Поездки в польшу

Владимир Зубрицкий
Воспоминания и размыщления..

Дорогим моим кузинам,
кузенам, семьям Юрковски
   позвящается…


   В конце мая 1975г.  после первого года обучения в аспирантуре я получил от родной тети  Галины Антоновны Зубрицкой весьма интересное письмо, в котором на фирменном бланке оформлено приглашение от родственников из Польши  сроком на месяц в г. Вроцлав( бывший немецкий Бреславль). На ул. Пирогова  в  ОВИР мне подготовили документы для поездки в августе, но будучи у мамы,  в море поранил ногу и не смог выехать. Пришлось ее лечить. В начале сентября обратился снова в ОВИР, чтобы продлили визу. Прекрасная сотрудница пообещала . И она выполнила свое обещание. С пересадками на поезде доехал  до польской границы. Деньги успел поменять в банке г.Черновцы. Приехал в Варшаву ночью и решил поесть в ресторане. Перед этим купил билет до Вроцлава, который отправится только утром. В ресторане  с голодухи  заказал несколько блюд: первое, второе, салаты, одну бутылку пива и пепси кола. Да, в кассе и в ресторане меня вежливо расспрашивали: « У пана есть с собой золотые вещи?» Согласно декларации у меня были серебряные столовые наборы и золотые изделия, но это подарки родственникам, а не для «купи – продай». Поэтому отвечал: «Нет, пан(и)». 
   У вокзала Вроцлава сел на такси и вскоре оно доставило по адресу. Во дворе слышалась польская и немецкая речь. Шофер указал нужный мне подъезд. Возле него стояли тетя Людвига  и ее сын Стасик. Мы обнялись и поднялись на второй этаж. Пока тетя накрывала стол, я распаковал кожаный  чемодан, достал подарки и вручил. Она была в восторге и очень тронута такими подарками. За время пребывания в Польше кузен Стасик показал мне весь город: костелы, магазины, площади, олимпийский стадион, помог купить хорошую и модную одежду для меня, моих родственников  на доллары США. Стасик работал водителем трамвая и в свою смену брал и меня. По движению показывал, рассказывал. В свободные дни мы садились на спортивный мотоцикл и мчались по улицам города. Пили пиво со свиными ножками. По телевизору смотрели футбол. Болел, конечно, за поляков. Жена Стасика Гаржина  работала со своей мамой в магазине, а отец по ночам на своей Победе работал таксистом. Тетя же домашней хозяйкой. Моего дядю Станислава я не застал, несколько лет тому он умер. С тетей купили букет и ходили  на кладбище отдать уважение и почести ему. Тетю сразу по приезду попросил вести разговор со мной на польском.  Ведь  польский  в Кишиневе учил самостоятельно. Покупал газеты на польском и читал с помощью карманного словаря. К тому же, старался купить журнал «Ванда», где была рубрика: « Говорите Вы по -  польски?» За время пребывания в Польше  я свободно бродил по городу, общался с жителями, продавцами. Тяжеловато мне давались выговорить большие числа. Тетя постаралась сводить меня по гостям своих детей во Вроцлаве и в других  городах. Например,  г. Валбжих. Небольшой город шахтеров, где добывают уголь, а из него уже  кокс, которым обогревают дома. В этом городе проживает в своем доме сын тети Юрек с семьей: жена Марта француженка и двое взрослых детей – сын Богдан  и дочь Илона . Дочери подарил обручальное кольцо, поскольку она собиралась замуж.  Расположение в доме мне очень понравилось. В полуподвале расположен  небольшой бассейн, финская баня, душ с набором сеток. На первом этаже светлая столовая и просторная кухня. Выше этажом спальни для всех, а самом верху кабинет Юрека, который обшит деревянной вагонкой. Он преподает в строительном учебном заведении. Здесь же чертежная доска – пульман. После трапезы на спортивной машине поехали в долину Клецкую. Я взобрался на холм и увидел вокруг такую осеннюю красоту – сказку. Юрек предложил  прокатиться к границе Чехословакии( ныне Чехия). Недалеко от поста сфотографировались на память. Моя сестра Лариса, будучи раньше меня здесь спросила: «Это и вся Польша?»  Родственники заулыбались и все мне поведали. И еще. Она как только приехала, сразу скупила, что необходимо. Я же не торопился. За 3 дня до отъезда со Стасиком купили мне самое нужное.
    Как –то Стасик спросил меня: « Есть желание посетить ночной клуб «Диско»? В знак согласия кивнул головой. И в один из вечеров посетили клуб. Я одел костюм с галстуком, во внутренний карман пиджака положил согласно инструкции паспорт. Стасик оделся просто – джинсы и цветная рубашка. В клубе стояли вокруг круглые столики, а в центре площадка – сцена, где шли представления – стриптиз. В зале царило затемненное освещение, при в ходе стояли игральные автоматы. Стасик – кузен заказал пиво и что – то к нему. Незаметно все и всех присутствующих я осмотрел и решил медленно менять облик одежды. Снял пиджак, галстук и рубашку. На мне была белая футболка. Выпив по бутылке пива, пошли испытать свое везение. Сначала нам везло. Автоматы сыпали металлические монеты – фишки, а затем фортуна повернулась к нам боком и выделенную сумму денег оставили  в автоматах. Мы вернулись за столик и продолжили отдыхать и наблюдать за сценой. Когда слышу рядом за столиком русскую речь. Незаметно повернулся в ту сторону и увидел такую нетактичную картину. Двое выпивших  советских военных приставали грубо к девушкам – полькам. При этом их матом оскорбляли. Мы со Стасиком подошли и чисто на русском я поздоровался с военными, а на польском с девушками. Один другому говорит: « Смотри, как поляк чисто чешит  на нашем языке. Все же выучили чему – то их.» Я не выдержал. Из кармана вытянул свой заграничный  паспорт и внятно прочел содержимое  и попросил покинуть клуб, если они не желают себе неприятности. Перед девушками извинился за хамство военных. Когда посетители начали танцевать, одна из них подошла ко мне и пригласила на танец. Ее звали Анна и училась она в колледже. Мне сразу понравилась. Блондинка, стройная да и русский понимала. В городе не раз встречались, пока не уехал в Союз. А сейчас все мы смотрели выступления на сцене. Девушки медленно раздевались и одевались. Стасик тихо меня спросил: « В Советском Союзе есть подобные  клубы?»  Чтобы не ударить лицом в грязь, я уверенно ответил, соврав: « Да, есть и еще какие!» Больше на такие мероприятия мы не ходили. Чем ближе подходило время возвращаться, Стасик очень просил остаться. Обещал выделить землю для дома и помочь его построить. Я сердечно благодарил и объяснял, что никак не могу остаться. На это есть множество причин, но Стасик был не приклонен. Договорился до того, что прекрасный врач – хирург сделает что –то с ногой или с рукой. Я не хотел ему раскрывать все карты и что будет потом со мной, родственниками, если не вернусь. К тому же я аспирант, должен написать диссертацию и защитить ее. И договорились, что буду приезжать по приглашениям к нему, а он – ко мне. Тогда не думал и не гадал, что еще буду в Польше и именно во Вроцлаве. Встречусь со своим любимым кузеном Стасиком.
    В 1984г. будучи доцентом проходил согласно графика повышение квалификации в  Московском экономико – статистическом институте и проживал в  общежитии на 16-ом этаже, как все преподаватели.  Нижние этажи  занимали студенты, советские и иностранные аспиранты, докторанты и  др. В нем познакомился со многими из Польши. Среди них с Эдвардом Новак, который писал докторскую диссертацию, а главное, жил во Вроцлаве и преподавал в Экономической академии им. Оскара Ланге(ныне Вроцлавский экономический университет.) Завязалась дружба в области научных исследований. Мои статьи печатались в академии, а его – в научном сборнике  трудов экономического факультета Кишиневского государственного университета им. С. Лазо( ныне МГУ).
   В 1990г. профессор Эдвард Новак  через наш университет пригласил  меня на научную стажировку к себе на кафедру. По приезду он встретил меня на перроне в своем новеньком автомобиле, поселил в шикарном трех комнатном коттедже с мебелью, телевизором, холодильником, различной посудой, телефоном. Днями работал в библиотеке академии, иногда читал публичные лекции студентам, преподавателям в аудитории с синхронным переводом. Старался говорить без записей. Бывало, что спал у  кузены Ирены и ужинал. Тетя Людвига уже умерла. Стасик жил сам. Стал выпивать. Ему подарил молдавский коньяк многолетней выдержки. С ним по душам поговорил, но приглашения на пмж от него так и не услышал. Мне так его стало жалко, что чуть не плакал, когда смотрел на его неопрятный вид. Если бы  я точно знал, что  шайка – лейка не развалит, а уничтожит СССР, я бы остался со своим кузеном Стасиком жить. Он молодец. Повез на базар – толчок и здесь по мелочам я продал  бытовые приборы, молдавские конфеты с ликером, вино  «Букет Молдавии»,  русскую пшеничную водку. Все в одном экземпляре согласно заявленной декларации.
   По приглашению побывал  на ужине в семье Здварда. Его жене подарил золотой на цепочке кулон. Вся семья была в восторге. Время быстро пролетело моей научной стажировки. Мне выплатили зарплату в злотых. Я купил самое необходимое и,  попрощавшись, уехал навстречу развала СССР  и неизвестности, нищеты, бедноты.  Граждан такой огромной страны ожидало разделение на своих и чужих, а союзных республик  – « независимые и суверенные» государства с кучкой олигархов.
 
01.06.19.Владимир Зубрицкий, профессор