навстречу прохожему, увы или к счастью - эта собака никогда больше не сделает ничего подобного. Я говорил с ним насчет медицины, но он не хочет идти к врачу, ему страшно.

Попытки обратиться к обществу продолжились в другой форме. У него был интернет, и он туда выходил, он - что так-же проявлялось в беседах со мной - проявлял поразительное внимание к простым деталям, нечто простое он воспринимал как нечто важное, и безусловно требующее внимания и изучения. Простые слова тех или иных блогеров, призывы к несправедливости - заставляли Антона внимательно изучить каждое предложение, а так-же другие видео и записи оного блогера - придавая им значение, такое, словно они немедленно приведут к чему-то плохому. Словно он стоит перед дверью - за которой побеждённая несправедливость, и пройти мимо этой двери, по его мнению, никак нельзя. В этом он гораздо умнее других, меня в том числе. Он относился ко всему с большой скрупулезностью, легкого отношения к чему-либо я за ним не наблюдал. Я говорил ему что он воспринимает всё слишком близко, это похоже было на то, словно юноша решает проблемы громадного масштаба, пишет поэму, изобретает новое лекарство... всё вот так - но только вместо написания и изобретения - кубик рубика. Простая игра от которой ничего не зависит, но которая приковывает к себе абсолютно всё его внимание.

Я не знаю что сейчас с этим человеком. На меня наступают плохие мысли когда я вижу ублюдочное общество, меняющее людей обладающих индивидуальностью, душой, жизнью - на те или иные предметы, или цветную бумагу - эквивалент оных предметов, в таком обществе жизнь Антона не стоит даже монеты. Как просто ранить такого человека как Антон - очередным высказыванием очередного ублюдка, желающего привлечь к себе внимание - и бросающего в воду удочку, ручка которой крепко вкопана в почву личной наживы - и вот Антон с абсолютно искренним глазами идет смотреть что это, и пытается разобраться в этом, не думая о себе.

Я был одним из немногих, а возможно единственным кто общался с ним, и я замечал что он может упомянуть условный крюк упомянутой удочки в абсолютно любой момент, этот носитель истерзанной людьми психики - запросто мог выстроить в своей голове цепочку, где подобное упоминание являлось чем-то закономерным. Но фактически это было не так, это выглядело странно и несуразно, чего он не понимал.

Я сказал что не знаю что с ним, в последний раз мы болтали с ним когда я, из сострадания этому человеку - познакомил его с одной девушкой. Это происходило через социальную сеть - и её страничка носила имя и фамилию: Елена Самойлова. Он был очень рад, что судьба в моем лице подобрала для него кого-то, кто близок ему по интересам. И я вряд-ли забуду его, хотя-бы слегка - но наполненный беззаботной радостью вопрос: тебе нравится Елена Самойлова? именно так, с большой буквы, и упоминая фамилию. Он назвал её не "та девушка", не "Лена" или "Елена", он назвал её полное имя. Дальше между нами произошло небольшое разногласие, которое завершило наше с Антоном общение, но на фоне этого я не держу на него абсолютно никакого зла, по соображениям совести не держу.

Общаясь с ним я понял одно - ангелы, которыми мог бы стать каждый из нас, просто помогая ближнему своему - на перекуре, они сложили пыльные крылья в свои шкафчики, и дуют никотин на балконе. Им не видны те кто падает, а глаза застилает взлетающий снизу табак. Я понял что от меня до Антона - метр дистанции, как впрочем и у тебя, читатель.

Не стоит думать что я писал о неком Антоне как о конкретной личности, это так, да, но это не единственная цель. Читатель, Антон - это ты. Скорее всего ты проживешь прекрасную жизнь, где ад свалившийся на плечи обречённого юноши - окажется для тебя непонятным образом, который ты забыл вскоре после прочтения. Такие Антоны - затесавшиеся между забором и лавкой тени, они грязь с табличками и стаканами для монет, которую ты не замечаешь - проходя мимо, они это бродяги, на которых слой грязи работает словно камуфляж, скрывая своего носителя от счастливого взора зажиточного прохожего. И тень подворотни, и груз грязи, и несоответствие возможностей потребностям, и стаканчик с мелочью... а может даже и страшная гибель под плинтусов ликующего общества - всё это дышит тебе в затылок. Возможно ты посчитаешь, что тебе незачем оборачиваться на те тусклые тени, которые склоняются у стен с протянутой рукой, что не стоит расходовать время на те поникшие силуэты - которые обречены судьбой на клеймо недостойных жизни, неизменно наблюдающие за несправедливостью, словно горгульи на готическом соборе наблюдают за людьми, возможно ты уверен, что единственные кто видит это общество таким, каким оно есть - действительно недостойны жизни, возможно для тебя это пустяк, бессмыслица, неверный приоритет, но милый читатель - это только до той поры, пока темнота за твоею спиною, не шепнет тебе злобно и еле-слышимо - знакомое слово - Антон.