Праведность и Святость

Николай Тычков
                Рецензия

      Книга оригинальная, необычная, нестандартная, выбивается из своего ряда. Ничего подобного на тему христианской праведности я не встречал. Николай попытался передать не просто знание об истине, но переживание этой истины. Точнее, Николай погружает читателя в переживание истины. Книга построена так, что читая ее, ты погружаешься в смысл. Сюжет за сюжетом дополняет различные черты истины, так что в конце книги возникает цельная картина праведности во Христе.

      Николай не претендует на богословское исследование понятий праведности и святости, поэтому позволяет себе провокационные и неоднозначные суждения. Последнее делает книгу наиболее интересной. Книга побуждает задавать вопросы себе, а не автору. Чтение превращается в процесс интроспекции.

      Согласие или несогласие с автором всякий раз заставляет отвечать на собственные вопросы в глубине своего сердца. Чем для меня является святость? Почему я могу считать себя праведным перед Богом? Данная книга не дает исчерпывающих ответов на эти вопросы, но ясно показывает, что лучше задуматься над этими вопросами по эту сторону жизни. Может статься, что земная жизнь и дана человеку, чтобы он ответил для себя на эти вопросы, прежде чем предстанет перед Создателем.

       Павел Таранов,
       пастор церкви Слово Жизни, г. Саратов.


                Слова благодарности

      Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Бога за то, что могу жить верой в Него, за помазание, за сверхъестественное обеспечение во время работы над текстом. Огромная благодарность моей прекрасной жене, что проявила веру, понимание и удивительное терпение, согласившись на статус мужа «безработный» до выхода книги в свет. Благодарю тебя, сын, за то, что ты такой, какой есть, что смотрю на тебя, радуюсь и получаю великие откровения от Господа. Спасибо тебе, доча, за улыбку, нежность и рисунки.
 
      Спасибо папке и мамке за то, что именно они мои родители. За то, что привили любовь к природе, к литературе. Видимо, эта совокупная любовь и вдохновила меня начать писать.

      Благодарю пастора Павла Александровича Таранова за служение, за советы, за то, что принимал во время редактуры произведения.

      Огромная благодарность Чигракову Сергею, автору текстов песен и композитору, создателю и вдохновителю легенды русского рока группы «ЧиЖ & Cо» за безвозмездное предоставление текста песни «Зверек», а также директора Асанова Андрея за посильную помощь.

      Отдельно хотел бы выразить признательность тем, кто послужил своими финансами. Тебе, мой скромный друг детства, за то, что помог деньгами, что веришь в меня, за то, что вдохновляют тебя мои тексты. Поверь, твои ободрения вселяли уверенность и давали стимул к работе, когда опускались руки. Благодарность Руслану Халитову за то, что всегда помогал мне и в этот раз был верен. Спасибо тебе за поддержку, мой товарищ по студенческой работе, что проживает ныне в Канаде, но пожелавший остаться инкогнито. Семье Вайланд Ольге и Михаилу из Германии, семье Иномовых Ольге и Михаилу из Земли Обетованной, семье Петрищевых Насте и Жене из родной Саратовской Церкви, пусть благословит вас Господь. Благодарность Саше Леонтьеву, коллеге, ставшему товарищем, за то, что в непростые для себя времена все же нашел возможность поучаствовать в проекте. Максиму Дроздову, бизнесмену и меценату, что в самый несезон, при «тощем» бюджете выделил средства на дело Божие.

      И, конечно же, своему редактору Элеоноре Григорьевне, ибо найти родную, понимающую, но в то же время непреклонную и профессиональную душу — это, пожалуй, такое же чудо от Бога, как найти хорошую жену.

                Предисловие

      День добрый тебе, дорогой читатель, и пусть он действительно будет добр для тебя. Книга, что ты держишь сейчас в руках (или читаешь с электронного устройства) — это не инструкция и не богословский трактат на тему Праведности и Святости. Конечно, без богословия не миновать непонимания: книга содержит некоторые определения, но они не являются Истиной. Истина — это то, что останется в твоем сердце, как послевкусие, когда перелистываешь последнюю страницу и задумываешься. Она, как говорит апостол Павел: «послан не крестить, а благовествовать», не для споров, но для того, чтобы сформировать внутреннюю уверенность: ты Праведен, Свят, безгрешен в глазах Бога, плоть твоя упразднена. Не когда-то в далеком туманном будущем, а именно сейчас, прямо там, где ты находишься. Если это внутри есть — это твоя литература. Если отклика нет, то, скорее всего, данная книга просто не для тебя, ведь мы рассматриваем лишь малую часть Огромного и Всеобъемлющего, оттеняя другие Его грани.

                Часть первая

                Праведность

                Глава 1.1
                История благодарности

                Человек благодарит за то, во что верит или Куда послал Иисус.

      «И какая тут взаимосвязь?» — подумает неискушенный читатель. «Вернее будет сказать: что видит, за то и благодарит». И правда: перевел бабушку через дорогу, она тебе — «спасибо»; помог соседу — тоже благодарность. Кто-то одолжил денег и не потребовал возврата — благодарность не знает границ. Причем тут вера-то? Все же очевидно? Однако…

      Новый год. Дети получают подарки от Дедов Морозов. Эти Деды Морозы, они ведь как йогурты — не все одинаково полезны. Иной придет опрятный, с густой пригоженной шевелюрой, ставленым басом поздравит. Рядом и Снегурочка суетится, помогает, участвует. Уходит такая пара, и понимаешь, кого пригласишь на следующий Новый год. А бывает и по-другому. Он еще в подъезде поругается со своей «внучкой». В теплой комнате «развезет» дедушку. Имя перепутает. Амбре такое, что глаз режет. И ты уже выпроваживаешь назойливого фольклорного персонажа вместе со сказочной подельницей, что ломится к тебе в уборную. А что же дети? Кого благодарят они за подарок и в том и в другом случае? Вы скажете: ну это же дети! Да, но тридцатилетний сотрудник, отдохнувший в Индии, от чистого сердца благодарит привезенную деревянную лягушку, поглаживая ту по горбатой спине специальной палочкой, за каждую удачную сделку. Кого-то спас амулет, кто-то целует «победную» боксерскую перчатку, обувает шиповки (Сноска: Обувь для бега) только с левой ноги, закладывает медный пятак под стельку туфли перед экзаменом… Не мне рассказывать вам о многообразии ритуалов «на удачу», но посыл понятен: человек благодарит за то, во что верит.

12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
(Св. Евангелие от Луки 17:12-19)

      Притчи можно трактовать по-разному, однако перед нами реальная история. Отсюда два вопроса и нюанс. Первый вопрос: чисто гипотетически Иисус должен был проводить благодарного самарянина примерно таким текстом: «иди, твоя благодарность Мне по душе» или «молодец, благодарный иноплеменник, благодарное сердце твое спасло тебя», или еще что-нибудь в подобном роде. Но Христос говорит то, что говорит, а слова Его о вере. Второй вопрос: нет, ну реально, как можно быть такими, простите, свиньями? Хронический гранулематоз — люди, гниющие заживо, изгнанные, изолированные, определенные в отдельную касту: уродства, боли, мучения… и девять из десяти не вернулись отблагодарить Целителя! Еще раз, медленно: девять из десяти. И, наконец, нюанс: почему тот единственный оказался именно самарянином?

      В подтверждение абсурдности данной ситуации предложите десятерым своим знакомым женского пола, тем, что умеют самостоятельно управлять автомобилем, пережить следующее происшествие. Вечер. Ненастье. Всю неделю идет дождь. Вторая половина осени — темнота, ветер. Но настроение — двенадцать баллов по десятибалльной шкале. Почему? А все дело в том, что ваша лучшая подруга наконец приехала из-за границы и собирает старых «друзих» на известной дорогущей турбазе, на самом берегу прекрасной реки. Вечер, ночь, угощение, камин в холле и, конечно, женские разговоры и воспоминания. Муж, радуясь за вас, отпускает на девичник. Лучшее платье, шикарная прическа, маникюр, новые туфельки, и «ничего не надо готовить, там все будет». Погода не очень, но что вам погода — через час будете на месте! «Ну все, жду завтра», — поцелуйчик от Любимого, мотор мерно урчит, фары освещают путь, музыка, большая часть пути пройдена. Только вот вдруг автомобиль стало как-то сильно тянуть на обочину. Все труднее и труднее удерживать рулевое колесо. Что делать — съезжаем. Колеса тут же погружаются в вязкую жижу. Самые ужасные опасения подтверждаются: покрышка пробита. Да, есть домкрат, может, даже есть опыт, но маникюр… Проносящиеся фуры поднимают взвесь грязи и воды. Во что превратится вечернее платье и прическа?! Хуже всего с туфельками… И огромное сомнение, получится ли совладать в такую грязь с запаской. А положение усугубляется еще и тем, что как раз на этом участке отсутствует связь. Не дозвониться ни мужу, ни подругам…

      Но тут спереди останавливается «восьмерка». Двое мальчишек: «Что случилось, братишк… о, мадам, извините. Проблемы?». Страх есть страх, но делать нечего — выкладываете все как есть. «Да не грусти, красавица. Домкрат и запаска в наличии?» — и через пять минут вы плавно трогаетесь.

      Два вопроса: скажете ли вы спасибо парням и что подумаете о той, кто откажет в благодарности, например, под предлогом: «они же мужчины, это их долг — помогать женщине»? Каковы результаты? Совпадают с тем, что было у Христа? А ведь это просто бытовуха, это не лепра…

      Можно попробовать поэкспериментировать и с мужчинами. Если женский страх — остаться одной без поддержки, то для них невозможность обеспечить защиту своей семьи будет главным ужасом, что нещадно и эксплуатирует кинематограф. Представьте: вы сидите дома после тяжелого трудового дня. Вдруг звонок. Звонит жена, плачет, кричит, просит о помощи. Какие-то хамы подрезали их с подругой, прижали, заставили остановиться. Бьют кулаками в стекла, угрожают сделать с ними такое, от чего возникает огромное желание неоднократно с особой изощренностью нарушить шестую заповедь. Звоните в полицию, но понимаете: счет времени на секунды. Что делать? Судорожно пытаетесь найти хоть какую-то возможность поддержать супругу. Вдруг вторая линия на телефоне. Неизвестный номер. Незнакомый голос приветствует, называет по имени, осведомляется, как дела. Дела-то не очень, только распространяться не хочется, надо срочно действовать. Но как — не имеешь представления. Поэтому в отчаянии отвечаешь, что могло бы быть и получше. Голос осведомляется: «А не твою ли жену здесь на дороге пацанчики крепить пытаются?». Зарождается надежда. Голос продолжает: «Мы с ребятами по службе с охоты едем, наверное, помочь надо?». Да, да, да, конечно! Конечно, надо! И тут вы начинаете вспоминать о крепком пареньке, что познакомился с вами на каком-то вечере. Оставлял свой телефон, брал ваш, но вы не запомнили — в принципе, зачем… Да, вроде, где-то служит по контракту… Имя? Хоть убей, как говорится.

      Через некоторое время, с глубоким осознанием собственной неправоты и чувством искреннего покаяния, хулиганы покидают место происшествия, спасенная супруга звонит вам, вы постепенно успокаиваетесь. Хэппи-энд. Вот теперь ответьте, пожалуйста, на те же два вопроса: неужели не найдете, не отблагодарите человека? И, стараясь избегать обсценной лексики, что вы думаете о том, кто не сделает этого? Кто тот человек, что подумает: «Ну помог и помог»? Есть ли вообще такие слова в литературном русском языке, что смогли бы передать все ничтожество такого внутреннего мира? И девять из десяти. Почему? Чем руководствовались те девять? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, куда послал Иисус.

      У меня есть машина. В машине магнитола. В один прекрасный момент скачал аудиобиблию, чтобы в дороге слушать Писания. Посмотрел, сколько «весят» файлы, купил подходящую флешку, и тут оказалось, что все не помещается. На флешке написана одна цифра, а реально вмещается меньше. Встал тяжелый выбор: какую книгу удалить. Однозначно, Новый Завет оставляем полностью, а что из Ветхого? Подумав, остановился на книге Левит. Длинная, неинтересная. Но именно там, в четырнадцатой главе, прятался ответ на мой первый вопрос.

      Закон о прокаженных с первого по тридцать второй стих досконально описывает, что должен сделать больной, чтобы очиститься. Не хотелось бы вникать во все тонкости, но это долго, дорого и немного противно. Сами посудите: сначала остричь все волосы свои. Все. Полностью. А через семь дней обрить. Все: голову, брови, бороду и ниже. Вообще все, совсем. Мало того, что противно, но еще и позорно. Вспомните послов Давида, которых он послал к царю Аммонитскому Аннону (2-я Царств 10 глава). Они были «сильно обесчещены», так, что приказал им оставаться в Иерихоне до того момента, как отрастут их бороды.

      Итак, Иисус посылает десять больных исполнить Закон. По дороге они исцеляются. Все десять. Один вернулся. Куда же делись девять? Да, да, они пошли туда, куда их послали — стричься, бриться, искать жертвы. Казалось бы, какой смысл, ведь уже исцелен? А вот здесь и открывается великая тайна противостояния, что начавшись от Каина и Авеля (Мф 23:35), через ветхозаветных Пророков и Патриархов, новозаветных Праведников и Самого Иисуса, продолжается в наше с вами время, рядом с тобой, прямо сейчас.

      Только один, вопреки сказанному слову, вопреки Закону, осознал, что виновник его исцеления — Иисус. Не испугался ослушаться, пойти против течения. Вернулся и выразил благодарность Тому, в Кого уверовал, и стал Праведным. По вере — «вера твоя спасла тебя». Человек благодарит за то, во что верит. Девять исцеленных, здоровых человек, испугавшихся нарушить совершенно уже ненужное предписание, боящиеся потерять то, что уже получили даром, продолжили свой путь к абсолютно бесполезной процедуре. «Как бы что ни случилось», «На всякий случай», «А вдруг надо», «Так правильно», «Бог накажет»: у страха много личин, но суть одна — неверие. Именно поэтому и недоумевал Иисус: как не поняли, как не вернулись, как не возблагодарили Бога, как не поверили? Именно поэтому вернувшийся и оказался самарянином — слишком уж сильно сидела в разуме иудеев необходимость Законного ритуала, что не позволила разглядеть Истину. Иноплеменник проявил себя более свободным.
 
      Так и повелось. Девять пытаются угодить Богу правильным поведением с исполнением нудного бремени ритуалов, беря на себя все больший и больший груз правил и предписаний, почитая это за духовность. Один, уверовав в Божью благость, в радости снимает с себя бремена болезни, горя, греха, усталости и благодарит Создателя, чем вызывает на себя «праведный» гнев девяти.


                Глава 1.2
                Два брата

      Евангелие от Луки 15 глава с 11 стиха — знаменитая притча о блудном сыне. В реалиях сегодняшнего дня вырисовывается следующая картина. Мамка и два сына. Она, естественно, любит обоих. Один — поборник строгих правил: покладистый, ответственный, сдержанный, прилежный и, как следствие, успешный. Другой же балованный, несобранный, эмоциональный… но любят их одинаково. Как результат любви, и того и другого мамка радует шоколадом, конфетами, карманными деньгами и другими благами, что так любит получать любой ребенок от своих родителей. Первый, тот, что правильный, пытается вникнуть в алгоритм получения преференций. Вымыть посуду? Подмести? Заработать положительную отметку? Второму до этого дела нет, его любят, принимают, живет, ни о чем не думая.
 
      Старший (пусть будет таковым по аналогии с Писанием) просит конфету. Мать отказывает. Сразу включается режим поиска вариантов получить желаемое. «Так, вчера убрался и был вознагражден», — старательно вытирает пыль, раскладывает вещи по полкам. Конфеты нет. «Хорошо, не попал», — не угомонятся никак мысли. «Вот, прошлым вторником получил конфету, когда был одет в красную рубашку». Надел, конфеты нет… «Может, слова не те подобрал?». Старается изложить, но не помогает. А ведь он и не слышит, что просто мамка любит и кормит сладостями только после основного блюда. Чтобы не пропал аппетит, чтобы не испортить желудок. Вот и все. Но мысли старшего в совершенно другой плоскости: он будет перебирать и перебирать, пока вдруг за этим непростым делом наконец не поест и не получит просимое. С чем совпадет в этот раз — уже просто случай, но поверьте, тут же возникнет стройная теория. Сбить с такого пути — это поменять образ мыслей. Необходимо потрясение… или откровение.
 
      Правильный сын всегда объяснит и себе, и другому, почему получается или не получается поесть конфет. Не найдет в своем жизненном опыте подходящего ответа — обратится к таким же учителям. Растолкует все и всегда… кроме одного. Того, что на самом деле беспокоит, нарушает стройную идиллию, злит, выводит из себя, заставляет еще больше напрягаться — это младший брат, который, по его мнению, ничего не делает, но конфеты получает регулярно. Несправедливо! Почему?! Да потому, что он знает сердце матери, понимает ее мотивы, видит истину. Не надо убираться, одеваться или составлять красивые монологи для того, чтобы вымолить сладости. Просто надо поесть, а потом наслаждаться. Но объяснить это старшему нет никакого шанса. Он думает, видит, верит по-другому. Его философия жизни: сделал — получил. Правильно сделал — награда, неправильно — наказание. Вот только этот младший брат…

29. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
(Послание к Галатам 4:29,30)

      Эх, автор, неужели ты хочешь сказать, что младший брат лучше старшего? Ведь он отнесся к живому отцу, как к мертвому. В сущности, сказал ему: «Ты мне безразличен, ты для меня не существуешь, мне от тебя нужны одни лишь деньги». Не совсем так. Давай просто продолжим.

                Глава 1.3
                Три вектора

      Возьмем человека из Церкви. Пусть это будет мужчина. Хороший, добрый. Семьянин. Но стал видеть женщин. Других женщин. Как Христианину со стажем, ему известны методы смирения плоти. Например, начинает больше молиться. Не помогает. Следующий этап: берет пост. Да, во время воздержания от пищи легче становится, но стоит чуть разговеться, как опять начинают мелькать перед глазами женские прелести. Хорошо: больше читать духовной литературы… эффект — ноль. Тогда запускается тяжелая артиллерия — побольше изнурительных спортивных тренировок, поменьше времени на сон… Никак. Видит. И Дух Христа в нем, и жену он любит, и детей, и от этого еще горше становится.
 
      Прежде чем рассмотрим варианты возможных действий такого человека, проведем небольшую параллель. Вы ведете автомобиль. Внезапно загорается красная лампочка на панели приборов — кончилось масло. Что можно сделать? Самый здравый вариант — остановиться, проверить уровень, посмотреть, нет ли течи, пробоя в картере и, исходя из результатов наблюдения, предпринимать дальнейшие действия. Но ведь есть и альтернатива. Например, посмотрел на лампочку, улыбнулся: «Да ничего страшного, дотянем, прокатит». И вперед, не обращая внимания и радуясь, что машина движется. Вариант? Да, вариант. Тут мне перечат, мол, что это за вариант — лампочка-то горит! Соглашусь, на нервы давит. Поэтому предлагаю еще один. Чуть-чуть приоткрыть передние окна, достать из-под сиденья свой любимый обрез, закрыть лицо рукой, чтобы осколками не посекло, и дуплетом выстрелить по панели. Когда сквозняком вытянет пороховые газы, вы будете приятно удивлены — лампочка погасла. Все замечательно — авто едет, на нервы ничего не давит — лепота, можно продолжать движение. Можно… но, опять же, недолго.

      Итак, у нашего героя-семьянина проблема. Что он может сделать? Взять себя в руки, напрячь волю и подавить в себе страсти, оставаться хорошим, «правильным». Снаружи. Правда, эти страсти, как котел кипящий. Чем больше ты их пытаешься сдерживать, тем выше давление. Внешне все выглядит благочинно, но чем дальше, тем страшнее. В этом случае либо рванет так, что мало не покажется, воля даст трещину — пойдет в разгул (см. рис. 2). Либо при огромной силе и благоприятных внешних факторах желание угаснет. Почему-то именно такой исход зачастую принимают за высшую форму духовности. «Молодец, справился!» — восторженно говорят знающие люди. Один раз справился, второй, третий. Кстати, все легче и легче со временем будет. Только внутри как будто жизнь закатывается. Засыхает сердце от таких практик, ожесточается: лампочку потушить можно…
 
                Рис 1. (Отобразить невозможно)

      Ну а если сорвался? Назовем это действо «неправильным». Не удержался: пошел, нашел, оторвался. Что ему? Ничего позитивного. Он, как писал пророк Иеремия, сделал два зла.
 
13. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.
(Иеремия 2:13)

      Одним словом, получил идол в жизнь. Именно так. Что есть идол? Это то, что дает временное облегчение. Но только временное — «не могут держать воды». Сегодня страсть, а завтра усталость. Сегодня кайф, а завтра нищета и ужасная зависимость. Первая, вторая, последняя женщина… но теперь они все одинаковые. Драйв ушел. Автомобили, одежда, гаджеты. Новое, новейшее, сверх выше высокого… Удовлетворения нет. Деньги. Кто любит их, тот не насытится ими.
 
                Рис 2. (Отобразить невозможно)

      Лампочка горит, машина катится, но остановка близка…

      Что же делать-то? А вот что:
 
                Рис 3. (Отобразить невозможно)

      Здесь — стоп. Не имея твердого понимания, что такое грех, плоть и мир, дальнейшие размышления потеряются в богословских истолкованиях. Также необходимо договориться о некоторых понятиях — категориях, к которым мы будем апеллировать ниже. «Правильный», «плюс», «+» — это тот самый старший брат или человек, что потушил лампочку — спрятал вглубь, подавил, отказался от сигналов своего сердца. «Грешник», «неправильный», «минус», «–» — этот термин будет означать тех, кто лампочку на панели приборов оставил, тех, кто сорвался, кто пошел вслед за похотью или гневом, такой, скажем, условный младший брат до покаяния.

      Конечно, ради легкости принятия информации, мы говорим о неких крайних проявлениях. В жизни невозможно встретить исключительно «правильного» или исключительно «грешного» человека. Масса полутонов, стрелочек между «плюсом» и «минусом». Понимаем верно: это просто модель, которая призвана упорядочить базовые представления, с помощью которых далее в максимально доступной форме будут раскрыты особенности жизни в Праведности и Святости по вере во Христа.


                Глава 1.4
                Грех

                Грех внутри

      Частенько после размышлений на тему старшего и младшего брата поднимается вопрос: «А что, теперь можно грешить?». Вопрос не новый, возрастом около двух тысяч лет. Еще Апостолу язычников, Павлу, приходилось после проповедей о вере в Иисуса долго объясняться по нему с приверженцами закона. Ответ, конечно, очевиден — никак (Рим 6:1-2). Грешить нельзя. Тогда что такое грех? Начнем с того, что грех внутри.

      Как внутри? Разве это не «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»? Да, но он внутри. Двое мужчин, военнослужащих, совершили самоподрыв на гранате. Две замужние женщины имели интимный контакт с другим мужчиной. Как называют таких? Не стесняйтесь: самоубийцы и прелюбодейки. А теперь вскроем небольшой нюанс: первый — от отчаяния, а второй — комбат, что накрыл своим телом неудачно брошенную перепуганным молодым бойцом РГД-5 , чтобы спасти жизни своих подчиненных. Одну изнасиловали, а другая по своей воле пошла. Здесь обычно восклицают: «Ну ты сравнил!». А никто никого не сравнивает. Что, скажите, внешне изменилось? Тот же подрыв, то же проникновение, все одинаково. Но только защитивший пацанов — герой, а пережившая насилие — не прелюбодейка. Что их отличает? Что-то другое, что-то внутреннее. Вот это «что-то» и есть грех.

      Итак, дела — это производная того, что внутри человека: греха ли, как «запущенная» его стадия (Иак. 1:15), Праведности ли, но по наружности они могут быть абсолютно одинаковы. Самое главное: что кроется внутри, в сердце.

19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Св. Евангелие от Матфея 15:19,20)

               


Полная версия здесь: https://ridero.ru/books/pravednost_i_svyatost/