Мелкая бесовщина Василия Розанова

Александр Квиток
Мелочи нашей жизни…Разные люди понимают их и толкуют каждый по-своему. Кто-то на них не обращает внимания, а кто-то в них существует и без них не может…

Фетишизм мелочей – такова призма, сквозь которую смотрит на мир Розанов. Он совсем не Наполеон, этот удивительный русский писатель и философ, и ничего в нём нет наполеоновского. Ему не по душе «большой шум и большое беспокойство»… «Пусть моя могилка будет тиха и в сторонке».

И когда Розанову великодушные критики навязывали какое-то «наполеонство» (или «бонапартизм»), какой-то демонизм, то Василий Васильевич сердился и смеялся над своими критиками.

    – Чего им надо? – ворчал он. – Демонизм Розанова! Все статьи начинаются демонизмом Розанова! Откуда? Почему? На каком основании? Я – самый обыкновенный человек…Позвольте, полный титул: коллежский советник Василий Васильевич Розанов, пишущий сочинения!

А к нему со всех сторон лезут с демонизмом! Вот привязались! Человек каждой строкой своей хочет убедить весь свет, что он маленький, слабенький щупленький старичок, «русский обыватель, уважающий  начальство», человек «мирный от природы», который «каждого полицейского считает своим начальством, а в конке – даже кондуктора конки», а ему подсовывают какой-то демонизм.

Демонизм в понимании Розанова – это нечто титаническое, сверхпорочное, огненное, – а какой же он демон, если все его пороки, по его собственным словам (и это глубокая правда), – «мокрые». «Огненного ни одного!» Нет, совсем не демон В.В. Розанов! Почти праведник. Уж коли толковать, то не о демоническом, а о бесовском, и не каком-то Великом, а наоборот, о Мелком бесе – «коллежском советнике», – который, «сидя над морем, на высокой горе, с бумажкой в руках, высчитывал процентные бумаги», всецело поглощённый житейской выгодой…для которого «грибная лавка в чистый понедельник равняется лучшей странице Ключевского»…у которого не пороки и даже не «влеченье к ним», а всего только намёки на пороки, слабые поползновения к ним…

Ну, разве можно осуждать Розанова в мелких житейских удовольствиях? Бушует революция, на баррикадах умирают люди, льётся кровь, плачут дети, рыдают женщины, а ему в самый раз: «Папироска после купания. Малина с молоком, малосольный огурец в конце июня, да чтоб с боку прилипла ниточка укропа…Вот мой октябрь (имеется в виду октябрь 1905г.)…В этом смысле я октябрист…». Выпьем за революцию и закусим малосольным огурчиком. Участник революции, близкий к народу.

У вас там революция – ну и ладно, а мне попариться в баньке надобно…

Какой там демонизм, к чертям собачьим! Так, мелкая бесовщина…Просто жил со вкусом, пока нищета ни одолела. Ведь никого не убивал, не мучил, не пытал, и не испытывал удовольствия от страдания других людей.

Сущность «демонизма» у Розанова схвачена верно: то ли у Соловьёва позаимствовал, то ли сам «дошёл» – такое бывает у философов, когда идеи носятся в воздухе и посещают светлые головы, умственно загруженные и готовые к приёму нового знания. В книге «Опавшие листья» (1913) он так формулирует: «…никогда месть мне не приходила на ум…самая суть моя есть доброта…Ничьё страдание мне не рисовалось как моё наслаждение, – и в этом всё дело, в этом суть «демонизма». Которого я совершенно лишён…».

Розанов своеобразно, даже как-то по детски, объясняет происхождение «демонизма: «Мне кажется, что всё это выдумано преимущественно дворянами, как Байрон, – и от молодости. Были сказки о домовых, а потом выдумали занимательнее – демон».


Здесь я намерен сделать историческое отступление.

«…сказки о домовых» – их я слышал в детстве, запомнил – страшно и интересно!, а потом, уже во взрослой жизни (после 50), убедился на своём личном опыте, что это не сказки, а реально существующие злые духи, постоянно обитающие рядом с людьми и находящие среди нас подходящую им жертву, с каким-то слабым местом в натуре избранного, чтобы подавлять достоинство личности и наслаждаться мучениями человека. Злодейство творилось на Руси всегда (по летописи, начиная с середины 10-го века), потом опричнина Ивана Грозного, жестокие реформы патриарха Никона, палочная дисциплина середины 19-го века, две русские революции начала 20-го века, Первая Мировая Бойня, гражданская война, 1937-38 годы, Вторая Мировая Бойня, сталинские послевоенные репрессии, передышка в 1960-х…

И снова закручивание гаек, и снова страна живёт под девизом «Хватать и не пущать!»…Потом краткая передышка в 1990-х и …опять победное шествие Дьявола по стране. Элита вся проворовалась и завралась, виновных в отсутствии достижений в стране нашли быстро – это все инакомыслящие, инаковерующие и прочие «иностранные агенты»…На них и отрываются расплодившиеся демонизированные силовики: аресты по надуманным обвинениям, пытки, посадки невинных людей…

Беззаконие творится под видом закона. А спешно состряпанные Госдумой законы явно противоречат Конституции РФ. Впрочем, Основной Закон государства давно уже не в чести. Страна барахтается в болоте нечестия.

Дьявол породил первую ложь для людей, и он же веками успешно продвигает её в доверчиво оттопыренные уши российских и иных граждан Земли. «Отец лжи» – так назвал Дьявола Иисус Христос. В законе Моисея есть 9-я заповедь из Декалога: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16). Для христиан она обязательна.
 
Похоже, он (Василий Розанов) не испытал на себе чувствительного («огненного»), наводящего беспричинный страх, демонического воздействия. Для него всё обошлось только лёгким «шёпотом Дьявола». Ему и 100 миллионам российских граждан Дьявол нашептывал изо дня в день, что украсть по бедности – это не грех, ложь во спасение – это можно и нужно, пьяного бог бережёт, прелюбодеяние по зову сердца – это и вовсе не грех, а подвиг во имя любви…И многие другие лукавые допущения…

Но знать о том, что ложь – это смертный грех, философ обязан, ибо много и пространно рассуждает на страницах своих произведений о христианстве вообще, о православии, иудаизме, католицизме, язычестве…Библию читал, а следовательно должен знать заповеди Христа. Не-а. Живёт и спокойно врёт. И даже гордится своей ловкой ложью. А на упрёки во лжи отвечает:

«    – Если я лгал, то просто в то время я не хотел говорить правды…ну, не хочу, и не хочу.
    – Это дурно.
    – Не очень и даже совсем не дурно. Не хочу говорить правды. Что вы за дураки, что не умеете отличать правды от лжи? Почему я для вас должен трудиться?».

Собственное «не хочу» – это для Розанова свято. А вам, граждане и товарищи, надо учиться, учиться и учиться…отличать ложь от правды.

Легко врать в обществе, где все врут. Привыкли. Дьявол особенно и не терзает расплодившихся лжецов – они для него свои среди своих, послушные клиенты – что вложил им в уши через зомбоящик, тому они и верят. А вот те здраво мыслящие люди, что не смотрят телевизор и критически оценивают ситуацию в стране и в мире, что думают иначе, чем зомбированное большинство населения, те становятся главной мишенью Дьявола. И злой дух преследует таких независимых людей, дёргает за верёвочки властные структуры и науськивает на беззащитных людей вооружённых силовиков. Чуть ли не на танках приезжают к выслеженным и оклеветанным, молодым и старым, мужчинам и женщинам, врываются в жилища, хватают и тащат в околоток. Допросы, обыски, угрозы, пытки, лжесвидетели – опыт сталинских палачей не забыт и снова востребован внуками былых вертухаев. А потом идут доклады наверх об успешно завершённых операциях…против своего народа. Сыпятся награды и благодарности, звёзды и лычки на погоны, ордена и медали на мощные груди…

Похоже на безумие, поскольку власть призывает к единству и в то же время враждует со своим народом, но здесь диагноз не психиатрический: власть Дьявола над людьми проявляется в полной мере. Помните арию из оперы: "Сатана там правит бал...". Он выбрал самое слабое звено - проворовавшихся властолюбцев..

Россия встала с колен и…пытается встать на голову. Если и станет успешно, то…простоит недолго. Сам пробовал на голове стоять – две минуты, больше никак…Не пытайтесь повторить - опасно.

А Василий Розанов прав: он со своим привычным враньём всего лишь мелкий бес. У меня он даже вызывает симпатию своей честной самооценкой. Да, "я лгал, потому что не хотел говорить правду...". И он правильно оценил демонизм: это когда люди издеваются над другими людьми и получают от этого удовольствие.

И вот что ещё смущает наблюдательного писателя на закате жизни: «Человек искренен в пороке и неискренен в добродетели…Порок живописен, а добродетель так тускла…».

И Розанов ставит вопросы, которые и нам интересны: «Смотрите, злодеяния льются, как свободная песнь; а добродетельная жизнь тянется как панихида. Отчего это? Отчего такой ужас?».

В самом деле, отчего? Трудные вопросы. Ответы на них знает только Бог.

Спустя сто лет подобные вопросы не давали покоя писателю Виктору Астафьеву:
«…я знаю, что ждёт наших детей, внуков и русский народ, точнее остатки его, уже раздробленные, полуассимилированные, деморализованные. Кто-то дышит нашему народу в затылок, подгоняет его, подталкивает к скорейшему концу. И кто это, я понять до конца не могу, ибо он (русский народ – А.К.) занимается самопожиранием, как будто изжил сам себя, но для великого народа слишком малый срок, чтобы заболеть белокровием. Может быть, мы и не были великими? Может, так в детстве и застряли? Стадное чувство, рабство, душевная незрелость, робость перед сильной личностью вроде бы к этому склоняют…».

Тот, кто «дышит нашему народу в затылок» заодно и нашёптывает ему на ухо сказки о «величии российской державы» и подсказывает народу, кто у него враги. Вот куда вписывается розановский «шёпот Дьявола» и библейский стих: «Впрочем, близок всему конец…» (1 Петра 4:7).

Что касается великодержавности, то вот что сказал о стране британский историк Марк Галеоти: «…на самом деле Россия – это восставшее государство, которое пытается прыгнуть выше головы…».

Может быть и правда, что мы «в детстве застряли»? Иначе не понять, с чего бы это мы слушаем «шёпот Дьявола» вместо того, чтобы своей головой думать. Как дети малые.
Писатели – народ наблюдательный и много знающий. Им можно верить. Вот и опытный зэк Шаламов подтверждает тезисы Розанова о склонности населения, и не только русского, делать зло: «Творить зло гораздо увлекательнее, чем творить добро» (Варлам Шаламов, «Очерки преступного мира»).

                4.06.2019