З переляку

Гордеев Роберт Алексеевич
                http://www.proza.ru/2019/06/01/1634 

       Представив письмо, я вдруг сообразил, что просто молча стою, а внук… как-то странно и тоже молча смотрит на меня; показалось, по его лицу  скользнула тень скуки… Может, что другое ему спеть, а эту - с двойным-то  дном! – рано ему или … вообще, не нужно?
       - Вань… – обратился я к слушателю, - а папа тебе революционные песни пел? «Вы жертвою пали» или «змучен тяжёлой неволей»?
       - Деда, – чистые глаза смотрели внимательно, - а зачем песни бывают революционными?.
       Я оторопел:

       - Ну, парень!… Это… Ну, принято так! Воспоминания, скажем, или уважение к прошлому… Одним они нравятся, кой-кому не очень, но – память, всё-таки!… Я ещё пешком под стол топал, когда мама мне их сто-олько напела!... Спросил бы у папы, кто такие были революционеры. Впрочем…
          Лет полтораста назад – подумать страшно! –  жизнь у простых людей была трудной, устроена несправедливо. А люди – и тогда, и сейчас! – все разные и всегда хотят кушать. Все!
       А на «покушать» надо ещё заработать, а работы бывают разными! До революции в России много было таких, кто работал много, а жил голодно и холодно, а другие в это время катались, как сыр в масле и при этом ничего не делали…
       И вот, кое-кто посчитал, что если у богатых всё отнять и поделить поровну, все сразу станут счастливыми! Однако, оказалось,, чтобы всем хорошо жить, работать надо тоже всем, а работы бывают разными! Один, к примеру, умел хорошо дрова колоть, а жил плохо, бедно. А у другого работа была тонкая: он серёжки делал для женщин – в уши вставлять и жил припеваючи… Третий шубы строил - с воротниками - и при этом жрал ёт пуза!… Как тут сравнивать? А тот, который дрова хорошо колол, смрг бы он шубу построить на свои доходы? Ему о-го-го, сколько дров пришлось бы наколоть, чтобы хоть на один воротник заработать!…
       А если четвёртый в это время, скажем, велосипед изобрёл, а тому, кто дрова умеет колоть, велосипед понадобился?... Может быть тот, кто велосипед изобрёл и отдай ему «за просто так»?! З якого переляку? Нэ выйдэ!… Если жена твоя кавуны да огiрки гарно взращуе, так и вiддай тому дровоколу?…  Тут ще розiбратiся треба, як це «поделить порiвну», кто что и кому скiльки довжен…
       - Деда… а «з переляку» и «кавуны», что это? – Ванька был в недоумении.
       Тоже оторопев от его вопроса, я усмехнулся - желание внука понять меня пересилио занудство моей «политграмоты»!
«Балакать» на этом «языке» я научился во время войны у маминой мамы Бабуси; дома она нередко перескакивала на «суржик». Я редко спрашивал, что означает то или иное слово или оборот и привык вворачивать их наугад. Бывало, ошибался и вскоре получил кличку «хохол» - почти у всех в классе у нас были клички. Значит, только что в увлечении не заметил, как сунул  в словеса пару-другую из «суржика», смеси украинских и русских слов - проскальзывают иногда всё ещё. Пояснил:
       - - «З переляку», Вань, это по-украински означает «с испугу», а «кавун» - просто «арбуз»…
       Иван постепенно оттаивал и я поднял, и руку:
       - Эй, хлопец! Балакла-ава-а! Вы слышите иеня или вы меня не слышите? («с чего, вдруг – мелькнуло - вылезла эта фраза из виденного когда-то дурацкого фильма «Приключения мистера Питкина в тылу врага»?) Отвечай, потомок, продожаем пение или?...   
       Ступор покинул потомка не сразу - я восхитился:
       - Ну-у, парень! Такого бы слушателя да каждому в подарок! Уши к бою, десангтник!
       И продолжил в прежнем ритме:
                Нам нена-вист-ны тира-нов коро-ны,
                цеппи народа,..
               
       Дверь слегка приоткрылась, в образовавшецся щели улыбалась Катюшкина физиономия:
       - Ванька, папа уже одевается: пора Йоську выгуливать!...
       Застыв на момент! – внук рванулся и исчез - лишь спина его сказала о многом…
       Я пожал плечами: солировать перед в недоумении застывшим ванькиным воинством было бы чистым идиотизмом! Хотя… Главное-то автором было вставлено именно в последний третий куплет песни: 
                …нам ненавистны тиранов короны,
                це-пи наро-ода-страда-альца мы чтим!
                Кровью народной залитые троны
                кровью мы наших врагов обагрим!
                Смерть беспощадная всем супостатам,
                всем паразитам трудящихся масс!
                Мщенье и смерть всем царям-плутократам -
                близок победы торжественный час!
                На бой кровавый, святой и правый,
                марш-марш вперёд, рабочий народ!...

              Помню, в очаге мы с Борькой Матвеевым смеялись: посмотреть бы на всех этих тиранов, супостатов, плутократов и паразитов, сваленных в кучу перед марширующим вногу и в цепях «народом-страдальцем»! Вот звону было бы да бряку! Да  смеху!…  Теперь же, оставшись в одиночестве перед теснящимся возле кубиков воинством, я мысленно спросил этих «под шеломами взлелеянных» и «с конце копья вскормленных кметов», понимают ли они, с какой целью автор песенки напихал всех этих мало уважаемых персонажей всего лишь в пару строчек куплета?
       «А с такой - тоже мысленно ответили мне «рыщущи, аки серыи влкы, себе славе, а князю - чти» кметы: чем больше перемешано  и свалено в кучу непонятных слов, тем сильнее раздразнят они раздражаемых! Буржуй, он, ведь – паразит! Но, сколько же времени понадобится, если вылавливать всех буржуёв по-одному! Вон их сколько… А тут – гляди – все буржуИ в куче: тут, тебе, и паразиты, и тираны сразу и супостаты… Даже, вон,  плутократы затесались… А-аа, кой хрен!... Буржуй, тебе, не буржуй: всё одно - кровопивцы!… Ату их всех!»…

                http://www.proza.ru/2019/06/01/1681