Татьяна Полякова и ее островок

Ирина Торпачева
Автор авантюрных детективов счастлива, что стала писательницей, а не актрисой

--Татьяна, ваши героини все такие бесшабашные, авантюристки. А какая Полякова? Неужели в душе такая же? Или тихо-мирно варит борщи после работы? И -- смотрит мыльную оперу?

-- Ну мыльные оперы я на самом деле не смотрю… Хотя нормально отношусь к сериалам. Но, понимаете, сериал предполагает какой-то регулярный просмотр. А у меня так никогда не получается. Поэтому сериалы для меня тема закрытая...
А вот по поводу авантюризма… Человек ведь во многом зависит от обстоятельств. У меня так получилось, что почти всю жизнь я очень спокойно провела. Была единственным ребенком в огромной семье. Так получилось, что у моих тетюшек-дядюшек детей не было. И поэтому меня по всей России-матушке таскали в каникулы в очередь: «Девочка, скажи, что тебе надо, мы пойдем и купим!» Смешно звучит, но – записывались в очередь, чтоб ребенок приехал на каникулы. И очень обижались, если получалось. Все старались накормить-напоить, одеть-обуть, поэтому я была всегда очень защищённым человеком.

Потом я очень рано вышла замуж. В 19 лет. Из трогательных папиных рук сразу перекочевала в трогательные руки мужа. Такая спокойная домашняя девочка! Но, видимо, не зря говорят, что тихих тянет на авантюры… Может быть, в каких-то других обстоятельствах я была бы Бони, и для меня нашелся свой Клайд.


--Вы производите впечатление очень весёлого, позитивного человека… Спокойно принимаете жизненные реалии?

-- Могу вам сказать очень смешную вещь. Когда мне исполнилось 50, я очень радовалась тому, что не такая уж и красавица. Потому что представляла, как, должно быть, страшно стареть Быстрицкой или Софи Лорен, для которых красота  -- огромная ценность, профессия. И вдруг увидеть, как все это рушится?! Причем рушится не потому, что ты лентяйка или что что-то плохо делаешь, а по закону, который от тебя не зависит! Это трагедия. Это -- как меня лишить возможности писать.

А так я считаю: все нормально, все логично. И выбора в общем-то нет, правда?!

--И депрессий у вас не бывает?

-- У меня зависимость от солнышка, от хорошей и плохой погоды. Без солнца, если его нет неделю, начинаю чахнуть. Поэтому стараюсь осенью, если есть возможность, уехать туда, где лето, больше плавать, двигаться: надо же как-то себя вытаскивать!


--Вы много работаете. Берете себя «за шкирку» -- и к столу?

-- Да по-разному бывает! Бывает, что и «за шкирку»: человек ведь – существо ленивое. А потом, если ждать вдохновения… Можно очень долго ждать. Я вообще по натуре спринтер: не могу отвлекаться. Во время работы -- человек, потерянный для общества. Встала, позавтракала, поплавала, прогулялась, мозги на место встали -- и часов до двух ночи пишу. Иногда до пяти.

--Сами детективы читать любите? Агату Кристи?

-- Вот с Кристи у меня почему-то не сложились отношения.

-- Нудновато?

-- В общем-то, да. Но мне всегда нравилось в ее книжках ощущение неспешности сельской жизни. Это такой бальзам на мою душу! Соседей всех знаешь. Эти садики, эти розы, лужайки…Эти дома, в которых жили сто лет до них и в которых еще будут жить. Мне все это абсолютно симпатично, но уже не для нашего времени.

-- А как вы вдруг стали писательницей? Из детского сада --  и в большую литературу?

-- Это же были 90-е годы, бум детектива. Я стопками книги покупала. Но из женщин поначалу была одна Маринина. Остальное – чисто мужское чтиво: все мрачно, изнасилования, друзья продажные, прокуроры -- мафиози… Читать все это оптимисту невозможно. Хотелось утоптать себе некий островок, где все зависит от меня. Где все будет, как я хочу. Где все будет комильфо.

Первую книжку я написала на спор. Мы с другом-поэтом зашли в книжный магазин, народ в нем как раз «громил» любовные романы. В таких белых обложечках, с медальоном. Женщины набирали книжек по 10. И я ему говорю: ты же лирик, что тебе стоит любовный роман написать? Денег заработаешь. А он мне отвечает: сама и пиши! Но я любовный роман не напишу, потому что терпеть не могу всю это слезливость. Вот детектив могу. Закончилось это тем, что мы поспорили, кто из нас быстрее сделает это.

-- Иначе не начали бы вообще писать?

 --Думаю, начала бы. Но позднее. Друг так и не закончил свой детектив, а я как-то так серьезно взялась. «Ставка на слабость» -- первая написанная мной повесть. Она очень долго «в народе» ходила --среди друзей и знакомых. Никакого желания куда-то ее пристроить не возникало. А друг послал рукопись в издательство. И мне на работу вдруг звонят: «Татьяна Викторовна, а вы еще можете написать?»

И по этому поводу я могу сказать только одно: если хочешь, чтобы в твоей жизни произошло что-то, стоит сделать то, чего раньше ты никогда не делал.

-- Вы известная писательница, не бедная женщина. У вас подруги сохранились?.

-- Все у меня сохранилось! Мои подруги абсолютно состоявшиеся люди. Люди, которые заняты своим делом. У которых абсолютно все в порядке.

-- Часто собираетесь вместе?

-- Часто. Святое -- на Татьянин день. К счастью,  у нас очень большая дача, и можно принять большое количество людей. Веранда великолепная. И мы как-то сразу ее полюбили. И не зря. Все, кто к нам приезжают, говорят: какая  атмосфера у вас  здесь замечательная!

--Готовитесь к приему?

-- Наша с мужем задача – забить холодильник  под завязку. А потом вместе с друзьями готовим. Кто-то шинкует, кто-то жарит, все что-то делают. Я участвую во всем. Как правило, на грязной работе: помыть, почистить... Никто от меня кулинарных изысков не ждет. Мужики -- на улице с шашлыками… За час собирается колоссальный стол.

-- А что у вас обычно в холодильнике? 5 продуктов, которые там есть всегда?

-- Обязательно яйца, молоко, творог, сметана, сливочное масло.

-- И что знаменитая писательница Полякова может из этого с утра сварганить?

-- Кашу. Манную. Жидкую-жидкую, как для младенца. И муж, и я очень любим каши.