Имя из памяти

Гордеев Роберт Алексеевич
                http://www.proza.ru/2019/06/01/1596 

       Случается, услышанные или вспомненные вдруг стихи или песня тащат за собой из памяти цепочку штрихов ли тонкостей какого-то события и они, сцепившись воедино, возникают в тебе снова и вместе! В очаге мы заучивали только первый и третий куплеты этой песни, а средний, так поразивший меня…
       Чудом вытащенный мамой из Блокады в январе сорок второго, с ним я познакомился уже в Касимове, когда копаясь в книжках двоюродний сестры, наткнулся на затерявшуюся среди них листовку красного цвета, и запомнил сразу и на всю жизнь:
                Мрёт в наши дни с голодухи рабочий,
                станем ли, бра-атья, мы дальше молчать?
                Наших сподвижников юные очи
                может ли ви-ид эшафота пуга-ать!
                В битве великой не сгинут бесследно
                павшие с честью во имя идей:
                их имена в нашей песне победной
                будут священны для мильё-онов люде-ей!
                На бой кровавый, святой и правый
                марш-марш вперёд, рабочий народ!...

       Ритмично дёргавшаяся рука отвлекала, мешала петь – я опустил её. Внук слушал серьёзно, а во мне, как бы, зашелестели возникающие вновь сомнения семидесятилетней давности:

       «…какие-то «мы» сомневаются, «может ли вид эшафота пугать» «юные очи» неизвестных им  «сподвижников»… Но, уверенные, что те «в битве великой не сгинут бесследно», гонят их «на бой кровавый»: «марш-марш вперёд, рабочий народ!... А сами… готовятся петь… «нашу победную песню»?!
       Не-е, ребята, так дело не пойдёт! Следует разобраться, кто такие эти «мы» и «во имя» каких «идей» гонят они «сподвижников» в «битву великую»... Но, главное-то: эти «мы» - будущие певуны - намерены они разделить участь «сподвижников», чтобы и «их имена» были «свящепнны»?...  Не-а, не похоже! И «идей» никаких тоже не видно…

       Не помню, знал ли я, восьмилетний, в сорок втором, что такое провокация, видимо, просто заметил, что не имея – кроме амбиций! - на то никаких оснований, «мы» просто хотят руководить действиями «сподвижов» по-своему!...
      Но, тогда же мама сказала, что слова этой песни  написал не поэт, а инженер, «угодивший в революцию» за компанию со своими приятелями. Оказывается, все они ничего не имели и делать ничего не умели, не зарабатывали денег и поэтому решили «заняться революцией». То есть - стать «профессиональными революционерами» и руководить борьбой рабочих, чтобы, свергнув с их помощью царя и в результате этого «получив власть»,  установить «справедливый общественный строй»,
       И ещё что-то она сказала про «деньги, нужные на революцию», но как появились у приятелей эти деньги, я не понял… И тут мама, засмеялась, поцеловав меня и сказала, что ты, мол, «скоро всё сам узнаешь и поймёшь и «иди играй»! И я унёсся…

       Осталось немного непонятным, откуда «мы» могли знать, что «сподвижникам» нужно. Если просто сочувствие, те могли бы сказать «спасибо» и сами решить, что им делать… А тут, выходит, «мы» диктуют «сподвижникам», что тем надлежит делать!... С чего бы это вдруг, с какого переляку должны «сподвижники»  доверять тем, кто сами не работают и не «мрут с голодухи»? Потому, что «мы» грамотнее их? Ишь, какие умные эти «мы», будущие певуны!... Не иначе, решили вертеть ушастыми «сподвижниками» и… Точно, надуют! Ничего себе «идейка»! Ах, ты ж, лукавая песня-обманка!…

       «Не-ет, погоди - сказал себе сегодняшний я. С чего ты взял, что в сорок втором ты, въедливый и поглядывавший на мир – это после Блокады-то! -  с недоверием, возвёл такую напраслину на автора революционной песни?... Между прочим, на друга самого Вождя… 
       Из глубин памяти медленно стало всплылвать имя… Что-то было в нём неприятно-скребущее память чего-то ранее услышанного или… Выплывало, вроде бы, что-то польское: крыж…, дзерж… скриж… Затем вспомнилась когда-то виденная где-то фотография… Да, групповая, на которой… запечатлены члены «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», и… В первом ряду второй слева, сидящий  рядом… с будущим Вождём  митрового пролетариата… он, Глеб Максимилианович Кржижановский!
       Сегодня далеко не всем знакомо это имя, но именно из этого «Союза…» выросла партия нового типа» РСДРП(б) (олна же впоследствии РКП(б), она же ВКП(б), она же КПСС), а сам Глеб явился первым и  наиболее видным пропагандистом идей этой партии… Революцтонер пылкий, но осторожный, автор виршей к этой «варшавянке» и к другим песням, он впоследствии стал видным деятелем ГОЭЛРО и академиком…
       В головы довоенного поколения - в наши головы – «с младых ногтей» вдавливались идеи большевизма (конечно же, только зародыши идей!), на них нас воспитывали…   
            
       Я  вдруг почувствовал, мне неприятны оба - и послеблокадный тот восьмилетний сопляк (я сам!), и такой, вот, «себе на уме» автор революционных виршей! Давай-ка, дед – мелькнуло! - закройся и канай отсюда куда-нибудь!
       «Милль пардон»! – ответил я, сегодняшний, тому сопляку, - «не желаете ли, сэр, вспомнить в дополнение к «варшавянке» известную песню Гражданской войны? Ту,  что была у «бойцов обоих станов» - у «красных» и у «белых»: сегодня её можно найти, где угодно… Слова в них не слишком  различны: одни пели «смело мы в бой пойдём за власть советов…», а другие»…

                http://www.proza.ru/2019/06/01/1634